?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Об учителях - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Об учителях
Наша учительница химии часто повторяла, многозначительно обводя глазами класс: "Я работаю не для всех, а для определённого контингента". Я в этот контингент не входил: тех нескольких минут, которые отводились на химический диктант в начале каждого урока, мне упорно не хватало. Учительница профессионально разбиралась в химических реакциях - за исключением тех, что протекали в детских мозгах. И если кто-то, волнуясь и потея, успевал решить два уравнения из пяти продиктованных, в то время как у "контингента" все соли уже давно выпали в осадок, объяснение этому было одно: не учил. И если несчастный, у которого зловещее объявление "химический диктант" напрочь отшибало память и парализовало волю, из урока в урок получал два балла, это означало лишь одно: не хочет учить. Дальнейшее развитие отношений между учителем и учеником предсказать нетрудно. Две недели, пока решался вопрос о моём отчислении из школы за поведение на уроках химии, вместо упомянутых уроков я сосредоточенно взирал на мир из окна школьного туалета. Отчислить не отчислили: всё-таки я писал неплохие сочинения и помогал всем желающим в английском - но химии я и по сей день не знаю. А ведь как ждал её, пока она еще не началась! Занимательные книжки в библиотеке брал, опыты с друзьями ставили... Нечего и говорить о том, что когда я стал школьным учителем, в привычку у меня вошло работать с каждым - никаких "контингентов"!

Смотрите-ка... Сорок лет прошло, а обида никуда не делась. Уж простить давно пора покойницу, а она всё стоит перед мной, смотрит через очки и без конца повторяет: "Я работаю для определённого контингента!" А может, это она таким образом напоминает мне, что я и сам далеко не безгрешен? Дескать, а не хочешь ли ты, голубчик, вспомнить: может, сам обидел кого неуместным окриком, глупой шуткой или пустым обещанием? Ведь пока ученики молчат, учителю кажется, что его монологи исполнены мудрости, а методика - единственно верная. И если они покорно или равнодушно молчат и дальше, он, уверовав в свой талант и утратив контроль над собой, впадает в безмятежную эйфорию. И неизбежно расслабляется: ведь идеально работать чудовищно трудно. И несёт порой чушь, неуместно острит, халтурит - и думает: что не простят, то забудут. А выходит иначе. И значит, нужно выверять каждое слово, каждую интонацию, каждое движение у доски, как если бы ты находился на сцене. Ведь запомнят на всю жизнь. И не просто запомнят - впитают в себя как знаковый образ мира взрослых, имеющего над ними власть. Как отличительный признак некоей враждебной всякому нормальному человеку "системы".

-Извините, можно портфель в класс поставить?
-Выйди вон, мразь!!! Не видишь - учителя разговаривают?!!

Моя молодая коллега, выпускница пединститута, которая произнесла последнюю реплику, вскоре из школы ушла и наверняка об этом диалоге забыла, но сказанное ею прочно легло, как поётся в старой песне, "ещё одним кирпичом в стену".



"Система" - внутри нас. Именно поэтому никто из борцов с ней, сколько раз я ни спрашивал, так и не ответил мне: где, на какой ступени социальной лестницы находится граница между святым народом и преступной властью? Сегодня ты ученик, завтра - учитель. Сегодня подчинённый, завтра - начальник. Сегодня инженер, завтра - олигарх. Сегодня - народ, завтра - власть. Ты. Так не из народа ли власть? И в чём искать зло? Как с ним бороться? Кто научит?

Семья? Но разве редко отец допоздна на работе, а придя домой, ворчит за столом про дурака-начальника, идиотские законы, воровскую власть, "Россию-матушку"? И разве у всякой матери есть время и силы объяснить ребёнку, не прибегая к штампам и мифам, суть происходящего с ним и вокруг него?

Школа? Но в отсутствие единых идейно-нравственных установок, всякий папа вправе предъявить учителю претензии: зачем вы учите моего ребёнка уважать всяких чурок и пиндосов, пропагандируете интернационализм и толерантность? Или: зачем пропагандируете совковую мораль и устаревшие понятия о жизни, когда нужно учить детей выживать и зарабатывать деньги? Занимайтесь своим предметом, а мы уж своих чад сами воспитаем.

Некогда у людей верующих - как на Востоке, так и на Западе - был обычай искать себе духовного наставника. Не знаю, существует ли он поныне. Когда-то и я, увлекшись йогой, потратил немало времени на поиски гуру. Нашёл или не нашёл, о том говорить не буду - но махровых сектантов встретил немало. Как и тех, кто делами своими мало свидетельствовал о соответствии заявленному статусу. Хотя бывает, что пообщаешься с человеком, который, казалось бы, далёк от святости - и чувствуешь вдруг, что мозги на место встали. Будто проснулся. Как бы ни было, в конце концов я пришёл к старой истине: наставника нужно искать в книгах. Ведь не зря же их писали и пишут люди опытные, мудрые и неравнодушные, чьё слово поистине творило мир. И ведь есть книги, которые написаны таким особенным образом, что читая их, ловишь себя на том, что они последовательно отвечают на вопросы, которые ты раз за разом мысленно задаёшь себе.

Однако ныне серьёзное чтение не слишком популярно, а "учителями", которые творят своим словом мир для душ, пойманных Сетью, являются так называемые медийные персоны. Этот мир отвратителен, но было бы ошибкой отождествлять его с реальным. Хотя бы потому, что в реальном мире есть место всему, а мир виртуальный, созданный невидимыми сетевыми идеологами, всё агрессивнее отвергает "неформат". И видеть, что умами людей манипулирует один и тот же удобный кому-то "контингент", а в топы выводится какая-то беспредельная грязь, всё невыносимее. Слава Богу, у меня в Сети достаточно друзей, которые пишут прекрасные посты, хотя видно, что и они иногда ощущают свою чужеродность здешней среде, отчего надолго умолкают. Мне кажется удачной идея некоторых из них предлагать к прочтению собственные подборки текстов, созданных действительно умными и талантливыми людьми. Пожалуй, и я попробую раз в неделю составлять список полезных ссылок. Тогда участие в ЖЖ не будет для нас потерей времени, и как знать - возможно, мы станем друг для друга истинными духовными наставниками!

А что касается школы, вот ещё одна старая истина: решить проблему не так уж трудно, если допускать к работе к ней только тех учителей, которые по-настоящему любят детей и умеют с ними разговаривать. Остальное приложится.

Tags: , , , , ,

61 comments or Leave a comment
Comments
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: May 5th, 2012 02:00 pm (UTC) (Link)
Спасибо! А видео посмотрели?
(Deleted comment)
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: May 5th, 2012 02:00 pm (UTC) (Link)
Ой, как много задето.. Даж не знаю, на что среагировать..
Придется по пунктам
1. Учителя - мне везло..А про остальных и вправду - забыла..
2.Не знаю, как в ЖЖ,а вот в мейле люди кучкуются.. Без всяких сообществ.. просто взаимным притяжением..
Честно скажу, меня очень утомили политические блоги, оставляю нормальные, человеческие, настоящие интернетные дневники..Посмотрела по индексу Яндекса.. они где-то в районе 100 000места..
(мой полузаброшенный ЖЖвский блог на миллионном)))
vlapandr From: vlapandr Date: May 5th, 2012 03:54 pm (UTC) (Link)
Вот, я думаю, и надо отыскивать нормальные, человеческие, настоящие дневники и распространять на них ссылки.
masia84 From: masia84 Date: May 5th, 2012 02:12 pm (UTC) (Link)
Насчет вывода в конце (кого допускать в учителя) - казалось бы, единственное решение! Однако в таком случае практически все школы придется закрыть.
Вспомните, сколько учителей в вашей школе было из тех, кого допускать можно?
В моей - двое. Когда в ней учился сын - тоже двое.
И кто будет учить детей? Или ну его совсем, образование обязательное, тем более такое, в которое оно превращается?
Что же касается химии... Я - химик, сын - тоже. И у меня есть подозрение, что химия - она и правда "для контингента". Кому интересно - пусть учат. Кому оно не надо - не стоит мучить детей довольно сложным для понимания предметом. Вот только тут опять - человеческий фактор. Моя любимая учительница как раз преподавала химию. Она легко ставила пятерки тем, кто хотя бы дал себе труд прочесть учебник и запомнил несколько фраз, не требуя понимания (отлично зная, что в жизни им оно не пригодится). Зато меня мучила по полной программе, и, если я пробовала ответить в рамках школьного учебника, безжалостно ставила двойки. "Ты должна знать глубже! Ты - можешь!" - говорила она. И я училась по учебнику для техникумов. Сын мой в школе учился по моим вузовским, и моя бывшая (она теперь директор) пришла принимать у него экзамен (в девятом), и они протрындели "за химию" сорок пять минут, углубляясь все больше и больше, и не обращая внимания на то, что девочки, ожидавшие своей очереди сдавать, уже посерели от ужаса, что их будут спрашивать о том же...
Я ей очень благодарна. Без всяких репетиторов и дополнительных напрягов на экзамене по химии в МГУ я получила пять баллов.
Больше никому из класса химия не понадобилась.
В аттестате у меня по химии - "четверка". А у пяти девочек - "пятерки" :)
vlapandr From: vlapandr Date: May 5th, 2012 03:08 pm (UTC) (Link)
Мне повезло. В школе, где я учился, были прекрасные учителя. Обида у меня осталась только на учительницу химии. Но это, как говорится, только моя проблема. Надеюсь, что кто-то ей остался благодарен. Ещё был физкультурник-пьяница, который мог дать ученику оплеуху за нарушение техники безопасности, но к нему дети относились в целом хорошо. Там, где я работал, грубо разговаривала с детьми только семейная пара учителей, которая долго на работе не задержалась. Остальные были настоящими педагогами-подвижниками. Младший сын у меня учился в классической гимназии (сейчас - в экстернате, поскольку всё время посвящает музыке), о которой он сих пор вспоминает с тоской. Позвонил сейчас старшему, который в этом году оканчивает французскую школу. Говорит, что все учителя нормальные. Конечно, это далеко не общая картина, но всё-таки...

Учить химию поначалу мне было интересно. Но этот интерес был на корню загублен учительской методикой, которая совершенно не учитывала индивидуальные особенности ученика, его психологический склад. Ну видишь, что не успевают несколько учеников, оставь их после уроков, продиктуй то же самое, подожди несколько минут. Напишут - похвали, чтобы поверили в себя. В следующий раз наверняка напишут быстрее. Не напишут - спокойно объясни материал ещё раз, выясни, почему не понимают. Почувствуют внимание к себе - станут ответственнее. Не знаю, как насчёт химии, а с иностранным языком это у меня получалось.

А учителей надо готовить так же серьёзно, как космонавтов, и платить им соответственно. Тогда и кадров достойных будет достаточно, и общество другим станет.
masia84 From: masia84 Date: May 5th, 2012 03:27 pm (UTC) (Link)
Не похоже, чтобы у нас учителей (и врачей) когда-нибудь начали так готовить.... Похоже - наоборот.... Ну да ладно, не будем о грустном.
Мы с сыном учились в самой обычной школе, не спец, не гимназии - так что у нас "показательнее", чем у вас. Но я рада, если хоть в спецах получше.
По поводу подхода к "неуспевающим" вы, безусловно, правы.
zveriozha From: zveriozha Date: May 19th, 2012 02:23 pm (UTC) (Link)
***учителей надо готовить так же серьёзно, как космонавтов, и платить им соответственно

А тем, кто распределяет бюджет, это не надо. Но у вас есть вариант - вы можете находить хороших учителей и платить им лично. Помимо само собой мотивации ребенка, собственной работы с ним и т.д.

Но надеяться на обычную школу, как вы понимаете, глупо. Профессионалу нечего делать в этой школе. Исключения, конечно, есть, но на них не уехать.
vozan68 From: vozan68 Date: May 5th, 2012 02:29 pm (UTC) (Link)
" учителю претензии: зачем вы учите моего ребёнка уважать всяких чурок и пиндосов, пропагандируете интернационализм и толерантность? " Хорошо бы добавить, в которую сами не верите( интернационализм и толерантность).
vlapandr From: vlapandr Date: May 5th, 2012 03:13 pm (UTC) (Link)
Ну, если учитель не верит, он и сам пропагандировать не станет.
vozan68 From: vozan68 Date: May 5th, 2012 06:37 pm (UTC) (Link)
Да ладно, у меня жена бывший учитель, соответственно подруги ее, тоже учителя. Нормальные ксенофобы, бытовые, почти националисты, не осознающие себя правда таковыми. На уроках вещают, а потом рассказывают, что им дети в ответ говорят, соглашаясь с ними только у нас или у себя на кухне. Вы представляете, что мы сейчас вырастим из наших детей? С чего, вообще, нам быть толерантными ко всякой нечисти? Дети тем более не хотят терпеть, я уже не говорю про интернационализм. Они видят только "черный" интернационализм, когда все объединяются против русских. Так вот и живем.
atsman From: atsman Date: May 5th, 2012 03:56 pm (UTC) (Link)
Это точно (про школу).
Мы отдали (устроили) младшего сына в английскую школу в переулке Гривцова. Сделали довольно поздно (он ходил не то в пятый, не то в шестой класс).
Англичанка невзлюбила его. Помню, сказала мне на родительском собрании: "Да имеете ли вы какое-нибудь представление об иностранных языках?" :). Это при том, что сын учил английский с первого класса. Немка, наоборот, хвалила, хотя он начал с нуля... :)
С англичанкой получилось просто. Выяснилось, что с ней знакома моя приятельница с кафедры иностранных языков АН СССР. Сын нормально доучился, пока мы не уехали в Канаду... :)
vlapandr From: vlapandr Date: May 5th, 2012 04:03 pm (UTC) (Link)
Полагаю, что после вопроса англичанки на Вас снизошло сатори:)
atsman From: atsman Date: May 6th, 2012 02:24 pm (UTC) (Link)
Если онемение и изумление считать сатори, то, несомненно, сошло. :)
simula_cra From: simula_cra Date: May 5th, 2012 04:55 pm (UTC) (Link)
Неужто так и сказала:"Выйди вон, мразь!!!"
vlapandr From: vlapandr Date: May 5th, 2012 05:02 pm (UTC) (Link)
Именно так. Она вообще так о детях отзывалась.
steinun From: steinun Date: May 5th, 2012 05:23 pm (UTC) (Link)
А я не читаю топовые дневники и спокойно живу. В моем ЖЖ-ном окружении очень достойные люди.)
vlapandr From: vlapandr Date: May 5th, 2012 05:32 pm (UTC) (Link)
Это хорошо. А меня, неугомонного, всё интересует, чем дышит страна, повышается ли наш общий духовный уровень, чего ждать...)
steinun From: steinun Date: May 5th, 2012 05:37 pm (UTC) (Link)
Вы просто далеко, по нашим улицам ходите дважды в год, а я каждый день наблюдаю, чем дышит моя страна, мне не нравится этим дышать. В моем мире воздух чистый.)
k_a_m_a From: k_a_m_a Date: May 6th, 2012 10:21 am (UTC) (Link)
средняя школа в её современном виде - пережиток индустриального общества, основная задача средней школы - формирование лояльных правящему режиму граждан, отбрасываем иллюзии, выживаем сами, помогаем пройти этот ад и остаться людьми детям.
vlapandr From: vlapandr Date: May 6th, 2012 11:52 am (UTC) (Link)
Такой задачи перед учителями никто не ставит. Да и, честно говоря, не понимаю я, что имеется в виду, когда нынешнее правление именуется режимом. Вот если бы была одна политическая партия, тотальная цензура без всяких исключений, полное недопущение критических высказываний в адрес властей; ограничения, связанные с Интернетом; массовый террор против недовольных - это был бы режим. А так даже до сравнения с брежневскими временами не дотягивает.

Edited at 2012-05-06 11:54 am (UTC)
nelke300 From: nelke300 Date: May 6th, 2012 07:05 pm (UTC) (Link)
Современной школе ставятся задачи по получению определенного (ограниченного) объема знаний, воспитательная функция уже не входит в этот перечень (и учителя это подчеркивают). Высказывание Фурсенко: "Мы должны воспитывать не человека-творца, как в советское время, а квалифицированного потребителя". Сколько раз слышала на родительском собрании: "За эти деньги я свою работу делаю хорошо".
Ребенок не понимал задачи по физике, сказала подойти к учителю, ответ: "Это твои проблемы". Не могу представить, что наши учителя в мое время что-нибудь подобное сказали... У репетитора подтянули все темы за 2 занятия.
Как-то учитель начальной школы сказала нам опять же на общем собрании об одном мальчике в отсутствие его родителей: "А этот вообще ниже плинтуса". Честно говоря, после этого она для меня как педагог перестала существовать, хотя я, конечно, старалась, чтобы ребенок ко всем учителям относился с уважением. Кстати, тот мальчик-двоечник через год поступил в Суворовское училище и учится на четверки.
vlapandr From: vlapandr Date: May 7th, 2012 01:31 pm (UTC) (Link)
Процитированное Вами, начиная с высказывания Фурсенко, конечно, за гранью допустимого. Печально.
chudiki From: chudiki Date: May 20th, 2012 06:05 pm (UTC) (Link)
Учителя... Моя мама была преподавателем в техникуме, бабушка была учителем начальных классов. Бабушку в селе все знали, в магазине без очереди пропускали. Маме до сих пор ее студенты пишут, очень приятно отзывы о своем родителе читать. У нее не было ни одного студента, кто бы не понял предмет. Впрочем, она и у нас в школьных знаниях пробелами занималась - до сих пор помню как уравнения с многочленами с ней дома решали (вместо учителя математики). Учитель и врач - были самыми уважаемыми людьми. А теперь... теперь мне страшно ребенка в школу отдавать, и распределяем с мужем кто по каким предметам будет подтягивать.
Гуру - говорят, он сам тебя найдет.
Раньше хотелось писать, много чего хотелось сказать, а теперь как-то не понятно - зачем...обсудим с мужем это вдвоем, да и только. Друзьям обещала хотя бы наши фото показывать время от времени, но и тут в долгах. А написать - кажется, совсем не поймут тебя. А спорить и доказывать - совсем не хочется. Никак не могу научиться принимать мир таким, как он есть. Все хочется справедливости какой-то, каждого сделать лучше. Но как-то все тщетно получается, и руки просто опустились.
Взгрустнулось после Вашего поста не на шутку...
61 comments or Leave a comment