?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О практичном и целесообразном - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О практичном и целесообразном
Вид уличного телефона у дверей Инчхонского аэропорта вызвал ассоциацию с аппаратом из фильма "Матрица", посредством которого герои возвращались в реальность. Подумалось, что стоит поднять трубку - и ты снова в мире суетных страстей и переживаний, наивных надежд и неизменных разочарований, вечных проблем и беспрестанного их преодоления; абсурда, доводящего до звериной ярости, и поистине детской радости при виде того, что обязано быть повседневным и привычным.



Жизнь в Корее поражает меня практичностью и целесообразностью того, что я вижу, и оттого окружающее едва ли не кажется иллюзорным. Под практичностью и целесообразностью я подразумеваю прежде всего стремление облегчить друг другу существование, вопреки известному нам принципу "чтобы жизнь мёдом не казалась". Многим нашим соотечественникам кажется, что этот принцип закаляет нас, делает сильнее, так же, как и схожее с ним житейское правило "я страдал, теперь пусть другие страдают". А на деле именно они нас и губят. Разве нет? Практичность и целесообразность - это когда на работе, в магазине, в кафе, на почте и в банке тебе улыбаются и кланяются, создавая таким образом стимул к взаимопониманию и сотрудничеству. У тебя повышается настроение, ты отвечаешь тем же, предупреждая возникновение напряжённости по тому или иному поводу. Ты вправе ненавидеть кого угодно, но вежливость подобна машинному маслу, которое позволяет вертеться шестерёнкам самого громоздкого механизма. Да и кого ненавидеть, если владелец магазинчика, куда ты постоянно заходишь за продуктами, то и дело дарит тебе чашку или керамическую миску; хозяин лавки древностей, едва завидев тебя в дверях, наливает кофе, а охранник в банке угощает зелёным чаем, чтобы не так скучно было сидеть в очереди?

Практичность и целесообразность - это когда администрация учреждения каждый год повышает сотрудникам зарплату, периодически организует для загородные пикники, а производственные собрания проводит в ресторане, оплачивая еду и питьё. Это подарки, которые получают сотрудники по праздникам: настенные часы и календари, зонтики и рюкзачки, наборы вяленой рыбы или других продуктов. Это создание бытовых и рабочий условий, которые позволяют работать с максимальной отдачей и побуждают стремиться к ней.

Здешний "механизм" отлажен веками традиции и хорошо смазан. Мы обращаемся на "ты" и "вы". В корейском языке пять степеней вежливости, выбор которых который зависит от возраста собеседника, его социального статуса, семейного положения, наличия детей и прочих условий. Закреплённые таким образом критерии уважения способствуют поддержанию иерархии взаимоотношений, необходимой для безотказного функционирования упомянутого "механизма", когда каждая "деталь" на своём месте.

Нам не нужно искусственно вводить в язык дополнительные степени вежливости - достаточно перестать гнобить и научиться уважать друг друга. Без этого условия мы просто не выживем - и не помогут нам ни нефть, ни газ, ни инвестиционные проекты, ни лозунги, ни призывы, ни промывание мозгов попсой и телевизионным бредом, ни партийные сборы на Селигере, ни "марши несогласных", ни "железная рука", ни либеральная вольница. Ни даже самый добрый "царь".

Насколько реально для нас это взаимное уважение, на основе которого мы могли бы сплотиться как нация и начать динамичное развитие? Имеет ли вообще смысл говорить о нём, когда пьяные крики и песни на ночных улицах - обыденная вещь; когда "джипы" паркуются на тротуарах, заставляя людей обходить их по мостовой или прижимаясь к стенам, а "мерседесы" с "пацанами" или с солидными господами в возрасте спокойно въезжают в толпу, переходящую дорогу на зелёный свет; когда на улице тридцать с лишним градусов жары, а продавцы в магазинах и пассажиры в транспорте задыхаются, потому что покупать кондиционеры для "быдла" хозяевам представляется непрактичным и нецелесообразным? О каком уважении к людям можно говорить, когда в десятках тысяч квартир города протекают и рушатся потолки, а глава администрации в это время едет с визитом в Бразилию и предлагает там услуги городских строительных компаний? А коррупция - не следствие ли полного презрения высокопоставленных воров к населению?

А мы с вами, дорогие пользователи Интернета, всегда ли уважительно разговариваем друг с другом? Какими эпитетами наделяем представителей различных этносов или носителей иных убеждений? Чем угрожаем? Часто ли являются образцами культуры комментарии к популярным постам? А сами популярные посты? И можно ли оправдать хамство тем, что, дескать, "наболело"? Каким языком заговорим, оказавшись во власти?

Позавчера я поздравил с днём рождения доктора Щеглова и дал ссылку на его исполненное едкой иронии и в то же время боли за судьбу не только родного города, но и культуры в целом, видеообращение к руководству страны. Статистика показала сотни просмотров, комментарий последовал только один. Благодарю промолчавших за корректность, ибо то же видеообращение, размещённое другим пользователем в блоге одного из петербургских сообществ, вызвало странную реакцию: задолбали, мол, "несогласные". За протест против уничтожения городского культурного ландшафта доктора едва ли не записали в "оранжевые".

По этому поводу мне опять вспомнилось, как один из моих теперь уж бывших друзей ставил мне в упрёк, что я ничего не пишу о политике, а только "о цветочках", хотя я не раз давал понять, что читать подобные тексты нужно в определённом контексте, поскольку каждый из них представляет собой иносказание - и нередко горькое. Писать о политике не хочу, так как сдаётся мне, несознательному, что в нынешних условиях всякая политическая деятельность сводится к вопросу о власти и экономических преференциях для той или иной корпорации. И по этой самой причине я считаю подлейшей вещью использовать в этих целях конкретные требования граждан, топя справедливый протест в разноцветном балагане. И в защиту города я предпочёл бы выступить вместе с Басилашвили и Сокуровым, а не с Касьяновым и Лимоновым. На этом, уважаемые друзья, позвольте спуститься с трибуны и приступить к своим профессиональным обязанностям, ибо 1-ого сентября начинается учебный семестр - надо готовиться. Считаю это для себя в данный момент самым практичным и целесообразным.

Tags: , , ,

26 comments or Leave a comment
Comments
liapin From: liapin Date: August 30th, 2010 08:06 pm (UTC) (Link)

С наступающим! )))

Отличный пост, Володя!
Спасибо!

Ты настоящий ленинградец, только такие люди могли отстоять и Город и Страну...
Хорошо бы, таким людям позволили бы сохранить и Культуру в целом. Таким, как ты и все, на кого ты бы опёрся... С наступающим тебя Днём Знаний! Пойду тоже готовиться...

Ученье - Свет, а неучёных - ТЬМА! ))))
vlapandr From: vlapandr Date: August 30th, 2010 08:10 pm (UTC) (Link)

Re: С наступающим! )))

Спасибо!!! И тебя с наступающим!
annok From: annok Date: August 30th, 2010 08:10 pm (UTC) (Link)
Нам не нужно искусственно вводить в язык дополнительные степени вежливости - достаточно перестать гнобить и научиться уважать друг друга. Без этого условия мы просто не выживем - и не помогут нам ни нефть, ни газ, ни инвестиционные проекты, ни лозунги, ни призывы, ни промывание мозгов попсой и телевизионным бредом, ни партийные сборы на Селигере, ни "марши несогласных", ни "железная рука", ни либеральная вольница. Ни даже самый добрый "царь".

Полностью согласна.
vlapandr From: vlapandr Date: August 30th, 2010 08:23 pm (UTC) (Link)
Рад Вам - и тому, что пост не оказался "гласом вопиющего в пустыне".
annok From: annok Date: August 30th, 2010 09:13 pm (UTC) (Link)
нет, постоянно вас читаю)
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: August 30th, 2010 11:17 pm (UTC) (Link)
Вы правы.
vlapandr From: vlapandr Date: August 31st, 2010 06:04 pm (UTC) (Link)
Это моё мнение. А правда, говорят, у каждого своя...
baiser_aerien From: baiser_aerien Date: August 31st, 2010 04:12 am (UTC) (Link)
Отличный пост!
Да, одно из первых, что меня поразило, как я начала учить корейский, - это количество форм вежливости. Как-то это меняет сознание. :)

Удачного начала учебного года!
vlapandr From: vlapandr Date: August 31st, 2010 04:29 am (UTC) (Link)
Спасибо! Насчёт изменения сознания согласен.:)
new_mafka From: new_mafka Date: August 31st, 2010 04:47 am (UTC) (Link)
Огромное спасибо за текст!
Вы во всем правы.
vlapandr From: vlapandr Date: August 31st, 2010 06:06 pm (UTC) (Link)
И вас спасибо. На правоте не настаиваю. Просто так думаю.
kortan From: kortan Date: August 31st, 2010 04:55 am (UTC) (Link)
Очень интересно!
уважаю народы, которые чтут традиции, уважают себя и других.
К сожалению, у нас с этим что-то происходит... И очень стремительно.
vlapandr From: vlapandr Date: August 31st, 2010 05:48 pm (UTC) (Link)
Интересно, есть ли этому какие-нибудь рациональные объяснения или это проявление чего-то, что не поддаётся осмыслению?
burova_olga From: burova_olga Date: August 31st, 2010 06:22 am (UTC) (Link)
Я понимаю вашу боль и досаду. У меня у самой по таким же вещам болит душа.
Если проектом предусмотрено так , как это на фото, то - это ужасно. Лично мне кажется, что и среди современных построек башня не вписалась бы гармонично. Разве что, где-нибудь на берегу – маяк в своем роде.
Посмотрела я и видеообращение доктора Щеглова. Мне кажется, что когда человек косвенно или прямо унижает достоинство другого, хотя бы и в ответ на справедливо возмутившие вещи, то его попытка собрать как можно больше сторонников, обречена
на провал. (Ведь вместо того, чтобы думать о проблеме связанной со строительством башни, с подачи автора невольно возникает вопрос: почему доктор так болезненно воспринимает демонстрацию чужой фалличности? Это обращение очень непрофессионально сделано. Из него я заключаю, что он либо не мастер в области психологии. Либо главной целью ставил выплеснуть свое накопившееся негодование
и ущемить самолюбие носителей «фаллоса», а «башня» только повод,
только возможность демонстрации себя.
(Оставить комментарий под обращением не представляется возможным, кстати)

vlapandr From: vlapandr Date: August 31st, 2010 07:37 am (UTC) (Link)
Ольга, я глубоко уважаю ваше мнение, хотя и не могу согласиться с тем, что доктор в своём выступлении унизил достоинство заказчиков проекта. Да, это отчаянная и, может быть, спорная попытка ущемить самолюбие - но тех, кто как раз и стремится унизить достоинство петербуржцев, любящим свой город, причём не столько проектом, сколько наплевательским отношением к их мнению, и в этом смысле доктор, сыграв на своём имидже, просто повторил уже ставший расхожим эвфемизм...

Здесь важно помнить предысторию выступления, а это и выступление Союза архитекторов Санкт-Петербурга, и Союза архитекторов России, и обращённое к властям письмо ряда деятелей культуры, и озабоченность со стороны ЮНЕСКО, и марш, основной темой которого была именно башня... Что же в ответ? Попрание законодательства, разгон дубинками марша, искажение позиции ЮНЕСКО, "альтернативные" выступления деятелей культуры, едва ли не у каждого их которых либо свой бизнес, либо виды на строительство, также вызывающее недовольство горожан, - и всё это под заклинания администрации о необходимости обновления города и грохот забиваемых в ценный археологический участок свай. Отсюда и пошли популярные среди недовольных горожан "фаллические" метафоры, которые озвучил, пользуясь своим статусом, доктор Щеглов.
burova_olga From: burova_olga Date: August 31st, 2010 08:15 am (UTC) (Link)
Я понимаю боль петербуржцев.
И разделяю ее.(Если Вы мне подскажете, где я могу оставить подпись,
чтобы своим голосом поддержать тех,
кто выступает против проекта, буду признательна.)
Но я так думаю, что зло рождает зло.

vlapandr From: vlapandr Date: August 31st, 2010 11:53 am (UTC) (Link)
Соглашусь с вами в том смысле, что зло, исходящее от адептов строительства башни, как раз и стало причиной того зла, что вышло из уст уважаемого доктора.:)
А подписи собирали - и уже не раз. Потом, видимо, поняли, что они никому не нужны...
larkin_donkey From: larkin_donkey Date: August 31st, 2010 10:57 am (UTC) (Link)
Да, возможно, нам надо сначала стремиться учиться самоуважению... Уважающий себя человек не может не считаться с другими и гадить им и вокруг, хотя бы просто из эгоистических соображений. Может быть, тогда придём, наконец, к осознанию практичности и целесообразности взаимного уважения...

Желаю успехов в нелёгком деле просвещения и с наступающим!)
vlapandr From: vlapandr Date: August 31st, 2010 11:43 am (UTC) (Link)
Спасибо! Со сказанным согласен, если под самоуважением подразумевать не раздутое самомнение, а позитивную, но при этом реальную оценку своего вклада в то или иное полезное для общества дело.
bornkiller666 From: bornkiller666 Date: August 31st, 2010 11:49 am (UTC) (Link)
"вежливость подобна машинному маслу, которое позволяет вертеться шестерёнкам самого громоздкого механизма" - золотые слова! читал с удовольствием, остается добавить "Что б мы так когда нибудь жили!" по работе приходится сталкиватся с разными бюрократическими инвтанциями- везде хамство,наплевательское отношение, трансляция того что "великое одолжение тебе,холоп делаем!"
vlapandr From: vlapandr Date: August 31st, 2010 05:50 pm (UTC) (Link)
Да кто ж с этим не сталкивался?
bornkiller666 From: bornkiller666 Date: September 1st, 2010 03:41 am (UTC) (Link)
бюрократы высшего звена бюрократии! :-))
bezrukov_irik From: bezrukov_irik Date: September 1st, 2010 11:21 am (UTC) (Link)

Видеообращения сюда

Видеообращения сюда
http://community.livejournal.com/videoobrachenie/
steinun From: steinun Date: September 1st, 2010 02:40 pm (UTC) (Link)
Удачного учебного года!
vlapandr From: vlapandr Date: September 1st, 2010 03:00 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Вроде, начался неплохо.
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: September 4th, 2010 12:19 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Всё так.
Но надеюсь, предчувствие Вас всё-таки обмануло:)
26 comments or Leave a comment