?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Посмотрел хороший фильм - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Посмотрел хороший фильм
С превеликим удовольствием посмотрел фильм, который в своё время пропустил, потому что был за границей. Называется он "Пётр I. Завещание". Посмотрел - и вспомнил вдруг байку о том, что японские служащие снимают стресс тем, что молотят бейсбольными битами резиновые фигуры своих боссов в натуральную величину. Видимо, фильм отчасти играет ту же психологическую роль, отчего и доставляет удовольствие. Судите сами. В начале фильма зрителю демонстрируют изрядно обогатившегося за казённый счёт губернатора, которого возвышают не в фигуральном смысле, как это часто бывает в нынешние времена, а в самом прямом, то есть сначала отправляют на дыбу, а потом на виселицу. Зритель, наблюдая на экране дёргающиеся ноги, из-под которых только что выбили табуретку, остальные черты облика домысливает сам - в зависимости от региона просмотра.



Понимая, что этого мало, следующего губернатора авторы фильма для разнообразия расстреливают. Поскольку в фильме четыре серии, вполне можно было бы найти место и для того чтобы уложить какого-нибудь чиновника на плаху, но - чисто с художественной точки зрения - это был бы перебор, поскольку опустить сцену отрубания головы незадачливому любовнику царицы было невозможно с любой точки зрения, а две отрубленных головы наверняка заставили бы содрогнуться самого толстокожего зрителя и заронить в его сознание предательские гуманные мыслишки.



А мыслить во время просмотра картины и без того есть о чём. Фильм Владимира Бортко по роману Даниила Гранина подчёркнуто злободневен, оттого так узнаваемы в фигурах проворовавшихся вельмож и придворных интриганов наши современники. Сожаление вызывает единственно то, что в фигуре главного героя не узнаваем никто, но - будем надеяться, что временно.



К этому нужно добавить, что экранный образ Петра здесь выполняет ту же психологическую функцию, что и образы казнимых воров, то есть восполняет некий пробел в реальности, утоляя тоску значительного числа граждан по деятельному, справедливому и беззаветно заботящемуся о благе народа отцу нации, которому не чуждо ничто человеческое.



Впрочем, как мне показалось, и весь фильм - о том, что не чуждо человеку. И оттого смотреть его и легко, и горько.



А просмотрел я его уже дважды. В нём ведь играют безумно талантливые актёры, и в конце концов начинает казаться, что все роли - главные, ибо даже те, чья харизма не бесспорна, не ударили в грязь лицом, исполнив свои роли сдержанно и со значением.

В общем, рекомендую.



Tags: , ,

18 comments or Leave a comment
Comments
acila_13 From: acila_13 Date: September 4th, 2011 08:38 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Я тоже пропустила. А остальные серии там же можно найти?
vlapandr From: vlapandr Date: September 4th, 2011 08:38 pm (UTC) (Link)
Там же.
liftior From: liftior Date: September 4th, 2011 08:49 pm (UTC) (Link)
Лександра Данилыч присутствует ли и в каком контексте? Ибо Гранин - почётный президент фонда Меншикова. Слышал мнение, что А.Толстой Данилыча нехорошо публике преподнёс из мести за предков.
vlapandr From: vlapandr Date: September 4th, 2011 09:03 pm (UTC) (Link)
А вот Маковецкий как раз его роль и исполняет. С Филиппенко у них совершенно бесподобный дуэт. Оба интригуют и толкаются локтями. Меншиков при этом - первый вор, но искренне считает, что берёт то, что ему положено за заслуги перед Отечеством; Толстой за ним следит и доносит на него Петру, но всё без толку.
liftior From: liftior Date: September 4th, 2011 09:05 pm (UTC) (Link)
Представил их в париках, в роли, рядом друг с другом - и весело, по-хорошему смеялся. Это, да, обязано быть прекрасно.
vlapandr From: vlapandr Date: September 4th, 2011 09:08 pm (UTC) (Link)
Не то слово:)
cheslavkon From: cheslavkon Date: September 5th, 2011 02:43 am (UTC) (Link)
" остальные черты облика домысливает сам - в зависимости от региона просмотра. "

Не видел. Таких сцен, по-моему должно быть столько, сколько в стране регионов, а персонажей, напоминающих Меншиква, не менее пятисот.
vlapandr From: vlapandr Date: September 5th, 2011 04:39 am (UTC) (Link)
Ваша мысль понятна, но все те пятьсот гипотетических персонажей, о которых Вы говорите, были бы удручающе одинаковы, поэтому, я думаю, хватит и одного типического персонажа, в котором были бы воплощены общие черты чиновников особого ранга. Насчёт количества упомянутых сцен по числу регионов - вопрос сложный. Здесь должна быть некая грань, которую не следует переступать, дабы эти сцены не стали привычными.
cheslavkon From: cheslavkon Date: September 5th, 2011 05:06 am (UTC) (Link)
Я не знаю, откуда фраза: "Сто миллионов под топор...", но она актуальна сегодня, как никогда.
Воруют все, кому не лень. Даже те, у кого раньше была совесть.
chugaylo From: chugaylo Date: September 5th, 2011 09:38 am (UTC) (Link)
Кажется, его показывали одновременно с Достоевским, поэтому я тоже пропустил. Видел только одну сцену - яркую - в бане, когда из Петра выгоняли камни.
tussilev From: tussilev Date: September 5th, 2011 11:21 am (UTC) (Link)
А вот не понравился мне этот фильм! Потому что даже талантливые актеры выглядят в нём ряжеными и слегка фальшивыми. Да и от постельных сцен во весь экран давно тошнит, и от цинизма по отношению ко всему, без всякой позиции автора. Похоже, что он (автор)всех оправдывает и жалеет - и вора, и его убийцу. Это мое частное кинематографическое мнение))
vlapandr From: vlapandr Date: September 5th, 2011 02:28 pm (UTC) (Link)
Именно, что слегка, и мне это кажется частью режиссёрского замысла. Если бы они были менее фальшивыми, фильм мог бы превратиться в ещё один пафосный лубок. А так это фарс, притча, как бы разыгранная на площади бродячими актёрами, подмигивающими зрителям из под напудренных париков.
Постельные сцены здесь служат не привлечению массового зрителя, а являются органичной частью сюжета - в одном случае такая сцена представлена лишь намёком, а в другом - гротескно. Но это лишь моё мнение.
Апологетики воровства не заметил - как раз наоборот. Конкретно же насчёт Меншикова - тут сложнее. Это как раз тот случай, когда явление и отношение к нему можно выразить адекватно только языком искусства:) А что автор кого-то жалеет... Думаю, что он показывает то, что было, и тут ни убавить, ни прибавить - а жалеет зритель, ибо это всё трагедия наша.
А и маскарадность эта, и неприкрытая условность хорошо объясняются, если прочитать роман по которому фильм снят:
http://lib.rus.ec/b/293432/read
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: September 5th, 2011 03:23 pm (UTC) (Link)
Да нет, той же природы, что наше кухонное ворчанье.
speedy_mantis From: speedy_mantis Date: September 5th, 2011 02:58 pm (UTC) (Link)
безусловно Бортко силен в экранизациях, мастер и маргарита немного подкачал на мой взгляд, но это был замах все равно лучший из существующих, а все остальное так хорошо, что и перечитывать не надо, попадает в точку. Недавно пересмотрел его Идиот, из экранизаций это просто шедевр на мой взгляд
vlapandr From: vlapandr Date: September 5th, 2011 03:21 pm (UTC) (Link)
Согласен. Но перечитать всё равно не мешает: ведь экранизирована только последняя глава, а интересны все. А между тем вся стилистика фильма предопределена мыслями о времени, высказанными во вступлении к роману.
speedy_mantis From: speedy_mantis Date: September 5th, 2011 03:24 pm (UTC) (Link)
спасибо , именно это я не читал, на примере прошлых работ т.с. вывел формулу, найду, поинтересуюсь
vlapandr From: vlapandr Date: September 5th, 2011 03:27 pm (UTC) (Link)
А я ссылку дал в комментарии выше. Нужно читать издание 2010 года: в том варианте, что был опубликован десятью годами раньше, многого нет.
speedy_mantis From: speedy_mantis Date: September 5th, 2011 06:00 pm (UTC) (Link)
спасибо
18 comments or Leave a comment