?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Jesus Christ Superstar. Великой опере - 40 лет! - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Jesus Christ Superstar. Великой опере - 40 лет!
Сорок лет назад, в октябре 1970 года, Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс представили на суд слушателей двойной альбом с записью рок-оперы Jesus Christ Superstar ("Иисус Христос - суперзвезда"), которой было суждено стать одним из самых известных музыкальных произведений двадцатого века. Упоминая об этой опере, фамилию либреттиста ставят рядом с фамилией композитора не случайно: смысловая концепция и непосредственно текст играют в опере роль столь же значительную, как и музыка. И хотя Тим Райс был далеко не первым, кто облёк в художественную плоть человеческую ипостась Христа и задумался над мотивами предательства Иуды (вспомним Леонида Андреева, Булгакова, Борхеса), его нетрадиционная трактовка библейских событий заставляет нас ощутить их живую связь с современностью - и тем ценна.

Согласно замыслу авторов, Иуда предаёт Христа из идейных соображений: зазнавшийся, уверовавший в свою непогрешимость и благосклонно относящийся к тому, что его начали обожествлять, учитель по сути сводит на нет то, чему учит - ближних же при этом подвергает опасности, так как на деле не знает, что делать дальше, и устало доигрывает свою роль, идя на поводу у пока ещё восторженной толпы.

На следующий год после выхода альбома, на котором партию Иисуса исполнил солист Deep Purple Ян Гиллан, опера была поставлена на Бродвее. Поначалу спектакль вызывал протесты верующих, но позже, узнав о том, что у молодых зрителей он вызывает поистине религиозный экстаз, Ватикан сменил гнев на милость.

Дважды, в 1973 и в 2000 году, опера была экранизирована, и если в первой версии реалии нашего времени вводятся в сюжетную ткань лишь периодически, второй вариант целиком осовременен.



Тем не менее обе версии сходятся в подаче многомерного образа Иуды. С одной стороны, уже в самом - не совсем безбожном - либретто отдана дань известному тезису о том, что предательство Иуды было частью Божественного замысла (ибо без предательства Иуды Христос не был бы распят, а значит, не было бы и спасения человечества путём искупления его грехом Сыном Божьим). Иуда неоднократно произносит, обращаясь к Христу: "Это ты хочешь, чтобы я это сделал", "ты знал", "ты убил меня" - хотя сам Иисус лишь смутно догадывается о своём предназначении: "Но если я умру, что станет мне наградой?"

С другой стороны, Иуда, явивишись из благих побуждений к недругам Христа, с изумлением и ужасом обнаруживает в глубине себя корыстный мотив, чему способствуют искушающие его саддукеи. Он обращается к ним как друг, как единомышленник - они же отвергают и его претензии на равенство им, и возможность наличия у его поступка какой-либо иной причины, нежели алчность - и не слишком при этом ошибаются. Отныне так же, как Иисус являет собой человеческую ипостась Бога, он, предатель Иуда, становится олицетворением дьявольской ипостаси человека.



Исходя из предопределённости происшедшего, мы сочувствуем Иуде как орудию исполнения Божественного замысла - собственно, ещё одной его жертве, но руководствуясь положением о свободной воле, мы презираем его: предательство есть предательство. Декарт считал соотнесение предопределённости и свободной воли непостижимым. Вряд ли у нас есть основания возражать ему. Остаётся лишь воскликнуть: верую, ибо абсурдно!

Но если вспомнить, что именно является основой и сутью христианского учения, подобные парадоксы представляются не столь важными, чтобы ломать над ними голову.

Tags: , , , ,

50 comments or Leave a comment
Comments
From: voviabolo Date: October 29th, 2010 09:07 am (UTC) (Link)
"зазнавшийся, уверовавший в свою непогрешимость и благосклонно относящийся к тому, что его начали обожествлять, учитель по сути сводит на нет то, чему учит - ближних же при этом подвергает опасности, так как на деле не знает, что делать дальше, и устало доигрывает свою роль, идя на поводу у пока ещё восторженной толпы. " - ну это очень вольное толкование уведенного :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 09:36 am (UTC) (Link)
Будем анализировать тексты?)
lookaround From: lookaround Date: October 29th, 2010 09:39 am (UTC) (Link)
вот какие тексты мне у Вас приятно читать! ))
очень здорово написано
vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 03:49 pm (UTC) (Link)
Что написал, то написал(c):)
Тут главное - музыка!
pavel_gubarev From: pavel_gubarev Date: October 29th, 2010 10:13 am (UTC) (Link)
А ни у кого нет полного текста "Павлик Морозов суперзвезда"?
vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 10:19 am (UTC) (Link)
В Сети о ней много говорится, и авторы объявляются - наверное, можно найти.
ibo0204 From: ibo0204 Date: October 29th, 2010 10:44 am (UTC) (Link)
Как не помнить, с плёнок тексты пытались списывать. Парочку я до сих пор наизусть помню:)
vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 03:53 pm (UTC) (Link)
И я помню. И что удивительно, когда напеваю себе под нос, выходит точно по нотам, со всеми интонациями, их же голосами: в душу вросло...
varan_ From: varan_ Date: October 29th, 2010 10:51 am (UTC) (Link)
Ух ты, я как-то вторую экранизацию упустила. Обязательно надо будет посмотреть.

Поясните, пожалуйста, что именно вы имели в виду в последней фразе?
vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 10:59 am (UTC) (Link)
Имел в виду, что основой и сутью христианского учения является любовь.
rozochka From: rozochka Date: October 29th, 2010 12:13 pm (UTC) (Link)
Ваш пост подтолкнул к просмотру экранизации 1973 года. :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 12:53 pm (UTC) (Link)
Тоже хороша!
masia84 From: masia84 Date: October 29th, 2010 02:53 pm (UTC) (Link)
Неужели уже столько лет прошло? А ведь я помню, как доставала ее, "свеженькую", и как ко мне прибегали слушать... :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 03:02 pm (UTC) (Link)
Да чего уж там... Прошло:)
agni_8 From: agni_8 Date: October 29th, 2010 03:42 pm (UTC) (Link)
Опера на все времена.
Помню, как слушали ее впервые, в стройотряде в 1975-ом.
На полу, при свете свечи. Однокурсник, знающий английский, переводил...
А двадцать пять лет спустя ее выучила почти наизусть моя дочка. ))

+++Декарт считал соотнесение предопределённости и свободной воли непостижимым. Вряд ли у нас есть основания возражать ему.
Мне кажется, это постижимо (во всяком случае, очень хочется постичь!), но не логикой. А в состоянии "космического сознания".

vlapandr From: vlapandr Date: October 29th, 2010 03:46 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, это постижимо (во всяком случае, очень хочется постичь!), но не логикой. А в состоянии "космического сознания".

Вы правы. Я хотел написать "буддийского сознания", но это показалось мне лишним в тексте.
From: kirilloid80 Date: October 29th, 2010 06:20 pm (UTC) (Link)
Отрежем-отрежем Маресьеву ноги...
vlapandr From: vlapandr Date: October 30th, 2010 07:02 am (UTC) (Link)
Не надо их резать! Я буду летать!
speedy_mantis From: speedy_mantis Date: October 29th, 2010 07:13 pm (UTC) (Link)
Так совпало , что как раз сейчас взялся переслушать, мне стало интересно сравнить соответств. куски после "Мастера и Маргариты" Градского. Конечно, музыка это главное тут , я согласен. И еще спасибо за наводку на Андрееева и Борхеса, не знал, прочту первым делом .
vlapandr From: vlapandr Date: October 30th, 2010 07:27 am (UTC) (Link)
Спасибо Вам: рад, что ссылки оказались нужными!)
dad_bear From: dad_bear Date: October 29th, 2010 08:31 pm (UTC) (Link)
Серьёзный пост. Респект. Да и дебаты в комментах тоже - ничего себе.
Единственно, добавлю: Декарт, сука(прости, Господи!) был в корне неправ. Глобально. Гордыня ума.
vlapandr From: vlapandr Date: October 30th, 2010 11:42 am (UTC) (Link)
Спасибо. Но хотелось бы тогда услышать и Ваше мнение по поводу соотнесённости свободной воли и Божественного замысла в применении к содеянному Иудой.
opit_zhizni From: opit_zhizni Date: November 1st, 2010 09:01 am (UTC) (Link)
Да..опера хороша! Так есть такие партии, что аж до костей пробирает
vlapandr From: vlapandr Date: November 1st, 2010 10:41 am (UTC) (Link)
Это точно!
(no subject) - provincial43 - Expand
vlapandr From: vlapandr Date: November 3rd, 2010 11:00 am (UTC) (Link)
Я написал этот текст неделю назад и никоим образом не связывал его с именем Черномырдина, хотя Вы правы в том, что речь шла не только о предательстве Иуды. Собственно, я и подчеркнул, что "нетрадиционная трактовка библейских событий заставляет нас ощутить их живую связь с современностью - и тем ценна". И если говорить о современности, важно отличать приходящее с жизненным опытом и новыми знаниями переосмысление взглядов на природу и общество - от банального шкурничества, случаев коего в наше греховное время действительно предостаточно.
50 comments or Leave a comment