?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Где искать Чистую Землю? - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Где искать Чистую Землю?
вершина

Через весь Корейский полуостров тянется горный хребет Тхэбек. В южной его части, в уезде Чондо провинции Кёнсанбукто, есть скалистая вершина, известная тем, что 1455 лет назад на неё взошёл монах Вон Ын, построил себе убежище и по прошествии трёх лет, проведённых в медитациях, достиг Просветления. Ныне 560 год нашей эры считается датой основания монастыря Унмунса. Унмун в переводе означает "облачные ворота", са - храм. Храм Облачных Ворот. Проще всего было бы сказать, что речь идёт о воротах в облаках или небесных вратах, ведущих в рай. Но у буддистов нет понятия небесного рая, куда попадали бы праведники, да и Будда - не бог, а человек, достигший идеального состояния сознания. Так и легендарная Чистая Земля - состояние сознания. Иначе говоря, рай - в головах, как и разруха.

горный храм

Что же означает словосочетание "облачные ворота"? Возможно, высоко в горах, вершины которых утопают в густой дымке, сквозь которую путники движутся почти вслепую, это просвет в тумане, символизирующий, как нетрудно догадаться, то состояние, которого достиг Вон Ын и которого ищут здесь его последователи. Однако прежде чем обрести его, многие верующие (то есть те, кто верит в эту возможность) обращаются к Великому Будде с различным бытовыми просьбами и мечтают по завершении земного пути попасть в край блаженства, где всё из золота, жемчуга и драгоценных камней и обитают добрые и весёлые души.

цветы

Вот и в минувшую субботу, когда мы с товарищем поднялись к обители Пуктэам, расположенной на полпути к вершине, где жил легендарный основатель монастыря, вся площадка перед небольшим храмом была заполнена людьми, молча слушавшими размеренное пение двух монахов, которые, как объяснила моему спутнику послушница, убиравшая территорию, "провожали умершего в рай". На деле цель этой традиции - провести сознание усопшего через определённые этапы на пути к освобождению и следующему воплощению. Судя по числу пришедших на церемонию прощания и бесконечным вереницам дорогих автомобилей, подъезжавшим к подножию горы, усопший был известным и состоятельным человеком. Теперь это важно лишь для его родных, он же, согласно вере, вступил в новую жизнь.

У горного храма

Туда, где сейчас находится Пуктэам, переместилось бывшее прибежище Вон Ына, когда числу его последователей стало слишком тесно на узкой вершине горы.

Унмунса. Вид сверху

А спустя ещё некоторое время, когда их стало ещё больше, монастырь занял своё нынешнее место.

Вид с горы

К нему мы и отправились.

тропа

А пока спускались, мой коллега внимательно слушал историю о Вон Ыне, которую рассказывала двум подругам идущая впереди монахиня.

форзиция

Форзиции, которыми усажена горная дорога, кажутся сделанными из золота, и в голову невольно приходит воспоминание о буддийской "земле обетованной"...

дорога к монастырю

О том же напоминают и жемчужные кроны цветущих вишен на пути к монастырю.

у монастыря

И те, что раскинулись за оградой.

Унмунса

Кто сможет прожить здесь, как тот монах, три года, занимаясь лишь физическим трудом и медитациями?
Только тот, кто заведомо знает, что в миру провёл бы эти годы, как белка в колесе: в однообразной, бесполезной рутине и бесплодных надеждах. А то ещё и в пьянстве.
Или тот, кто знает, что всех денег всё равно не заработаешь, а что заработаешь, в могилу с собой не унесёшь.

У стены храма

А так, глядишь, озарит тебя, и окажешься, как сказал поэт, с той стороны зеркального стекла.

крыша

Я бы и рад, но у меня семья. Так что моё место - с этой стороны. Надеюсь, потом помогут, проводят, чтобы не заблудился...

азалия

А пока остаётся в свободное от работы время любоваться здешней красотой: она лечит...

В монастыре

И хотя давно уже выветрилось из памяти, чем одна буддийская школа отличается от другой и о чём говорится в той или иной сутре, остаётся вера в эту самую красоту и просто во что-то хорошее...

в тени

Так несколько лет назад кто-то остроумно и точно написал мне: суть буддийских практик в том, что пока стараешься достичь обещанного просветления, излечиваешься - и оно уже становится ненужным, достаточно того, что есть в жизни.

магнолия

Другое дело, что в жизни, какой бы она прежде ни была, вдруг может появиться то, чего не ожидал.

Унмунса. Магнолия

Пусть и ненадолго: это уже никуда не уйдёт, останется внутри.

Кваным

Кваным или Гуань Инь - воплощение сострадания и милосердия, открывающее путь в земной рай.

рай

И этот самый рай.

каскад

И ключевая вода, его орошающая.

Cмеющийся Будда

И Смеющийся Будда.

слива

И запах цветущей сливы.

королевская вишня

И королевская вишня - ванпотккот-наму. Говорят, такой в Японии нет, а значит, это не сакура, и есть основания полагать, что обидная для корейцев версия о том, что потккот-наму завезли из Японии, неверна и дерево появилось в обеих странах одновременно. Более того, многие идут дальше и без обиняков утверждают, что сначала оно появилось в Корее, а потом уже в Японии. Не остаются безучастными к спору и китайцы, утверждающие, что замечательная вишня зародилась в Поднебесной, потом появилась в Корее и лишь после этого - в Японии. Корейцы к этой версии относятся благосклонно, как и автор этих строк - к политическим спорам подобного рода.

Tags: , , ,

31 comments or Leave a comment
Comments
goldfond From: goldfond Date: April 6th, 2015 05:17 pm (UTC) (Link)
Действительно, красота, спокойствие умиротворение!)
vlapandr From: vlapandr Date: April 6th, 2015 05:27 pm (UTC) (Link)
Да, место удивительное.)
goldfond From: goldfond Date: April 6th, 2015 05:32 pm (UTC) (Link)
Я была на экскурсии в петербургском дацане, ничего толком не зная о буддизме. И мне очень понравилась атмосфера там и доброжелательность ламы)
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 01:58 am (UTC) (Link)
Я там как-то отмечал буддийский Новый год. Лама угощал конфетами:)
piskunov_vitaly From: piskunov_vitaly Date: April 6th, 2015 05:48 pm (UTC) (Link)
Если бы рая на небесах нет, его следовало бы придумать...) Очень позитивное у Вас сегодня эссе.
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 02:15 am (UTC) (Link)

Опять же...

«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: „Вот, оно здесь“, или: „Вот, там“. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21).
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 02:47 am (UTC) (Link)
Приторно скучно станет, если целью был отдых или развлечение, а не освобождение ума, условием которого является именно такой порядок.
Если же мы, в соответствии с укоренившейся традицией, без конца будем строить себе преграды и героически их преодолевать, мы никогда не расчистим себе путь к выходу за рамки привычного. Это то же самое, что ступить за порог и вернуться назад за какими-нибудь вещами, а потом опять и опять...
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 11:08 am (UTC) (Link)
Физическая нагрузка в монастырях немалая: одни только многократные простирания перед изображением Будды чего стоят!) На самом деле это и полевые работы, и разнообразные упражнения... Нагружают монахи и мозг, заучивая наизусть целые библиотеки философских трактатов. Так что ни для физического, ни для умственного одряхления нет причин.

А вот насчёт моральной нагрузки... Я не уверен, что стоит создавать людям проблемы только для того, чтобы им "жизнь мёдом не казалась". Закаляет народ, наделяет его необходимым для выживания опытом преодоление естественных трудностей, а принятие глупых или неоправданно строгих законов и распоряжений лишь раздражает, отнимает силы. Так же, как и бездействие тех, кто наделён властью принимать необходимые решения. Об этом я как-то уже писал: http://vlapandr.livejournal.com/101422.html
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 01:37 pm (UTC) (Link)
Не думаю, что преграды или проблемы, о которых говорю я: хамство, сумасбродство, издевательство над людьми со стороны тех, кто наделён малейшей властью, безумные бюрократические препоны, равнодушие к судьбе простого человека, ведущие к тяжёлым последствиям непродуманные властные решения - как-то способствуют моральной закалке, выживанию и ускорению развития. И уж точно они никоим образом не относятся к понятию культуры.

Edited at 2015-04-07 01:40 pm (UTC)
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: April 8th, 2015 10:09 am (UTC) (Link)
Когда я прихожу в ЖЭК, на почту или в магазин за печеньем, меня не интересует истинная личина сотрудников - мне нужно, чтобы меня быстро, качественно и вежливо обслужили. Пусть это будет фасад, но по-другому быть не должно. И если начальство разных уровней заинтересовано в высокой отдаче персонала, оно создаёт ему человеческие условия для работы, а не "закаляет" его, как бы оно к нему внутри себя ни относилось. В этом и заключается цивилизованность, которую я вижу в Корее.

Можно ли считать историю с Виктором Аном характерным образцом взимоотношений между людьми в стране? Или всё-таки на фоне высокого уровня образования, научно-технического развития и традиционной культуры её нужно рассматривать как пример сложности взаимоотношений между людьми в каком бы то ни было уголке земли, пример того, что конфликтная ситуация, вызванная множеством причин, может случиться где угодно?

Как бы ни было, испокон веков встречаются люди, которые устают от проявлений неискоренимых человеческих пороков и стремятся изжить их в себе. Они удаляются в монастыри, где создают совсем иной мир. И вряд ли прикосновение к их культуре может нанести кому-либо вред.
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: April 9th, 2015 12:00 pm (UTC) (Link)
Восточная философия рассматривает различные аспекты бытия. Основное в буддизме - учение о трансформации индивидуального сознания и обретении внутренней гармонии; самое важное в конфуцианстве - социальная этика, ставящая во главу угла гармонию общественных отношений.

Именно на конфуцианской этике и зиждутся корейские традиции. Конфуцианство не останавливается на необходимости формального соблюдения ритуалов, иначе это было бы не этическое учение, а обычный свод правил поведения, которые всякий был бы свободен принять или принять. О том, что эта традиционная этика стала неотъемлемой частью общественного сознания, говорит, например, отсутствие в Корее уличной преступности. Конечно, вся прочая есть, но уже и то, что можно ходить ночами по всяким закоулкам без риска нарваться на пьяных гопников или банду грабителей, дорогого стоит. Именно об осознанном следовании этим нормам я и написал в посте, на который выше дал ссылку:

Практичность и целесообразность - это когда на работе, в магазине, в кафе, на почте и в банке тебе улыбаются и кланяются, создавая таким образом стимул к взаимопониманию и сотрудничеству. У тебя повышается настроение, ты отвечаешь тем же, предупреждая возникновение напряжённости по тому или иному поводу. Ты вправе ненавидеть кого угодно, но вежливость подобна машинному маслу, которое позволяет вертеться шестерёнкам самого громоздкого механизма.

С последней Вашей фразой я готов согласиться, хотя то, что чужая культура может вызвать у кого-то приступ неполноценности и преклонение, не повод для её дозирования: культура есть культура.
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: April 10th, 2015 10:17 am (UTC) (Link)
То, что конфуцианство "подстраивалось под власть", это Ваш субъективный вывод из статьи, на которую Вы дали ссылку. На деле всякое философско-этическое учение призвано отвечать на вопросы, которые ставит время, а потому не может являться застывшей догмой и должно развиваться с учётом новых реалий, сохраняя при этом свою суть. Вот и в статье написано:

за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.

Мало того, речь в статье идёт об истории конфуцианства в Китае. Конфуцианство в Корее развивалось несколько иначе, не вступало, если брать Южную Корею, в противоречие с социалистическим сознанием и сейчас традиционная конфуцианская этика играет в стране гораздо большую роль, чем в Китае. А в чём конкретно базовые понятия конфуцианства, перечисленные в статье, противоречат демократической конституции и Акту о национальной безопасности?

Не грабить на улице это не этика преступности, а традиция, как у нас в древней Руси грешно было обижаться на юродивых.

Так ведь традиция именно этическая. Связанная с понятием "потери лица".

Если на Руси это была зима и холод, то приоритет грабежа самый суровый -это еда и теплая одежда (то есть именно уличная преступность ).

Согаситесь, что и в старину у нас грабили в любое время года, отнимая всё имеющееся в наличии. Хорошо, если не убивали. А сейчас могут и-за нескольких рублей жизни лишить или избить просто так: не туда зашёл... Криминальную хронику давно читали? Я несколько не понял, что Вы хотели в этой части сказать. То, что в Корее не хулиганят и не грабят на улице, объясняется жарким климатом? Но зима здесь довольно холодная. На севере температура зимой доходит до минус двадцати пяти, при этом даже пять градусов мороза переносятся тяжело из-за высокой влажности. И никакой "еды повсюду". Кстати, на Филиппинах климат гораздо жарче, а на улицах грабят. И в Африке грабят, и в Латинской Америке - и убивают прямо на улице. Несмотря на жару. А вот в Южной Корее в этом отношении жизнь спокойная. Конечно, ненормального можно везде найти, но в основном люди понимают, что гораздо удобнее жить, если относиться друг к другу приветливо.
jaljustrelka From: jaljustrelka Date: April 6th, 2015 09:15 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
И вот это - "обитают добрые и весёлые души" поддерживает и вселяет надежду:)
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 02:23 am (UTC) (Link)
И я надеюсь:)
katya_rogozkina From: katya_rogozkina Date: April 6th, 2015 11:15 pm (UTC) (Link)
Очень место красиво и монастырь.
Только вишня королевская еще не зацвела, она через недельку будет. У нас на юге плотные бутоны пока.
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 02:01 am (UTC) (Link)
Надо составить календарь цветения от Канвондо до Чечжудо, чтобы желающие посмотреть Корею знали, когда и куда ехать.)
katya_rogozkina From: katya_rogozkina Date: April 7th, 2015 02:33 am (UTC) (Link)
Это все есть и выкладывается в соцсетях, на спец сайтах на 2 языках до начала буйства цветения. То же самое происходит с осенним покраснением страны.
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 02:48 am (UTC) (Link)
О, всё верно!:)
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: April 6th, 2015 11:50 pm (UTC) (Link)
Красиво) Все-таки в горах самое оно строить монастыри.
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 02:25 am (UTC) (Link)
Согласен. Долгий подъём по крутому склону способствует сосредоточению:)
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: April 7th, 2015 02:29 am (UTC) (Link)
О да))
steinun From: steinun Date: April 7th, 2015 04:44 am (UTC) (Link)
Умеете Вы сказать просто о главном.
Исключительные места, там действительно надо оставаться на время, а потом бережно хранить состояние, которое неизбежно возникает, если ты туда пришёл.
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 05:52 am (UTC) (Link)
Точно!)
chugaylo From: chugaylo Date: April 7th, 2015 09:26 am (UTC) (Link)
Ощущение, что побывал в раю=)
vlapandr From: vlapandr Date: April 7th, 2015 01:41 pm (UTC) (Link)
Это хорошо:)
gooogle_shmugle From: gooogle_shmugle Date: April 7th, 2015 06:38 pm (UTC) (Link)
Привет, добавил вас в друзья, хочу дружить взаимно!!!!
будем????
Отличного вечера вам!
vlapandr From: vlapandr Date: April 8th, 2015 08:28 am (UTC) (Link)
И Вам всего доброго!:)
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: May 14th, 2015 10:55 pm (UTC) (Link)
Я однажды к Вам уже приставала с проблемой вегетарианства и тем, как оно сказывается на детях, которые планируются. Получила ответ, а потом Вас потеряла примерно на полгода. Очень рада, что вновь обрела Ваш журнал, хотя по части буддизма я мало что соображаю. Все равно очень интересно.
И еще: у Вас в профайле есть информация о себе и про отношение к людям, в том числе - к М.С. Горбачеву. Несколько раз перечитала, и как же я рада, что есть человек, который думает абсолютно точно также, как я. Главное - смог это сформулировать!
Мой муж - художник, его журнал слепила я - artvalentine, он иногда заходит ответить людям. Наверное, Вашей жене будет интересно.
vlapandr From: vlapandr Date: May 16th, 2015 04:31 am (UTC) (Link)
Спасибо.
dana_protasova From: dana_protasova Date: April 13th, 2016 06:18 am (UTC) (Link)
а вот у меня, слава богу, семьи нет, поэтому присматриваюсь с перспективой ко всем таким местам )) пока лидируют монастыри севера Индии, Ладакх, но там тяжеловато из-за высоты и сухости воздуха. а там кто знает, куда приведет ))

практиковать в миру сложно. мне, по крайней мере. много отвлекающих обязательств.
vlapandr From: vlapandr Date: April 13th, 2016 09:53 am (UTC) (Link)
Ну что ж, у каждого свой путь.
31 comments or Leave a comment