?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Как я стал дзен-буддистом - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Как я стал дзен-буддистом
Склонным к навязчивым состояниям людям этот пост лучше не читать. 
И на фото не смотреть - особенно, добрым христианам - дабы не впасть в ересь... 

 

Как-то я пришёл в гости к замечательной женщине, имя которой при случае упомяну в самом доброжелательном контексте, - а там сидит Юрий Владимирович Ильченко (см.фото) и пьёт чай. Выпил и говорит: "Слышите, чуваки, где я сегодня был?" Народ, что там собрался, уши навострил: "Где? Где?" Ильченко: "Я видел просветлённого мастера, и он объяснил мне, что такое дзен-буддизм". Все: "Да ну! И что это?" А тогда мало кто об этом слышал. Придвинулись поближе... 

Ильченко говорит: "Что это?" - и поднимает ладонь. Все: "Рука". Тогда Ильченко берёт карандаш и рисует руку: "А это что?" - "Тоже рука". Он шевелит своей рукой и показывает на рисунок: "Это одно и то же?" Народ: "Нет!" Он торжественно поднимает бумажку с рисунком: "Что это?" Я хитро отвечаю: "Изображение руки". Он тут же рисует ещё одну руку. "А это что?" - "Ещё одно изображение руки" - "Это одно и то же?" - "Нет!" - "Что это?" - "Всё равно изображение руки!" - "Это два изображения руки. Это и это - одно и то же?" - "Нет, это разные изображения!" - "Почему же ты называешь их одним словом?" - "Да иди ты на фиг со своим дзен-буддизмом!" 

Выпили чаю. Выхожу на улицу, вижу дерево. В голове голос Ильченко: "Что это?" Мысленно отвечаю: "Дерево" - "А это что?" - "Тоже дерево" - "Это и это - одно и тоже?" - "Нет, старина, это разные деревья" - "Почему же ты называешь их одним словом?" - "Ну почему же одним! Я добавляю: это другое дерево!" - "А это какое дерево, тоже другое?" - "Да, тоже другое, только другое" - "Какое это: другое, только другое?" - "Да пошёл ты!" 

Прихожу домой: "Что это?" - "Это чашка". - "А это?" - "А-а-а, мать твою!!!" - "Что это?" Велик соблазн закончить: "И так уже тридцать лет", но это было бы неправдой, потому что внутренние голоса постепенно утихли, уступив место в сознании ясному видению неразрывного единства всего сущего. Ильченко, конечно, человек увлекающийся, но сам Просветления достигать не захотел, и неоднократно впоследствии обзывал дзен-буддизм пень-буддизмом. Хотя, как знать, может, и достиг. Жжот ведь, ох, жжот, паадлец... 


Tags: ,

12 comments or Leave a comment
Comments
li_c From: li_c Date: December 13th, 2007 04:41 pm (UTC) (Link)
Ну да, произнося слово, вы называете не единицу, а целый класс предметов и вокруг еще начинают туманиться связанные с ним ассоциации. Для филолуха должно быть общим местом. Оказывается, это дзен, надо же))
vlapandr From: vlapandr Date: December 14th, 2007 06:29 am (UTC) (Link)
Где дзен?
forisma From: forisma Date: December 14th, 2007 08:59 pm (UTC) (Link)
ох как... а я вот только начала свой путь :) Или Путь? :D
Хотя по крещению так и останусь христианкой :) Тут на западе мну не поймут :) Про буддизм ещё ничего не знаю, но думаю, что мои мировоззрения очень совпадают с его философией. Во всяком случае, читаю спиритуальные книги :) Гы, почему-то они мне попадаются. Потому что я их "позвала" :)
И очень мне грустно, что я не распечатала твой рассказ :S Не люблю пообещать и забыть. Снова ждёмсс четверга :)))
vlapandr From: vlapandr Date: December 15th, 2007 06:28 am (UTC) (Link)
Почему же не поймут? Ричард Гир, Стинг, Тина Тернер исповедуют буддизм. А я к буддийскому миропониманию пришёл через "Диалоги" Платона. Мало того, что это основа идеализма, ещё и само их чтение - медитация.

А изначальный толчок дал Ильченко - это факт.
forisma From: forisma Date: December 16th, 2007 04:15 pm (UTC) (Link)
А мну толчков никто не даёт, жаль...
Просто сама чувствую потребность.
Знаю про Гира :))) Он такой душка :)
Диалоги Платона :))) Интересно...
vlapandr From: vlapandr Date: December 17th, 2007 03:19 am (UTC) (Link)
А вот почитаешь мою повесть, глядишь - и почувствуешь толчок :)
boris_karlov From: boris_karlov Date: December 21st, 2007 08:11 pm (UTC) (Link)

Про Платона...

Диалоги платона, на мой взгляд не располагают к буддискому восприятию. "Тимей", "Критий"... "Государство" - кажутся мне зарождением идеологии механистического взгляда на мир.
sergi From: sergi Date: December 14th, 2007 10:30 pm (UTC) (Link)
Офигительный пост!:))))))))) Браво!:))))))

Я использую бывает другую технику, подсмотренную мной у детей, я потом вспомнил что и сам так делал тоже в детстве.

Дети пока их сознание не обусловлено, и не завербализировано до конца, как у нас, очень любяят иногда прикалываться, смотреть на кошку например и говорить "собака". Они наслаждаются процессом для них это разные вещи, сам объект и слово, и они видят игру своего сознания. А если еще взрослые начинают их исправлять, а достаточно присмотреться к ребенку, он часто просто так играет и лукавит с хитрецой, то то радости еще больше.

Так вот я иногда делаю себе такие вещи. Придумываю что вот это предмет сегодня буду вербализировать по другому, и постоянно слежу сколько раз я так сделал а сколько нет. Это забавно бывает. конечно лучше под конец дня вернуться назад, а на следующий день придумать другую замену. Но осознанию и разавтоматизации ума это способствует.
vlapandr From: vlapandr Date: December 15th, 2007 07:07 am (UTC) (Link)
Да, назад возвращаться, конечно, нужно, а то можно забыть, как что называется :)
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: December 18th, 2007 10:46 am (UTC) (Link)
Мысли не исчезли - утихли внутренние голоса.
Если бы исчезли деревья - о единстве чего шла бы речь?
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: December 18th, 2007 01:28 pm (UTC) (Link)
Внутренние голоса, ведущие диалог, несомненно мысли, но примирить их возможно, и тогда мыслительный процесс будет восприниматься иногда как медленное и величавое течение Ганга, иногда как блеск молнии, а иногда как её удар.

О своём теоретическом понимании единства я писал в "Паэлье":
http://www.zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2007/10/andreev.htm

"...если отвлечься от чувственных образов, то вещество можно рассматривать как структурированную энергию, интерференцию электромагнитных полей. Эти поля, в свою очередь, также являются продуктом ассоциативного мышления. Таким образом, единственной реальностью является единое, безграничное Сознание — Брахман, в то время как индивидуальное психическое начало — Атман — может, как капля с Океаном, слиться с Брахманом, осознав, что уже является им, и это будет избавление от страданий, а чтобы это произошло, следует избавиться от субъектно-объектного восприятия и дискурсивного мышления. Иначе говоря, человек должен проснуться и обнаружить, что все образы мира, подобно сновидениям, были у него в сознании, — а значит, он и есть Бог. И не то чтобы он был Богом, а все остальные нет, а так, что и он, и кто-то другой, и все мы — Бог".

А здесь о практическом видении:

"Наверное, я спал, но сквозь зыбкую пелену сновидения мне виделось далеко вокруг. А может, я еще не успел уснуть и сквозь картину реальности, будто пятна краски сквозь тонкую ткань, проступили образы другого, непостижимого мира.

Влажная штукатурка в моей ванной хранит образы людей и животных. В изломах каменной стены напротив было запечатлено слово. Четыре черных угловатых знака. Я начал читать их и вдруг понял, что в слове заключено все мое существование — от начала до конца.

Это слово и было моей жизнью. Будто дух вырвался на волю и увидел свою клетку со стороны.

Этой клеткой были и тело, и путь, который оно должно пройти вслепую.

Я точно знал: если прочитаю слово до конца, не просто узнаю предначертанное, а исполню его. После этого бытие потеряло бы всякий смысл.

Мне стало очевидно, что круговорот жизни предопределен. Что свобода воли — иллюзия, потому что время существует только в сознании, а вне времени не может быть ни причин, ни следствий, ни мотивации. Всему, что было, еще только суждено свершиться; все, что должно произойти, уже в прошлом. Передо мной был застывший лабиринт. Сотни дорог, ведущих в тупик, и только один путь к свободе. Я был пленником этого лабиринта — и одновременно видел себя со стороны; я мог освободить себя, всего лишь проследив взглядом линии слова, но точно знал, что пустой лабиринт — все равно что мертвая раковина на дне моря…

Что стало бы с моим телом? Оно лишилось бы дыхания, рассыпалось бы, как голем? Или время для него сжалось бы в одно мгновение? А может, оно продолжало бы двигаться, питаться, произносить какие-то слова, механически следуя программе, как муравей или пчела?

Тело охватил страх.

Я выбрал путь — тот единственный путь к свободе, потому что видел: когда я дойду до конца, все равно узнаю тайну, которая начала мне открываться. Я это знал точно, потому что тот, кому она начинает открываться, в тот же миг понимает, что он — другой: тот, кто всегда ее знал. Тот, кто никуда не шел, потому что он везде и вне времени".
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: December 19th, 2007 01:36 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Взаимно!
12 comments or Leave a comment