?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О борьбе со страстями - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О борьбе со страстями


Несмотря на морось, съездили вчера с коллегой в монастырь Унмунса. Хотел сразу написать, что монастырь этот женский, но решил, что первая же фраза в этом случае вызовет у кого-нибудь не ту реакцию, на которую я рассчитываю, и весь текст будет восприниматься сквозь призму иронии. Хотя, возможно, эту мысль мне навеяла сегодняшняя сетевая дискуссия с одной дамой о нравственном облике Льва Толстого. Не буду озвучивать мнение, которое оспаривал, ибо оно было выражено в довольно резкой и безапелляционной форме - скажу лишь, что современный невдумчивый читатель не столь уж редко видит лицемерие там, где Толстой с предельной откровенностью описывает мучительную борьбу между духом, стремящимся к освобождению от оков материального бытия - и жаждой чувственного наслаждения, обусловленной животным инстинктом.



Путь к монастырю лежал мимо любезных моему (и Толстого) сердцу крестьянских полей. Впрочем, иначе быть и не могло, поскольку в Корее они повсюду, куда ни кинь взгляд. Развращающего вида пустынной, неухоженной земли нет и в помине. И это хорошо, ибо путь к Просветлению ни в коем случае не лежит через праздность, но только через труд. Я не знаю, существует ли на деле Просветление или благой целью можно считать уже само стремление к нему, пусть даже как к недостижимому идеалу - но деревенские старушки всегда казались мне гораздо более просветлёнными, нежели величавые гуру, восседающие в лотосе и косящие полуприкрытым глазом на затаивших дыхание юных учениц.



Обратите внимание, стоит только завести о чём-либо речь - и уже каждая деталь вокруг будто предлагает использовать себя в качестве иллюстрации к тому или иному тезису. Вот ограда, отделяющая смотровую площадку в горах от крутого склона. Она как бы говорит: обуздай эмоции, не бросайся очертя голову в пропасть, иди дальше - к вершине...



Многие живут между небом и землёй. Когда-то я писал о жителях французских Альп, которые живут в облаках: люди-ангелы. Нет, конечно, ещё не ангелы, но и не совсем обычные люди...



Вот почему хочется всё выше и выше? Почему хочется в небо? Чем это обусловлено с точки зрения биологии? Что говорит наука?



Или вот. Казалось бы, всё есть на этом берегу: буйство красок, плодородная земля, спелые фрукты, магазин за спиной - а тянет на другой берег: пустынный, холодный, призрачный... И я не зря начал рассказ именно с этого пейзажа. Ведь как это напоминает знакомую нам сансару и неведомую, но желанную Нирвану!



А вот и цель путешествия. Мы, наконец, в тихой буддийской обители. И что же?



А то, что глаз уже ищет новую цель. И вон то жёлтое деревце за речкой тоже о чём-то говорит...



И душу охватывает отчаяние, и сознание пронзает ужасная мысль о том, что искомая Истина столь же недостижима, как эти плоды хурмы высоко над головой.



Так бывает, когда начинающие йоги и буддисты отождествляют созерцание шуньяты - пустоты - со светом, покоем, безмятежной радостью... А придя к выводу об иллюзорности мира и оказавшись лицом к лицу с этой пустотой, испытывают глубокое одиночество и ощущение падения в бездну. И хватаются за привычные образы материального мира, погружаясь в пучину мучительных, но спасительных страстей - и вновь отождествляя себя не с духом, но с тленной плотью. Слаб человек, слаб...

Tags: , , ,

30 comments or Leave a comment
Comments
vianer From: vianer Date: November 7th, 2011 07:08 pm (UTC) (Link)
Я бы тоже схватился за сковородку с едой:) После созерцания пустоты, эдакой Дхарма-меги...
Как говорил Ницшезаратустра: "Брюхо - единственное, что мешает человеку считать себя богом":)))
Репортаж очень пронзительно-красивый. Спасибо!
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 04:49 am (UTC) (Link)
Вам спасибо за отзыв. Да, видимо, желание схватиться за сковородку с едой, спасаясь от ужасающей сознание пустоты, давно известно корейским буддистам. Ресторан, где подают эту роскошную курочку с овощами и острыми специями - в двух шагах от ворот монастыря. Народ выбегает - и прямо туда:)
Там же и пиво, сочжу - сансара...:)
aigol From: aigol Date: November 8th, 2011 02:42 am (UTC) (Link)
Красивые фотографии, медитативное повествование ^^

В этом мне видится основное отличие буддизма от любой иной философии (не будем называть его религией). Там, где буддизм видит и ощущает Пустоту, человек религиозный видит Бога, а значит - тепло, радость и свет.
aigol From: aigol Date: November 8th, 2011 02:43 am (UTC) (Link)
Я не к тому, чтобы спорить. Мы просто часто с Мастером об этом говорили.

Edited at 2011-11-08 02:43 am (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 04:42 am (UTC) (Link)
Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья
Там, где мы склонны видеть столбы:)


Буддизм учит тому, что природа всего сущего - пустота, а видимая картина мира - иллюзия, но видит ли пустоту достигший Просветления буддист и что он вообще видит, я не знаю. Могу лишь догадываться, что видеть он продолжает то же самое, только интерпретирует видимое иначе. Простой пример: девочка-подросток от неразделённой любви может выпрыгнуть в окно, а человек взрослый знает, что всё - химия, как говорил герой Зощенко, а потому, как бы пусто и тоскливо ему ни было, осознаёт природу этой тоски и держит себя в руках. Или: человек, далёкий от буддизма, когда его снедают страсти, пускается во все тяжкие, в то время как адепт буддизма обращает энергию тех же страстей в написание медитативного поста:)
aigol From: aigol Date: November 9th, 2011 12:56 am (UTC) (Link)
--Могу лишь догадываться, что видеть он продолжает то же самое, только интерпретирует видимое иначе.

Исходя из того, что я читала и через что проходила сама.. он и видит иначе. То есть глаза видят то же самое, но по-настоящему человек смотрит (то есть воспринимает мир) уже не глазами. ^^ Я ничего не знаю насчет Пустоты. Но что касаемо иллюзорности мира, то она, ИМХО, тоже иллюзорна. То есть, этот мир, наш, материальный, существует на самом деле. Однако он не единственное, что существует. И было бы ошибкой как недооценивать его влияние, так и переоценивать его...

ох, сложно написала
vlapandr From: vlapandr Date: November 9th, 2011 01:53 pm (UTC) (Link)
ох, сложно написала

Да, не сразу распутал:) Давайте по порядку ещё раз. В Вашем высказывании, что просветлённый "и видит иначе", будто бы выражается несогласие с моим предположением о том, что "видеть он продолжает то же самое". И если брать мой тезис в усечённом виде, то такая полемика представляется правомерной. Но cледующая Ваша фраза "глаза видят то же самое, но по-настоящему человек смотрит (то есть воспринимает мир) уже не глазами" - полностью тождественна по смыслу моему полному высказыванию "видеть он продолжает то же самое, только интерпретирует видимое иначе". Ведь здесь подразумевается то, что можно было бы назвать "когнитивной интерпретацией", то есть обусловленное духовной практикой качественное изменение воспринимаемой картины мира.

этот мир, наш, материальный, существует на самом деле

А кто с этим спорит? Когда буддист говорит, что материальный мир иллюзорен, он имеет в виду не то, что мир не существует, а то, что он не существует вне сознания и что это наше сознание интерпретирует электромагнитные волны, воспринимаемые органами чувств, как звук, цвет, форму - в том числе, и как свойства собственного тела. И что волновая природа материи - тоже плод интерпретации. Что она представляет собой вне чувственного восприятия? Так буддист доходит до пустоты, до отсутствия материи вне сознания, до понятия сознания как первоосновы иллюзии сущего. В этой части философия буддизма схожа с идеями Беркли, это субъективный идеализм. Беркли утверждал, что до человека мир существовал в сознании Бога. В индуизме, порождением которого явился буддизм, всё есть Брахман, вселенское сознание как единственная реальность.

Однако он не единственное, что существует

А что ещё?
aigol From: aigol Date: November 10th, 2011 02:01 am (UTC) (Link)
Согласна со всем, что Вы сказали :)
aigol From: aigol Date: November 10th, 2011 02:05 am (UTC) (Link)
Не ответила на вопрос "что еще". Я не буддист, я не умею рассуждать так складно. Я вижу, например, что есть мир материи, составленный атомами и молекулами. И есть мир эмоций. Есть мир энергий, который тоже имеет разные уровни. И если мы, обычные люди, видим лишь материальное, а прочее лишь ощущаем иногда, называя это интуицией, провИдением, то для человека просветленного все эти уровни очевидны и познаваемы.

Мы можем назвать все это в целом материальным миром, и наверное будем не так далеки от истины
dubl_7 From: dubl_7 Date: November 8th, 2011 07:13 am (UTC) (Link)
Обычно рассказывают про мужчин - буддистских монахов. Оказывается, и женские монастыри бывают. Спасибо за репортаж.
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 08:39 am (UTC) (Link)
Бывают. И если уход мужчины из мира я воспринимаю с полным пониманием, против женских монастырей почему-то восстаёт всё моё нутро...:)
dubl_7 From: dubl_7 Date: November 8th, 2011 08:46 am (UTC) (Link)
А мне наоборот кажется, что женская вера логичнее, и отрешение от мира естественнее.
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 08:55 am (UTC) (Link)
Вы хотите сказать, что верить более естественно для женщины, чем для мужчины?
dubl_7 From: dubl_7 Date: November 8th, 2011 09:12 am (UTC) (Link)
Верить и особенно доверять. Мне кажется, женщины вообще всегда немного "не от мира".
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 10:00 am (UTC) (Link)
Ну, не знаю, насколько это применимо к буддизму...
А я имел в виду, что мне хотелось бы видеть женщин счастливыми, наполненными мирской радостью, а не отрешёнными.
bornkiller666 From: bornkiller666 Date: November 8th, 2011 07:15 am (UTC) (Link)
от всего увиденного и прочитанного вдруг вспомнился кинофильм "Весна, лето, осень, зима... и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom"
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 07:59 am (UTC) (Link)
Да, он об этом.
sergi From: sergi Date: November 8th, 2011 07:36 am (UTC) (Link)
Хороший пост!!!!)))) Нравится. Как и иллюстрации и музыка))) и сковородка тоже) Наше все.
Еще в махаяне говорят что не бывает сансары без нирваны, также как и наоборот. И сковородка с едой может быть такой же нирваной, как созерцание пустоты посредством практики, или наоборот)
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 08:34 am (UTC) (Link)
Это точно. Как навернёшь сковородочку, так прямо Нирвана:)
masia84 From: masia84 Date: November 8th, 2011 08:05 am (UTC) (Link)
Каждый понимает жизнь в меру своего понимания ))) Спасибо, пост очень красивый и очень своевременный. Пожалуй, надо и правда пойти, приготовить чего-нибудь и поесть, душевные страдания наверняка смягчатся. :) Не зря придумали еду-то )))
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 09:54 am (UTC) (Link)
Пожалуй, и я пойду смягчу страдания:)
chugaylo From: chugaylo Date: November 8th, 2011 08:12 am (UTC) (Link)
Чудесное восхождение!
Постоянно пытаюсь (с минимальным успехом) обуздать свою требовательную плоть, поэтому ни в коей мере не осуждаю ни Толстого, ни кого бы то еще, продолжающих эту неравную борьбу=)
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 08:59 am (UTC) (Link)
За что же его осуждать? Толстой вдохновляет нас на эту борьбу!)
chugaylo From: chugaylo Date: November 8th, 2011 06:35 pm (UTC) (Link)
Это верно=)
magicmar From: magicmar Date: November 8th, 2011 08:15 am (UTC) (Link)
с удовольствием посмотрела на вашу осень и почитала мысли-реки :)
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 08:59 am (UTC) (Link)
Текут помаленьку:)
agni_8 From: agni_8 Date: November 8th, 2011 11:20 am (UTC) (Link)
Прекрасный текст и фото, спасибо.)


vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2011 12:45 pm (UTC) (Link)
Спасибо за отзыв.)
acila_13 From: acila_13 Date: November 12th, 2011 10:20 pm (UTC) (Link)
Прекрасные места, показанные с любовью.
Чудесно погуляла с Вами в этом и в двух предыдущих постах. :)
vlapandr From: vlapandr Date: November 13th, 2011 05:04 am (UTC) (Link)
Как всегда, спасибо за компанию!:)
30 comments or Leave a comment