?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О чужом горе - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О чужом горе
После катастрофы над Синаем, в которой погибло 224 человека, на фоне слов поддержки, адресованных семьям погибших, в Сети вдруг стали появляться заявления о том, что ни траур, ни соболезнования мёртвым не нужны, а их родственникам не помогут, и, вообще, всё это лицемерие, потому что каждый месяц на дорогах погибают тысячи людей и никто траура не объявляет, а значит, те, кто публично выражает сочувствие тем, кто потерял близких, делают это ради пиара.

Апофеозом необычной кампании стал для меня комментарий о том, что ни один психически нормальный человек чужому горю сопереживать не будет. Объяснение описанному я нашёл у одного часто упоминаемого в сетевых дискуссиях пользователя ЖЖ. Он сетовал на то, что соболезнования отовсюду в первую очередь получает не кто иной, как Путин, что невольно меняет отношение к нему, чего не должно быть. "Это политическое дело!" - заключил блоггер.

Серия терактов в Париже вызвала всеобщий шок и, естественно, волну соболезнований, уместность которых на сей раз сомнений у общественности не вызывала. Обошлось и без упоминаний регулярных жертв автомобильных катастроф. Однако и тут зазвучали призывы не высказывать поддержки "натовцам", "врагам", "лягушатникам", которые "радовались нашему горю" и прочее в том же духе.

В пылу идеологических баталий мракобесы с обеих сторон забывают, что на свете живёт огромное число людей, которые живут простыми человеческими чаяниями: добывают хлеб насущный, любят друг друга, заботятся о детях, помогают близким, думают о том, как в ближайшие выходные пойдут на концерт, поедут за город или встретятся в кафе с друзьями - и эти люди ничем друг от друга не отличаются, будь они русские, украинцы, французы, корейцы, американцы... И плевать они хотели на тех, кто вынашивает идеи глобального переустройства мира, и на тех, кто делит между собой власть над ним, и на всякого рода политическую возню, в которой участвуют легионы одержимых. А вот на чужое горе им не плевать, на кого бы оно ни обрушилось: на пожилых петербуржцев, на матерей Одессы, Киева и Донецка; на жителей Нью-Йорка или на беззаботных парижан... И вот это есть самая что ни на есть психическая норма.

Tags: ,

37 comments or Leave a comment
Comments
holydiver_777 From: holydiver_777 Date: November 15th, 2015 06:48 pm (UTC) (Link)
Stop the World – I Want to Get Off...


Cкачать Пикник Ночь бесплатно на pleer.com


Однажды Бог решил проверить силу горя. Сначала на море послал горе, хотел испытать море. Море высохло. Потом на горы обрушил горе. Разрушились горы, рассыпались на маленькие камешки. Послал он горе пустыне. В пустыне началась песчаная буря и весь песок развеяла, ничего не не осталось от пустыни.
Бог не знал, что делать дальше. "Дай-ка, - думает, - испытаю горе на человеке. Посмотрим, что с ним станет". И послал человеку горе.
Но человек не высох, как море. Не разрушился, как горы. Не исчез, как пустыня. Человек мучился от горя, но продолжал жить. Потому что умел не только страдать, но и радоваться.
Понял Бог, что только человек может вынести горе, и навсегда оставил его у людей.
/Из книги Бибиш "Танцовщица и Хивы, или История простодушной"/
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 04:53 am (UTC) (Link)
Эти игры не для нас - это верно.

Однажды Бог решил проверить силу горя. Красиво, конечно, но что же, Бог сам не знал, что создаёт? Да и к чему было создавать горе? Испытывать человека на верность? Зачем? Столько трудных вопросов...
holydiver_777 From: holydiver_777 Date: November 16th, 2015 06:50 am (UTC) (Link)
Сложных вопросов много... Рядом находятся боль и сострадание. Людям становится присуща "короткая" память.

Записка Юрия Гагарина, которую он написал после полета вокруг Земли. Увы, наступает массовая слепота и глухота...
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 02:15 pm (UTC) (Link)
Очень своевременно, если не поздно. Спасибо.
vianer From: vianer Date: November 15th, 2015 07:00 pm (UTC) (Link)
Ценность отдельной человеческой жизни - почти забытое нынче понятие. Особенно там, где правит её величество идеология:(
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 04:54 am (UTC) (Link)
Вcё время об этом думаю.
chugaylo From: chugaylo Date: November 15th, 2015 07:11 pm (UTC) (Link)
Так и есть, Владимир!
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 04:56 am (UTC) (Link)
Спасибо.
jaljustrelka From: jaljustrelka Date: November 15th, 2015 07:23 pm (UTC) (Link)
Вы очень хорошо написали.
Спасибо!
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 04:54 am (UTC) (Link)
Вам спасибо.
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: November 16th, 2015 01:50 am (UTC) (Link)
Мне тоже не совсем понятно, почему теракт во Франции в русскоязычном Фейсбуке вызвал волну свечек и трехцветных аватарок, а крушение нашего самолета - возмущение якобы пошлым и официозным псевдосочувствием сограждан и властей. Интересный момент: когда этот вопрос задавали, ответ бывал: "Потому что там точно теракт, а тут еще неизвестно - или не было известно непосредственно после катастрофы". Получается, полосатая аватарка - это способ выразить не просто сочувствие, но и свою солидарность с союзником в борьбе против общего врага.
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 04:57 am (UTC) (Link)
Да, много нового узнаёшь о мире...
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: November 18th, 2015 03:06 am (UTC) (Link)
Я многое узнала о людях, которые находят любой предлог, чтобы ответить, не теряя лица, на вопрос: "Почему парижан оплакиваешь, а своих - нет?". Вплоть до абсурдного аргумента: "А мы ж не знали, что самолет - тоже теракт". А на самом деле ответ прост как дважды два: одних больше потряс Париж, других - Синай. И все.
vlapandr From: vlapandr Date: November 18th, 2015 10:31 am (UTC) (Link)
Согласен.
steinun From: steinun Date: November 16th, 2015 02:37 am (UTC) (Link)
Согласна с такой нормой. Спасибо.
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 04:58 am (UTC) (Link)
А как иначе?)
И Вас спасибо за отклик.

Edited at 2015-11-16 04:59 am (UTC)
steinun From: steinun Date: November 16th, 2015 07:04 am (UTC) (Link)
Как иначе примеров масса, к сожалению.
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 07:19 am (UTC) (Link)
Я имел в виду реакцию нормальных людей.
steinun From: steinun Date: November 16th, 2015 07:20 am (UTC) (Link)
Спасибо, поняла.)
weter_peremen From: weter_peremen Date: November 16th, 2015 07:10 am (UTC) (Link)
От войны и голода каждый день умирают тысячи человек. Тысячи. Невозможно сочувствовать всем. Вся эта истерия с цветами, аватарками и прочим - ещё один пример манипулирования общественным сознанием: как СМИ преподнесут новость, так люди на неё и отреагируют. Выборочная эмпатия - сочувствуем тем, на кого нам указали.
Это не отменяет того, что погибших жалко. Но вот этот вот общественный приступ солидарности - это не сострадание, а конформизм.
К тому же, это ещё и демонстрация своей слабости террористам: место, по которому вы ударили, слабое. у вас получилось привлечь к себе внимание, испугать, сделать больно, продолжайте.
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 10:02 am (UTC) (Link)
Сочувствие (сострадание, сопереживание) не зависит от рационального выбора. Это эмоциональная реакция на то, что происходит с другими людьми. Это свойство бывает врождённым или приобретённым, когда мы сопереживаем человеку, отождествляя его боль с той, которую перенесли сами. Нельзя сочувствовать по указке. Думаю, не только для меня самым страшным моментом в истории с самолётом был не тот, когда показали убитых горем людей в петербургском аэропорту, а когда пришло первое сообщение о пропаже самолёта с экранов радаров и всё последущее само пронеслось перед глазами.

Нужна ли общественная солидарность? Да, нужна. Любому, кто терял родных, известно, как важна поддержка окружающих, ощущение, что он не один. И выражение соболезнования семьям погибших, цветы, свечи - проявление не слабости, а именно силы: мы не забились по углам, молча пасовав перед убийцами; не промолчали, а показали, на чьей мы стороне и что нас много.
weter_peremen From: weter_peremen Date: November 16th, 2015 10:53 am (UTC) (Link)
У меня есть одна знакомая девочка. Она очень переживает за животных, выброшенных на улицу. Регулярно репостит страдальческие записи из популярных в соцсетях пабликов. Как-то мы с ней шли по улице с работы к автобусной остановке, было холодно, шёл дождь (очень холодный ноябрьский дождь, который впоследствии перерос в метель). У уличного банкомата под крышей сидел рыжий кот, трясся от холода и мяукал, потому что был голоден. На вид он был здоров, просто истощён.
"Ой, бедняжечка" - привычно зачирикала моя спутница и запостила фотографию кота в инстаграм. Я предложила ей забежать в ближайший магазин, купить ему корм и потом найти место для передержки с последующей передачей в приют или добрые руки. "Эх, я бы с радостью, но дела..." сказала девушка и побежала догонять подошедший к остановке автобус.
Я пошла в магазин за кормом. На обратном пути встретила друга, с которым мы отвезли кота к ветеринару. Друг потом ещё месяц носился с животным и нашёл ему новый дом. Для меня такая его готовность спасти живое существо оказалась настоящим откровением, никогда не наблюдала за ним ни показательного сострадания, ни репостов в соцсетях. Он просто взял и помог тому, кому мог помочь.

Я не говорю, что нужно молчать и прятаться. Но не считаю тех, кто молчит или не понимает этих показательных страданий, бессердечными людьми.
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 12:03 pm (UTC) (Link)
Я тоже не считаю тех, кто молчит, бессердечными людьми. Но тех, кто призывает не высказывать сочувствия семьям погибших или просто гражданм пострадавшей страны, не понимаю. После катастрофы над Синаем ко мне подошёл японский профессор и выразил соболезнование. Меня это тронуло. Так же, как и цветы у российского посольства в Киеве. Сегодня я сделал то же самое, подойдя к французской преподавательнице. Она тоже восприняла это как должное и поблагодарила меня. Был бы сейчас в Петербурге, положил бы цветы у французского консульства. Полагаете, это показное?
weter_peremen From: weter_peremen Date: November 16th, 2015 12:24 pm (UTC) (Link)
О, я совсем не про такое выражение соболезнований. Меня поразила история с "Главным пассажиром" разбившегося самолёта. Люди нашли где-то в соцсетях фотографию самого маленького ребёнка, летевшего этим рейсом, отфотошопили её кто во что горазд. И каждый остервенело искал эту картинку в качестве получше, чтобы выложить со свечкой в какой-нибудь из соцсетей. Люди читали списки погибших с целью найти их страницы в фейсбуке, вконтакте, надёргать оттуда фотографий для составления коллажей. Вот это было мало похоже на настоящее сострадание. Лично меня такое поведение вообще ужаснуло. Какая-то массовая истерия.
Принести цветы, подойти к человеку и выразить соболезнования - это всё совсем другое, это нормальные человеческие эмоции, понятное поведение.
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 02:13 pm (UTC) (Link)
Это так, но на фоне потока цинизма и даже злорадства (я умышленно кое-что опустил, чтобы не разжигать ненужные страсти) мне это казалось вполне приемлемым.
agni_8 From: agni_8 Date: November 16th, 2015 06:16 pm (UTC) (Link)
А вы попробуйте представить себя на месте людей, потерявших разом дочку, зятя и внучку десяти месяцев. (Назойливые журналисты показали их всему миру, когда они еще ждали в аэропорту, еще надеялись.)
Быть может, от того, чтобы покончить с собой или сойти с ума, их удерживает только сознание, что их горе разделяют с ними тысячи? Что их любимую внучку, благодаря растиражированным фото, будут помнить? Что ее изображение останется на памятнике?..

Я живу в Питере и благодарна согражданам за два мемориала: в Пулково и на Дворцовой.

И было больно, когда 1 ноября, в день траура, встречала веселые или комичные посты в своей френдленте.
Уговаривала себя тем, что умение сочувствовать дальнему - дар. Далеко не все им обладают.





weter_peremen From: weter_peremen Date: November 16th, 2015 06:27 pm (UTC) (Link)
Разделять горе - это прийти и высказать соболезнования, принести цветы к могиле или памятнику, а не собирать лайки во вконтактике. Я попрошу вас не пытаться меня переубеждать, потому что меня возмущают такие люди, как вы, но я с большим уважением отношусь к автору данного блога, поэтому устраивать тут срачей не хочу.
agni_8 From: agni_8 Date: November 16th, 2015 06:37 pm (UTC) (Link)
Каждый выбирает тот способ выказать соболезнование, который ему ближе.

Если мой вполне вежливый комментарий для вас "срач", разумеется общение бесполезно.

+++что меня возмущают такие люди, как вы,
Сочувствую. Возмущение - негативная эмоция, отражается на здоровье. Постарайтесь успокоиться, чтобы крепче спать.
vlapandr From: vlapandr Date: November 17th, 2015 02:26 pm (UTC) (Link)
Алёна, спасибо за отзыв обо мне, но Александра фактически написала то же, что и я. Мы оба живём в Питере, и это наши земляки ждали своих родных в аэропорту. Было очень тяжело видеть их горе, это было горе наших близких. Отсюда и отношение к тем цветам и свечам, которые петербуржцы оставляли в Пулково и на Дворцовой площади. Никто не рисовался, не пиарился. И дай Бог, чтобы не было больше повода к этому.
weter_peremen From: weter_peremen Date: November 17th, 2015 02:41 pm (UTC) (Link)
Мне отвечали на комментарий о том, что люди нашли и вытащили из всех щелей личные фотографии погибших и долго смаковали подробности их жизни, соревнуясь в том, кто соберёт больше лайков на свой коллаж. Только на это. Этому поведению я оправданий не вижу и меня не переубедить. Я не представляю, как это может ободрить родственников. Случись у меня в жизни горе - последнее, чего бы мне хотелось - это подобные грязные ручищи в жизни близкого человека.
Моя собеседница считает иначе. Я прекрасно знаю, чем заканчиваются подобные споры, поэтому даже начинать не хочу.
vlapandr From: vlapandr Date: November 17th, 2015 03:02 pm (UTC) (Link)
Думаю, речь шла о разных вещах. Я, например, ни о каких коллажах и лайках не думал. Эти лайки в Фэйсбуке, конечно, вообще какое-то недоразумение, поскольку часто непонятно, что человек хочет сказать своим лайком. Да и коллажи красивые там получаются по воле дизайнеров. Хотя, может быть, и смаковал кто-то. Но те же фотографии в ЖЖ воспринимались совсем иначе. Наверное, это вопрос восприятия. Как и чистота рук. Но лучше действительно не спорить, Вы правы.
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: November 18th, 2015 03:01 am (UTC) (Link)
Вот от коллажей у меня тоже полезли глаза на лоб. Я видела в Фейсбуке аватарку с триколором и фотографией ребенка, который потом погиб в самолете... Я понимаю свечки, игрушки, цветы - но вот этого не понимаю.

Edited at 2015-11-18 03:02 am (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: November 17th, 2015 02:18 pm (UTC) (Link)
Хорошо понимаю Вас.
masia84 From: masia84 Date: November 16th, 2015 08:54 am (UTC) (Link)
Меня все чаще посещает чувство, что манипулирование общественным сознанием стало спортом, которым развлекаются те, кто играет Большую Игру. Кто круче поуправляет этими марионетками?
А люди... никому не интересны люди. Или Игроки - это не люди?
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 10:08 am (UTC) (Link)
Согласен, но хочу подчеркнуть, что манипулирование в здесь вижу в призывах к отказу от соболезнований семьям погибших, а не наоборот, как сказано в комментарии выше.
masia84 From: masia84 Date: November 16th, 2015 10:12 am (UTC) (Link)
Соболезнования - это всегда вполголоса. Искреннее сочувствие - это не напоказ.
Боевая трехцветная раскраска - это не сочувствие, и не сопереживание, и не соболезнование. Это совсем другое.
Соболезнование... Способность переживать боль другого, как свою... Многие ли реально способны на это? Разделить тяжесть, а не раскрасить лицо?
vlapandr From: vlapandr Date: November 16th, 2015 12:06 pm (UTC) (Link)
У всех свои традиции. Кто-то искренне посыпает голову пеплом.
Другое дело, когда у нас кто-то раскрашивает лицо. Тут несколько иное, нежели сопереживание.
37 comments or Leave a comment