?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Смело, товарищи, в йогу! - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Смело, товарищи, в йогу!
утренняя зарядка

Решил сегодня поутру взглянуть на мир глазами своих идейных оппонентов...

Шучу, конечно. На самом деле цель этого поста - уравновесить зловредное влияние того, что было написано мною на тему употребления алкоголя, в частности, вчера и неделей раньше. Поводом же для написания его послужила странная запись, которая пару дней назад висела на первой странице. Её идея заключалась в том, что польза йоги сильно преувеличена, а о её вопиющем вреде и вовсе умалчивается. Примерами служили всякие вывихи, растяжения и прочие травмы, неизменно сопровождающие, по мнению автора, занятия йогой. Не помню, говорил ли автор о развивающихся вследствие этих занятий патологиях - вроде бы говорил, но я всё-таки сомневаюсь, потому что не могу поверить в то, что подобное можно всерьёз говорить. Автору справедливо указывали, что всё описанное им - последствия неправильных занятий йогой, а точно исполняемые под руководством опытного учителя упражнения ничего, кроме пользы, принести не могут. Он же был непреклонен: вредно и всё тут.

Что руководило автором поста, гадать не берусь. Противников у йоги немало: это и те, кто традиционно выступает против якобы чуждых нам идей, и те, кто считает учения, проповедующие мир и единение людей, вредными, ибо эти учения будто бы усыпляют нашу бдительность и воспитывают в нас покорность; и некоторые рьяные служители церкви, объявляющие учение детищем самого Сатаны... Будем считать, однако, что автор выступал сугубо от своего имени и был при этом честен. Что не означает признания его правоты. Друзья, если бы я был на тридцать лет моложе, как тогда, когда впервые переступил порог тренировочного зала, я бы позволил себе какие-то сомнения. Но через полтора месяца мне пойдёт седьмой десяток, и я вполне могу оценить те революционные изменения в моём теле и сознании, которые вызвало выполнение в течение нескольких лет практик хатха-йоги. И если уж говорить о влиянии Сатаны, то разве что в связи с тем, что эти занятия перестали быть регулярными. Думаю, однако, что это поправимо. Короче говоря, смело, товарищи, в йогу!

Tags: ,

19 comments or Leave a comment
Comments
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: November 16th, 2014 03:13 pm (UTC) (Link)
ООХ!! Жить тоже вредно.. А в йогу.. да мы б с радостью и радением.. Да сатана (лень то бишь) не пускает..((
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2014 03:17 pm (UTC) (Link)
Меня-то он другим искушает...)
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: November 16th, 2014 03:19 pm (UTC) (Link)

другим искушает...)

Если не ленью, а чем-то другим, то это кто угодно, но только не сатана искушает ))!!
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2014 03:34 pm (UTC) (Link)

Re: другим искушает...)

Смотря чем. Я-то имею в виду предыдущую тему:)
goldfond From: goldfond Date: November 16th, 2014 03:38 pm (UTC) (Link)
Вы абсолютно правы! При грамотном тренере и соблюдении всех правил занятий йога - благо! Моя мать начала заниматься йогой в 65 лет, но, к сожалению, ей не повезло с тренером - он даже не удосужился выяснить состояние её здоровья. В результате - инсульт((
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2014 03:48 pm (UTC) (Link)
Да, преподавать берутся ловко выполняющие асаны молодые люди, набравшиеся терминов типа "ида", "пингала", "кундалини", но не имеющие ни малейшего понятия об анатомии и физиологии. У меня ведь тоже где-то валяется справка об окончании курсов хатха-йоги, "дающая право" не её преподавание. Упаси Господи!
vozan68 From: vozan68 Date: November 16th, 2014 03:58 pm (UTC) (Link)
Это, вообще, очень частая история про йогу и не только у пожилых людей.
Крайне вредное и порой опасное для здоровья "учение".
Лучше просто физкультура.

Edited at 2014-11-16 03:59 pm (UTC)
goldfond From: goldfond Date: November 16th, 2014 04:02 pm (UTC) (Link)
Да, конечно, но в то время очень йогу рекламировали, всякие чудеса про неё рассказывали, вот мама и повелась. Откуда её было знать?
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2014 04:25 pm (UTC) (Link)
В чём же заключается крайний вред йоги?
vozan68 From: vozan68 Date: November 16th, 2014 04:51 pm (UTC) (Link)
Любое мое утверждение можно оспорить, т.к. оно не будет подтверждено надежными источниками. Кстати, ДЕга бы спросить-) Уж он бы рассказал, а может уже, а я не читал-))

Можете мне не верить и поискать материалы и проанализировать их самостоятельно.
К истории возникновения это тоже относится, кстати.

Спросите любого врача, а лучше у нескольких. Насколько полезно стояние на голове, как у Вас в иллюстрации, для зрения, не утраивается ли риск катаракты и т.д
Инсульты, физические увечья от других, очень частые гости у практикующих
йогу.
Я, кстати, не утверждаю, что все асаны или дыхание вредны так уж безоговорочно. Польза есть, но вряд ли больше, чем от обычной ходьбы и физкультуры, как таковой.
vlapandr From: vlapandr Date: November 17th, 2014 03:50 am (UTC) (Link)
Да я много читал по этой теме. Начал с публикаций Зубкова в "Науке и жизни" ещё в советское время, потом в конце 80-ых стал собирать книги на русском и других языках. А интерес появился после просмотра вот этого знаменитого фильма, который в 70-ых постоянно шёл на Невском, в кинотеатре "Знание":



Везде я читал и слышал только о пользе йоги, но - только при правильном выполнении упражнений. Перевёрнутые асаны предотвращают инсульт, в то же время о том, что неверное их применение его вызывает, пишут и сами индийские исследователи йоги, например, Шри Свами Шивананда в "Йога-терапии". Что касается историй о том, что йогу в Индию завезли европейцы - это из области альтернативной истории: не могут, дескать, чумазые... Да всё они могут.

Стойку на голове я выполняю до сих пор (см. фото). В молодости страдал мигренью. Занялся йогой - забыл о ней, как и о колите. Об опасности для глаз слышал - пока ничто не отклеилось: видимо, правильно делаю. А что до физкультуры, так ведь йога - это не только телесная терапия. Это и психотерапия и формирование особого мировоззрения. Ничего страшного в ней не вижу.
vozan68 From: vozan68 Date: November 17th, 2014 06:04 am (UTC) (Link)
Тут очень занимательный разговор получается, как разговор какого-нибудь "марксиста"(атеиста, иудея, исламиста etc) с неадептом. На любой аргумент будет цитата из классиков или на первоисточник.

Причем, науч.поп. я специально не стал приводить в аргументы и источники. Была у меня кривая ссылка в одной из статей критикующих йогу на единственную индийскую диспансеризацию в 80 годы, в которой утверждалось, что здоровье практикующих йогу в Индии хуже простых граждан и живут они меньше. Проверять не стал и даже приводить в свою защиту и проверять так ли это. Допустим, что это не так.
Тут всегда будет вопрос веры, а не знания. Это впрочем касается и " формирования особого мировоззрения".
Видимо, Вы просто здоровый человек, несмотря на мигрень, поэтому счастливо избежали всех прелестей последствий занятий йогой.
Вы спросите любого врача, а лучше врачей разных специальностей. Можно ли стоять на голове с аневризмой, например, или с возрастными изменениями зрения. И все это при самом правильной и полезной стойке на голове.
Исследований, каких-либо серьезных, о пользе или вреде йоги просто нет. Их просто не проводили. Глупо ссылаться в этом вопросе на кого-либо.
Какие-то данные есть только у врачей и опять же не думаю, что из всех случаях травматизма, причин вызвавших инсульты и катаракту они как-то выделяют йогу.
Осторожность в этом вопросе и здравый смысл, скептицизм не помещает. "Я так думаю"-)

Выросла йога на индийской почве, а как же иначе? Но вот кто "сделал" йогу( давайте скажем корректно систематизировал и придал этому современный вид). Пришедшие в Индию европейцы никакой йоги уже не застали, конечно это совершенно не означает, что ее не было вовсе и никогда.

Почему индийцы взяли ее на вооружение, я даже не беру коммерческую составляющую этого явления что-бы не упрощать, хотя она тоже присутствует.
Это вопрос интересный и ответы лежат на поверхности. И, кстати, тут я только могу снять перед индийцами шляпу, если бы она у меня сейчас была-))

Я не хочу что бы это выглядело, как некая пропаганда против йоги. Или еще бывает ходят по журналам и доказывают какой владелец мудак-) Я не такой-))



Edited at 2014-11-17 06:28 am (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: November 17th, 2014 12:08 pm (UTC) (Link)
Спасибо за корректный комментарий. Но вот слова о том, что "исследований, каких-либо серьезных, о пользе или вреде йоги просто нет. Их просто не проводили" меня удивили, так как фильм, который я запостил в предыдущий комментарий, как раз только о них и рассказывает.

индийские йоги

Фильм, напомню, советский. В то время к достоверности научной информации, выносимой на публику, подходили со всей щепетильностью. Cвидетельствуют о пользе йоги в фильме доктора медицинских наук.

Не могу согласиться и с тем, что "пришедшие в Индию европейцы никакой йоги уже не застали". Во-первых, европейцы, не имея понятия о йоге, не могли отличить сидение местного жителя в медитативной позе от просто сидения, а тем более, судить о его внутреннем состоянии. Первых пришельцев интересовали отнюдь не духовные богатства, а драгоценные камни и пряности. Что касается асан, то они, за исключением периода обучения, выполняются в одиночку, в тишине, рано утром или перед сном. К тому же, европейцы пришли в Индию как завоеватели, и невозможно себе представить, что кто-нибудь из индийцев рискнул бы встать на голову при приближении врага. И даже те мирные европейцы, которые уже в XVIII веке проявляли интерес у индийским духовным учениям, всерьёз их не воспринимали. Примером тому - "Письмо одного турка" Вольтера, где йоги описаны в комическом виде: http://thelib.ru/books/volter/pismo_odnogo_turka-read.html

"Однажды мы вместе отправились в Гаванийскую пагоду. Там мы увидели несколько групп факиров, одни из которых были йоги, что значит факиры-созерцатели, другие же были ученики древних гимнософистов и вели деятельную жизнь. Факиры, как известно, владеют неким ученым языком, языком самых древних брахманов, и написанной на этом языке книгой, которую они называют Веды. Это бесспорно самая древняя книга во всей Азии, не считая Зенд-Авесты.
Я прошел мимо факира, читавшего эту книгу.
– Ах, презренный неверный! – воскликнул он. – Из-за тебя я сбился и перепутал количество гласных букв, которые подсчитывал; и теперь моя душа перейдет в тело зайца, а не в тело попугая, как я имел все основания надеяться.
Чтобы утешить его, я дал ему рупию.
Отойдя от него на несколько шагов, я, на свою беду, чихнул, и звук, произведенный мною, разбудил факира, Пребывавшего в экстазе.
– Где я? – сказал он. – Какое ужасное несчастье! Я не вижу более кончика моего носа, небесный свет исчез.
– Если я причиной тому, что вы наконец стали видеть дальше своего носа, – сказал я, – то вот вам рупия, дабы исправить причиненное мною зло; созерцайте снова свой небесный свет.
Отделавшись от него столь благоразумным образом, я перешел к другим гимнософистам; многие из них принесли мне хорошенькие гвоздики и хотели воткнуть их мне в руки и ляжки в честь Брахмы. Я купил у них эти гвоздики и велел прибить ими мои ковры. Одни факиры плясали на руках, другие ходили по слабо натянутой веревке; иные прыгали на одной ноге. Были и такие, что носили цепи, а иные вьючные седла; некоторые засунули голову в глиняный очаг; словом, все были милейшие люди. Мой друг Омри отвел меня в келью одного из самых знаменитых: его звали Бабабек, он был голый, как обезьяна, на шее у него висела толстая цепь, весом более чем шестьдесят ливров. Он сидел на деревянном стуле, изящно украшенном торчащими гвоздиками, которые впивались ему в ягодицы, но можно было подумать, будто он сидит на атласном ложе..." И так далее.

Реальный же интерес к йоге со стороны Запада появился лишь XIX веке, благодаря лекциям Свами Вивекананды в Америке, и это, конечно, не равнозначно открытию чего-то забытого или рождению нового.
...Вспомнилось, как во время празднования в США пятисотлетия открытия Америки Колумбом, один индейский вождь сказал: "Для нас это не праздник, мы всегда знали, что мы есть".
vozan68 From: vozan68 Date: November 17th, 2014 01:32 pm (UTC) (Link)
В данном случае это скорее просто исследование йога, как такового. В крайнем случае влияние занятия йогой на организм конкретного человека или пускай даже группы йогов.

Что бы провести такое исследование надо собрать несколько групп для сравнительного анализа. Людей давно занимающихся йогой, группу йогов-новичков, группу просто физкультурников, плюс контрольную обыкновенных людей.
Это все на протяжении довольно длительного времени.
Вопрос зачем?
И так всем ясно когда это полезно или безвредно в крайнем случае, либо вредно.
vlapandr From: vlapandr Date: November 17th, 2014 01:40 pm (UTC) (Link)
Думаю, если доктор медицинских наук говорит о результатах исследования, значит, оно проводилось по всем правилам. А кадр из фильма - лишь одна из иллюстраций. Кстати, там же говорится и об индивидуальном подборе асан индийскими специалистами в зависимости от состояния здоровья.
vozan68 From: vozan68 Date: November 16th, 2014 03:54 pm (UTC) (Link)
Собственно, йога это продукт современности и вообще небезопасное занятие, только для здоровых людей. Никто особо не скрывает кто и как ее придумал.
Хотя это отдельный разговор-)

Если Вам помогает держать себя в форме, здоровью, то почему бы и нет.
На всякий случай будьте осторожнее.
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2014 04:07 pm (UTC) (Link)
Осторожность не помешает. А вот насчёт того, что йога - продукт современности, не соглашусь. Эта версия тоже была отражена у автора в тексте и в комментариях, но я не счёл нужным о ней упоминать. То, что основы классической йоги заложил Патанджали, неоспоримо, и то, что какие-то асаны появились позже, дела не меняет. Не соглашусь и с тем, что йогой могут заниматься только здоровые люди. Конечно, могут существовать какие-то противопоказания, связанные с теми или иными заболеваниями ученика. Но есть и ряд заболеваний, которые йога лечит.
chugaylo From: chugaylo Date: November 16th, 2014 07:03 pm (UTC) (Link)
Про йогу я читал, что она идеально подходит в качестве физических упражнений для жителей Индостана, у которых очень гибкие суставы.
Но, безусловно, это не означает вредности йоги для европейцев, тут, видимо, важен правильный подход к тренировкам.
vlapandr From: vlapandr Date: November 17th, 2014 08:13 am (UTC) (Link)
Да, об этом и речь.
19 comments or Leave a comment