?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Меняется ли мир? - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Меняется ли мир?
Когда в очередной раз происходит нечто из ряда вон выходящее, и с грохотом обрушивается привычная картина окружающего, кто-нибудь обязательно глубокомысленно произносит, что мир никогда уже не будет прежним. Когда это впервые пришло в голову мне самому, я и предположить не мог, что кто-то может воспринимать происходящее иначе. Шёл 1992 год, из Абхазии доносились совершенно невероятные вести о творящихся там зверствах, и мне, привыкшему воспринимать Кавказ как оплот нерастерянных культурных традиций, где ничего не может быть авторитетнее, чем слово старейшины, было дико слышать о том, что какие-то молодчики врываются в дома и убивают стариков.

Спустя два года началась первая чеченская, за ней вторая (прошедшее видится мимолётным), и казалось, после них ничто уже не может потрясти нас, окаменелых, веривших некогда в "союз нерушимый". И о какой "слезинке ребёнка" можно было толковать после того как вчерашних детей, не успевших ничего понять в жизни, едва ли не со школьной парты забирали на войну, где вчерашние мирные соотечественники напоказ отрезали им, до сих пор чьим-то детям, головы? Оказалось, что мир обладает способностью переворачиваться не раз и не два: очередной раз это произошло, когда боевики захватили школу в Беслане, и дело не просто в том, что страшнее преступления, чем то предательство детей, и представить себе нельзя, а в том, что оно заставило меня иначе взглянуть на природу и суть человека. А ещё в том, что с тех пор сознание расколото надвое.

В последний раз мир стал другим в августе 2008-го, когда случилось то, что прежде нельзя было представить себе даже в ночном кошмаре. Тогда я горько шутил: "для полного счастья" не хватает, мол, войны с Украиной. И теперь, когда такое "счастье" оказалось близко как никогда, мне вдруг стало понятно, что мир вовсе не меняется и никуда не катится, а все перевороты совершались исключительно в моей беспамятной голове. И я вспомнил историю, которую когда-то рассказал мне товарищ из донских казаков. У его прадеда было четверо сыновей. Во время гражданской войны двое ушли к белым, двое к красным. Все вернулись и за родительским столом больше не собирались: люто ненавидели друг друга. Родные братья.

Так чему мы сейчас-то удивляемся, сокрушаемся о некогда братских народах? Разве сами мы одинаковы, разве единодушны во всём? Нет. Ни мы, ни те, кого мы так долго называли братьями. А потому обобщения - с обеих сторон - бывают не только глупыми, но зачастую и просто подлыми. А иногда и опасными - когда люди в запале борьбы начинают невольно верить этим обобщениям и в массе отождествлять себя с выдуманными стереотипными образами, что неизменно приводит к печальному исходу. И для того, чтобы опомниться и прийти в себя, им нужно столкнуться с ещё большей бедой, чем та, которая их разъединила. Так и те братья, что не разговаривали друг с другом двадцать лет, в 41-ом вместе отправились на фронт. Только никто уже не вернулся.
А мир всё тот же...

Tags: , , ,

32 comments or Leave a comment
Comments
goldfond From: goldfond Date: April 9th, 2014 06:23 pm (UTC) (Link)
Ох, как правы!
kortan From: kortan Date: April 9th, 2014 06:31 pm (UTC) (Link)
Да уж...(
dmitri_lytov From: dmitri_lytov Date: April 9th, 2014 06:39 pm (UTC) (Link)
Спасибо за хороший текст. Поделился в своём Фейсбуке.
vlapandr From: vlapandr Date: April 9th, 2014 06:40 pm (UTC) (Link)
Спасибо за отклик.
chugaylo From: chugaylo Date: April 9th, 2014 07:11 pm (UTC) (Link)
Всё тот же=(

Но всё же, действительно меняется. В смысле внешних обстоятельств. То была разрядка, а теперь холодная война. Изменение налицо.
vlapandr From: vlapandr Date: April 10th, 2014 09:26 am (UTC) (Link)
Да, карты ложатся то так, то этак, но это всё тот же набор карт.
Я имел в виду принципиальные социокультурные изменения, связанные с необратимыми сдвигами в общественном сознании. А их нет. Ни, слава Богу, регресса, ни, к сожалению, прогресса. Сегодня за одной партой сидим, деревья вместе сажаем, в футбол гоняем, завтра являются какие-то политические ролевики и раскрывают всем глаза... Послезавтра хороним убитых, отстраиваем разрушенное и опять дружим - до прихода следующих поборников исторической справедливости...
chugaylo From: chugaylo Date: April 11th, 2014 09:30 pm (UTC) (Link)
Так трудно не поддаться на великие объединительные или освободительные идеи. Люди хотят чувствовать себя частью чего-то сильного, смелого, самостоятельного. И дать всем отпор. Это очень воодушевляет.
vlapandr From: vlapandr Date: April 12th, 2014 07:49 am (UTC) (Link)
Ну да... Сегодня на объединительные, завтра на освободительные....
annok From: annok Date: April 9th, 2014 07:39 pm (UTC) (Link)
как же вы правы... и как не хочется большой беды
vlapandr From: vlapandr Date: April 10th, 2014 03:51 pm (UTC) (Link)
Будем надеяться, что до неё не дойдёт.
evalenta From: evalenta Date: April 9th, 2014 07:43 pm (UTC) (Link)
а мир всё тот же...и всё будет таким же, пока человечество само себя не уничтожит...но я надеюсь даже после этого хотя бы земля: поля, леса, реки, моря и горы останутся теми же...
vlapandr From: vlapandr Date: April 10th, 2014 01:40 am (UTC) (Link)
Теми же, но не такими, какими их видим мы.
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: April 10th, 2014 02:29 am (UTC) (Link)
Просто холодная война, в которой мы уже один раз проиграли. Сейчас, вероятно, проиграем и во второй. Но поступить иначе - это проиграть сразу, зачем?..
vlapandr From: vlapandr Date: April 10th, 2014 10:21 am (UTC) (Link)
В первый раз проиграла идеологическая система, сейчас на карте национальные интересы. Как же тут можно проигрывать?
Но речь сейчас о том, что порой истинные национальные интересы лежат не там, где их видят иные горячие головы.

Edited at 2014-04-10 10:25 am (UTC)
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: April 10th, 2014 01:11 pm (UTC) (Link)
Это каждый раз были национальные интересы. Тогда Россию было сложнее достать. Сейчас куда проще. Наши национальные интересы лежат сейчас в оборонке и большой науке - как уже было когда-то. И в образовании-здравоохранении, чтобы было кому всем этим заниматься. Я сомневаюсь, что нам это удастся довести до ума при нынешних делах.
vlapandr From: vlapandr Date: April 10th, 2014 03:49 pm (UTC) (Link)
Извините, Марианна, я совсем не понял, что значит "это каждый раз были национальные интересы". Давайте сначала. Вы написали, что мы проиграли холодную войну. Я возразил Вам: проиграла идеологическая система (а не мы). Ныне на карте национальные интересы (и вот теперь действительно можем проиграть мы). Вы отвечаете: "Это каждый раз были национальные интересы". Что в данном случае означает "это"? Вы отождествляете курс на построение коммунизма с национальными интересами России или имеете в виду, что целью военно-политических кругов Запада во времена холодной войны было не уничтожение социалистической системы, а экономическое порабощение богатой ресурсами страны и создание однополярного мира?
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: April 11th, 2014 01:36 am (UTC) (Link)
Это не или - или. Уничтожение социалистической системы как один из этапов к полной ликвидации сильного конкурента. Не может проиграть идеология, может проиграть страна. В ресурсах, военной мощи, экономических связях, научных перспективах. Каждый раз, когда сталкиваются идеологии, ищите экономическую или геополитическую подоплеку. Коллизия интересов. В Африке, в России, на Луне, две тысячи лет назад или пять тысяч лет вперед.
vlapandr From: vlapandr Date: April 11th, 2014 11:49 am (UTC) (Link)
Экономическая подоплёка у холодной войны, разумеется, была: Советский Союз вдохновлял и всячески поддерживал коммунистические движения в странах третьего мира, которые являлись для западных монополий поставщиками дешёвого сырья, да и сам был интересен в этом качестве. Но скажите, в 1945 году проиграла нацистская идеология или Германия? Мне кажется, страна тогда только выиграла, избавившись от навязывания ей маниакальных идей, что бы там ни толковали апологеты нацизма о строительстве дорог и всеобщей занятости. В отличие от гитлеровской идеологии, коммунистическое учение само по себе демократично и гуманно, но, к сожалению, утопично, и попытки воплощения его в жизнь обернулись для нашей страны немалыми жертвами. Мы успешно конкурировали с Западом в областях, связанных с военно-промышленным комплексом, где существовал жёсткий контроль со стороны государства, но там, где такового не было, ситуация, по причине отсутствия реальной материальной заинтересованности граждан, была иной: воровство, коррупция, пьянство... Это не Запад победил социалистическую систему, она сама себя победила, что, конечно, было с удовлетворением воспринято заинтересованными кругами на Западе.
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: April 12th, 2014 05:33 am (UTC) (Link)
Германия проиграла, естественно. Другое дело, что ей досталось в этой войне куда меньше, чем победителю. Понятно, что идеология может работать на успех или на поражение страны. Нацизм в данном случае работал на поражение. Коммунизм - в ту же кассу, потому что он не хуже нацизма тоже приводит к войне против всех, включая собственных граждан. К сожалению. Но тут уж сам человек виноват, много кушать хочет. А вот социализм с оговорками возможен. По крайней мере, для небольшой страны. Для России - не знаю.
vlapandr From: vlapandr Date: April 12th, 2014 02:07 pm (UTC) (Link)
Под социализмом разное подразумевают. Кто-то шведскую социал-демократическую модель, кто-то - тот "развитой социализм", который существовал до горбачёвских реформ. Как Вы считаете, жизнеспособна ли общественно-экономическая система, исключающая как частную собственность на средства производства, так и жёсткие репрессии против её сторонников?
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: April 12th, 2014 10:42 pm (UTC) (Link)
Похоже, что нет. Человеческая природа, чтоб ее.
vlapandr From: vlapandr Date: April 13th, 2014 05:54 am (UTC) (Link)
Вот и я всё о том же.
agni_8 From: agni_8 Date: April 10th, 2014 09:19 am (UTC) (Link)
+++ И для того, чтобы опомниться и прийти в себя, им нужно столкнуться с ещё большей бедой, чем та, которая их разъединила.
Да. Катастрофа планетарного уровня типа взрыва йеллоустонского вулкана.
Объединиться, забыв все обиды и дрязги, чтобы спасти планету...
vlapandr From: vlapandr Date: April 10th, 2014 10:14 am (UTC) (Link)
Да. Вспомнился фильм "Миллион лет до нашей эры" 1966 года, финальная сцена...
yulinika From: yulinika Date: April 11th, 2014 10:27 am (UTC) (Link)
Спасибо, что поделились своими мыслями.
В связи с последними событиями я тоже крепко задумалась о природе человека и пришла к похожим на Ваши выводам. И теперь мне понятно, как может убивать брат брата во время гражданской войны, понятно, что 37-й год случился не только из-за одного чудовища - у него были "руки", миллионы обычных людей, и понятно, как толпа на площади может кричать "Распни его!".
Правда, это понимание никак не уменьшает тревогу от происходящего.
vlapandr From: vlapandr Date: April 11th, 2014 12:23 pm (UTC) (Link)
Именно так! "Распни его!" И дело не только в законах толпы, в массовом гипнозе, в страхе разделить участь жертвы - а и в желании выделиться, выслужиться, крикнуть громче всех и, будучи замеченным, возвыситься... Сколько раз было: кажется, достаточно встать, обратиться к людям, к их разуму - и сообща покончить с тем, что вызывает у всех отторжение. Но нет, страшнее поражения в открытом противостоянии - предательство. Его-то и опасаются люди - и молчат. В конце 80-ых "Вечерний Ленинград" в течение долгого времени публиковал мартиролог - списки горожан и жителей области, репрессированных в 1937-1938 гг. В большинстве своём - обычных людей: рабочих, крестьян... Мне довелось разговаривать с людьми, имевшими отношение к публикации и державшими в руках подлинные документы, среди которых было немалое число доносов, написанных соседями, очевидно претендовавшими на какую-то собственность жертвы. Доносов, явно шитых белыми нитками, чего не могли не понимать следователи. Но и они точно так же опасались доносов...
yulinika From: yulinika Date: April 11th, 2014 01:07 pm (UTC) (Link)
А я уже сейчас опасаюсь доносов. И запрещаю мужу-"оппозиционеру", долго бывшему безработным и получившему по иронии судьбы должность в госструктуре, писать "оппозиционные" посты в Фейсбук. Не далее как сегодня он написал очередную "крамолу", правда, под замком, и я просила его пересмотреть список друзей на предмет того, кто может "донести". Господи, никогда не думала, что этот бредовый кошмар окажется в нашей жизни.
Надо отдать должное, пока никого не расстреливают, но я вполне допускаю, что это не за горами. Учитывая, опять же, человеческую природу.
holydiver_777 From: holydiver_777 Date: April 26th, 2014 03:18 pm (UTC) (Link)
Мудро. Упустили в ветке обсуждения социализма "советскую буржуазию".:)
vlapandr From: vlapandr Date: April 26th, 2014 03:31 pm (UTC) (Link)
А что это такое? Советская партийная номенклатура пользовалась известными привилегиями, но этого мало, чтобы называться буржуазией.
holydiver_777 From: holydiver_777 Date: April 26th, 2014 03:50 pm (UTC) (Link)
"Совбуры" - советская буржуазия, вскоре получившая наименование нэпманов. Ленин не на шутку перетрусил и решил уловлять мужичка свободной торговлей. Уступка задумана довольно большая, включающая и "независимые кооперативы", имеющие право сбывать на вольном рынке хлеб и др. продукты сельского хозяйства. На практике, конечно, полумиллионная армия продовольственников, чекисты и фанатики коммунизма будут стараться шиканами всякого рода и саботажа свести реформу к жалкому минимуму. Это поведет к дальнейшему разложению большевизма, ибо все "совбуры" наверное первым делом пристроятся прямо или косвенно к этому легализованному капитализму, чтобы погреть вокруг него руки. (Ю.О.Мартов)
И в продолжение:
...политическое «оборотничество» стало прологом к аналогичному «перерождению» времён НЭПо, советского гос.капитализма, когда вчерашние «святенькие члены ЦК» превратились в олигархов, «совбуров» или как их называли тогда «коммунистов с геранью на окне». Да что там «герань»? Уже к 1922 году в гараже «поместья» самого Ленина «под сугубым надзором ГПУ» стояло 6 иномарок класса «Роллс-ройс».(См. Ленин В.И., П.с.с., т.54, с.266)

« Нервно думая о будущем, люди забывают о настоящем, так что не живут ни в настоящем, ни ради будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили. » (с)


Edited at 2014-04-26 03:52 pm (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: April 26th, 2014 04:07 pm (UTC) (Link)
Понятно. Но НЭП был упразднён в 1929-ом, а мы с Марианной говорили о позднейшем противостоянии двух систем.

Цитата из Конфуция хороша:)
holydiver_777 From: holydiver_777 Date: April 26th, 2014 04:23 pm (UTC) (Link)
Цитата к нашему времени.)
32 comments or Leave a comment