?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Буддизм и дальтонизм - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Буддизм и дальтонизм
В минувшее воскресенье вместе с коллегой из соседнего университета ездил в горный район Пальгонсан. Путешествие заняло несколько часов, говорили о разном; по причине, о которой я расскажу ниже, речь зашла и о дальтонизме. Как известно, некоторые из нас не различают цветовых оттенков, а часть людей и вовсе видит мир чёрно-белым. Явление это открыл Джон Дальтон в 1794 году. Для проверки цветоощущения существуют специальные таблицы, с которыми знаком всякий, кто проходил медосмотр в военкомате или сдавал экзамен на водительские права.

 

Некоторые хуже различают оттенки зелёного цвета. Их называют дейтеранопами.



Некоторые, как сам Дальтон, не видят красного. Их именуют протанопами.



Беда тут не только в том, что такие люди не могут совершать ночные прыжки с парашютом или водить машину. Главное - это неполное или искажённое восприятие картины мира. Представьте себе радугу в виде узкой бледно-жёлтой полосы. Все вокруг радуются, восхищаются, зовут друг друга посмотреть, а вы вглядываетесь в эту полосу и не понимаете, что в ней такого...



Или взять к примеру такое магическое явление, как живопись. Импрессионизм - это в чистом виде язык цветовых оттенков. И если вы дальтоник, Клод Моне для вас - та же бледная радуга, а о том, какую взрывную силу таят в себе картины Ренуара, вы можете только интуитивно догадываться.



"Цветовой слепотой" страдают почти исключительно мужчины, хотя передаётся он по материнской линии. Правда слово "страдают" употреблено здесь условно, как медицинский термин. Дальтоники бывают вполне счастливыми людьми. Они просто не знают, каким видят мир другие.



Хотя некоторые психологи утверждают, что дальтоники всё же склонны к депрессиям. Если это так, то причина такой склонности, наверное, не в том, что их мир скучнее или мрачнее, чем у остальных (ведь они об этом не догадываются), а в том, что они не могут не ощущать рассыпанных вокруг тайных знаков, указывающих на невидимую параллельную жизнь, и это ощущение бывает мучительным.



Разговор на тему цветовосприятия возник у нас в связи с посещением нескольких буддийских храмовых комплексов, расположенных на склонах Пальгонсана. Рассказывая коллеге об идее иллюзорности привычной картины мира, я вспомнил образ цветной мозаики, в виде которой когда-то мне представилась эта картина: синими камешками выложен один силуэт, красными, накладываясь на первый - другой; зелёными, переплетаясь с первым и вторым - третий; жёлтыми, пронизывая первые три - четвёртый. Пятая же фигура выложена разноцветными камешками, но чуть большего размера.



И так до бесконечности, потому что гамма существующих оттенков бесконечна и каждым из них можно обозначить нечто новое. И чтобы воспринять эту картину во всей её полноте, нужно обладать бесконечным вниманием и различать бесконечное многообразие палитры, с помощью которой создан мир. Доступно ли это смертному?



Когда мы с друзьями ещё в школе впервые разглядывали упомянутые выше таблицы - двое из нас вместо силуэта дерева ясно видели раскинувшую крылья птицу с длинной шеей. Оказалось, так и было задумано.

(Таблица 15. Нормальные трихроматы различают в верхней части таблицы две фигуры: круг слева и треугольник справа. Протанопы различают в верхней части таблицы два треугольника и в нижней части — квадрат, а дейтеранопы — вверху слева треугольник, а внизу — квадрат.)



Вот и мотив буддийского недеяния: меняешь что-то в одной фигуре - неизбежно разрушаешь при этом другую; срываешь листок с дерева - выдираешь перо из птичьего крыла. Многого не избежать, как ни старайся, хотя стараться, конечно, надо. Тем более, что со временем восприятие становится яснее. Может быть, потому что вглядываешься всё время в окружающее, хочешь увидеть... Радугу, например, я уже вижу. Хотя догадываюсь, что она всё-таки другая...

Tags: , , ,

33 comments or Leave a comment
Comments
vianer From: vianer Date: October 18th, 2010 07:53 pm (UTC) (Link)
Интересный пост, чуть "заумный", но полезный:)
Как врач и художник, добавлю пару фраз. Когда я объясняю ученикам основы живописи, я пытаюсь научить их мыслить не "цветом", а "тоном". То есть определять, "что чего темнее, и что чего светлее" в натюрморте. Прошу и даже умоляю их стать дальтониками на короткое время. И вот те, кому это удаётся, начинают делать меньше ошибок :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 19th, 2010 01:16 pm (UTC) (Link)
Какой чудесный символизм заключён в Ваших словах!:)
Так и надо всегда мыслить, чего бы дело ни касалось. Например: важно не то, какого цвета твоё знамя, а то, каким силам ты служишь, светлым или тёмным:)
vianer From: vianer Date: October 19th, 2010 06:47 pm (UTC) (Link)
Хи-хи... Вы мой "зачаточный" символизм развили в настоящий. Про знамя - настоящий дзенский коан получился :)
sergi From: sergi Date: October 18th, 2010 08:48 pm (UTC) (Link)
Как прекрасен этот мир, и то, что нам дана возможность его постигать.:) Спасибо за пост.
vlapandr From: vlapandr Date: October 19th, 2010 04:17 am (UTC) (Link)
А как тебе Питер Гэйбриэл вниз головой?:)
sergi From: sergi Date: October 19th, 2010 06:57 am (UTC) (Link)
Очень красиво!!!!
jaljustrelka From: jaljustrelka Date: October 18th, 2010 09:06 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
Очень красивый и интересный пост!
Таблицы заставили задуматься - кое где вижу лишнее:)
vlapandr From: vlapandr Date: October 19th, 2010 01:03 pm (UTC) (Link)
Видите лишнее, когда смотрите на таблицы - или вокруг?:)
jaljustrelka From: jaljustrelka Date: October 19th, 2010 11:40 pm (UTC) (Link)
На таблицы:)
Про вокруг - лучше вообще особо не оглядываться:)
vaialinn From: vaialinn Date: October 18th, 2010 09:52 pm (UTC) (Link)
необыкновенно красиво...
aigol From: aigol Date: October 19th, 2010 01:11 am (UTC) (Link)
Упомянутый способ выявления дальтонизма меня напугал. Особенно таблица 15. Потому как в ней я вижу все фигуры, то есть как те, что видят люди с обычным зрением, так и те, что видят дальтоники. Кроме того эти таблицы с разноцветными квадратами. Для меня они все воспринимаются как разноцветные. То есть основных цвета два, но тон разный. брррр...

Да, о связи дальтонизма и буддизма.. Я как раз вчера думала о дальтонизме как об ответе на вопрос, заданный на встрече дзен-мастером. Почему небо синее, а сахар сладкий. Мир приобретает оттенки и качества только в соприкосновении с нами. Причем оттенки и качества очень отличаются у разных живых существ. Таким образом наше восприятие мира - нисколько не объективная реальность, и может отличаться от реальности других живых существ. Важно помнить, что у каждого свой мир в этом мире ^^ и что наши чувства познания несовершенны
vlapandr From: vlapandr Date: October 19th, 2010 05:00 am (UTC) (Link)
Об этом и речь.
burova_olga From: burova_olga Date: October 25th, 2010 05:31 am (UTC) (Link)
Нравится мне как Вы пишите.
Просто и ясно, читается легко, интересно
Спасибо

Однажды, разглядывая картины Ван Гога,
подумала все ли видят так как вижу я
И вижу я так, как их видел Ван Гог...

За таблицы, отдельное спасибо.
vlapandr From: vlapandr Date: October 25th, 2010 11:27 am (UTC) (Link)
Вам спасибо, Ольга!
atsman From: atsman Date: October 19th, 2010 01:46 am (UTC) (Link)
Многие буддийские мионахи, должно быть, страдали той или иной формой дальтонизма, потому как ляпали, как им заблагорассудится, не разбираясь, цветные пятна - красные, зеленые... Нет, чтобы всё покрасить в один цвет - красный или зеленый. :)
Мне стала интересна этимология названия горы - Пхальгон(ъ)сан. Восемь + справедливость + гора - Гора восьми справедливостей? Что за чушь!
Оказывается, это название появилось лишь в 16 веке, а до этого она была известна как Консан, *Гора справедливости (на ней Ван Гон разбил противника, после чего создал царство Корё). Но Гора справедливости тоже не вызывает доверия. Погуглил еще. Есть два мнения. Оба предполагают звуковые изменения. Одно говорит, что это изначально была *Гора-Медведь (медведь по-корейски - ком; помните из исторических хроник миф о Тангуне?), второе говорит, что гора была богата фазанами (фазан - кквонъ)... :)
Когда корейцы пытались найти подходящий иероглиф для передачи названия горы, они не могли найти ничего лучше конъсан 公山...
vlapandr From: vlapandr Date: October 19th, 2010 12:45 pm (UTC) (Link)
Спасибо. А чего же всё-таки там восемь, если не справедливостей?
atsman From: atsman Date: October 20th, 2010 01:04 am (UTC) (Link)
Корейцы горазды на выдумки. :)
Уверен, если задать вопрос про 팔공, они вспомнят, что восьмерка - сакральное число, тут тебе и восемь страданий, и восемь бед, и восемь триграмм, и восемь злаков и т.д. и напрочь забудут про Медведь-гору или, как ее, Фазанью гору... :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 24th, 2010 10:53 am (UTC) (Link)
Вопрос задал. Говорят, что гора названа так в честь восьми военачальников Ван Гона. Но мне думается, что это в тоже время и сакральные военачальники...:)
atsman From: atsman Date: October 24th, 2010 02:20 pm (UTC) (Link)
Точно. Есть и такая теория. Якобы Медведь-гора была переименована Пхальгонсан ("Восемь+Медведь-гора") в конце Силла, когда в упомянутой выше битве погибли сразу аж восемь генералов Ван Гона, но это вилами на воде писано (не гибель восьми полководцев, а переименование горы).
Я где-то вычитал, что это название появилось гораздо позже...
vlapandr From: vlapandr Date: October 24th, 2010 02:28 pm (UTC) (Link)
Святые угодники, вот что значит не выспаться! Cтрока глаз режет, а где описка, не пойму. А вот она: в то же время.//
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: October 19th, 2010 10:02 am (UTC) (Link)
Очень красивое место. А мир вне цвета с трудом понимаю.
vlapandr From: vlapandr Date: October 19th, 2010 02:10 pm (UTC) (Link)
А зимой, когда всё сплошь белое, что испытываете?
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: October 20th, 2010 01:45 am (UTC) (Link)
Какое же оно сплошь белое?) Голубое небо, звонкое такое, черные деревья, зеленая хвоя, серые камни, закат плавленым золотом по застывшему заливу, а у снега и льда при разном освещении столько оттенков, что я однажды считать попробовала и сбилась. От синего до сливочно-кремового. Зима для меня - время ясных красок.
vlapandr From: vlapandr Date: October 20th, 2010 05:24 am (UTC) (Link)
А это уж как когда. У меня, когда я Вам писал, перед глазами поочерёдно возникали две картины.
Первая: декабрьская улица в сумерках, бушует вьюга, всё вокруг заметено снегом, навстречу, ёжась и укрывая лица шарфами, семенят прохожие...
Вторая: веду занятие, за окнами института, покуда видит глаз, совершенно ровное белое поле, которое отделяет от неба, покрытого такой же белой пеленой, узкая чёрная полоса лесопарка вдали. Студент из Венесуэлы смотрит в окно и шепчет: "Сюрреализм".
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: October 20th, 2010 08:51 am (UTC) (Link)
Да вот и декабьские вьюжные улицы в сумерках мне представляются такими... сиреневатыми, а небо - подсвеченное тыквенно-рыжим, потому что фонари же. Нет, понятно, что бывают моменты почти идеального монохрома. Но это именно моменты, а всю зиму такой увидеть - невозможно. А совершенно ровное белое поле и такое же белое небо... не видела я такого, если честно. Равнину моря - видела, монохромной она мне не кажется. Может, для этого надо в средней полосе жить? А может, это психологическое - акцентировать внимание на цветах, даже если их вроде бы и нет почти.
vlapandr From: vlapandr Date: October 24th, 2010 11:03 am (UTC) (Link)
Отчасти это психологическое - помните пост про сенсорный голод? Отчасти, конечно, нет: таковы у вас края... Но осенне-зимний Питер слывёт серым, и - да возразят меня художники - больше вдохновляет на графику...
chugaylo From: chugaylo Date: October 19th, 2010 01:13 pm (UTC) (Link)
Не знал, что есть такая четкая градация дальтоников.
А я запахи не различаю! Но к депрессиям не склонен=)
vlapandr From: vlapandr Date: October 19th, 2010 02:08 pm (UTC) (Link)
А мне вот цветы без запаха кажутся бумажными, что вызывает ощущение обманутых ожиданий. И такое вот странное явление: когда нос заложен, теряю слух и не могу настроить гитару.
А Вы, наверное, отсутствие запахов компенсируете обострённым цветовосприятием...:)
chugaylo From: chugaylo Date: October 19th, 2010 07:28 pm (UTC) (Link)
Мне не с чем сравнивать, но думаю, моё цветовосприятие не выдающееся.
Что касается обоняния, то Вы правы - слышу я тоже не очень и музыкальным слухом не отличаюсь, видимо, это как-то связано. Плюс на процесс запоминания это, как говорят, негативно влияет. Кажется, мелочь, а результат существенный=)
vlapandr From: vlapandr Date: October 20th, 2010 05:36 am (UTC) (Link)
А Вы знаете, через некоторое время после того как я занялся йогой, у меня резко обострился нюх. Стал просто задыхаться от запаха пыли, сырости в квартире... Каждый день мыл пол. То ли это от дыхательных упражнений, то ли от промывания носа солёной водой - не знаю. Такая же история, как оказалось, случилась и с моей женой, которая начала заниматься раньше меня, и с нашей общей знакомой. Вы не пробовали?
chugaylo From: chugaylo Date: October 20th, 2010 07:03 pm (UTC) (Link)
Нет! Не слышал о таком! Спасибо за совет!
sptashka From: sptashka Date: October 29th, 2010 09:17 am (UTC) (Link)
Интересный пост. Для меня зима - черно-белая. В неком отношении очень понравилось восприятие цвета elven_gypsy. Спасибо ей за описания,и Вам за вопрос - какого цвета зима. Я не люблю зиму и теперь понимаю как я делаю эту нелюбовь. Про запахи. Мой друг тоже занимался йогой и промыванием соленой водой на почве простудных заблеваний. Простудные явления прошли, но на запахи у него появилась аллергия. В добавок он не любит ярковыраженные вкусы - болит желудок, першит горло. В процессе беседы выяснилось, что он не любит сложных ситуаций, как и сложных вкусов или запахов - боиться что-то не распознать или пропустить. Желание тотального контроля и боязнь что-то пропустить порождает сужение восприятия, отторжение сложностей (или кажущегося сложным) и поиск простых и легких путей. Как последствие - заталкивание своих желаний поглубже, страх проявить себя - только бы ничего не усложнять. При чем он не различает оттенки зеленого.
Я о том, что возможно проблемы с сенсорикой лежат во внутреннем запрете, сязанном со стархом определенных ситуаций.
vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 02:26 pm (UTC) (Link)
Дальтонизм - это врождённое.
33 comments or Leave a comment