?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О причинах нарастающего абсурда - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О причинах нарастающего абсурда
Сколько я ни пытался ограничить своё участие в ЖЖ выкладыванием фотографий и самыми простыми комментариями к ним, ничего не выходит, потому что простое человеческое любопытство заставляет меня читать, насколько это получается, не только ленту друзей, но и главную страницу, как если бы это был не ЖЖ, а какая-нибудь купленная в киоске газета, а также посты тех, к кому я когда-то случайно заглянул и чьи новые творения по этой причине предлагает мне прочитать редакция ЖЖ. В конце концов, хочется же знать, в каком мире я нынче живу. Но проблема ещё и в том, что едва ли не каждый день лукавый впутывает меня в какую-нибудь дискуссию. Прежде это были в основном рассуждения на политические темы, а ныне, когда политическая жизнь окончательно превратилась в театр абсурда, причём не только у нас, но и в мировом масштабе, споры всё больше касаются вопросов образования и культуры, так внутренний голос подсказывает мне, что причины нарастающего абсурда кроются именно в этой области. Хочу предложить вниманию друзей свои скромные мысли, высказанные в недавнем споре с преуспевающим айтишником, полагающим, что Пушкину на корабле современности делать нечего, а вот жанр фэнтези - это самая что ни на есть современная культура.

* * *

Лишь небольшое число взрослых людей может овладеть иностранным языком на уровне родного - так, чтобы говорить совершенно без акцента и без ошибок. Причина этого заключается в особенностях развития нейронных связей, часть которых во время перестройки мозга в подростковом возрасте разрушается "за ненадобностью": ведь человек уже умеет говорить – чего же боле? Число тех, у кого по какой-то физиологической причине сохраняются эти связи, составляет всего несколько процентов.

То же самое, как показывает практика, относится и к обучению иным способам коммуникации: таким, как, например, музыка, поэзия, живопись. К их восприятию также необходимо приобщать с ранних лет. Потом бывает поздно - искусство будет восприниматься как средство получения удовольствия и не более того. Человеку может казаться, что он понимает язык искусства, и даже критиковать то, что ему не по душе, но на деле он будет потребителем внешних форм культуры, а не носителем её внутреннего содержания.

Речь идёт об иррациональном, не подверженном логическому осмыслению и не подлежащем вербальному выражению содержании, восприятие которого, тем не менее, является частью общего процесса познания. Простой пример - общение между собой импровизирующих музыкантов. Налицо язык, понятный как им, так и подготовленным слушателям. "Третьей сигнальной системой" музыку называют с полным на то основанием.

Те, в чьей жизни музыка и поэзия занимают значительную роль с детства, обладают, образно выражаясь, неким особым органом восприятия той информации, которая пребывает даже не в нотах и словах, а, как иногда говорят, между ними; информации, которая формирует их картину мира и которую они передают друг другу из поколения в поколение. Есть ли у этой информации какая-либо "полезная" социальная роль?

Древние китайцы считали музыку языком предков, смыслы в котором выражаются в числовых значениях. Этот язык, по их мнению, служил гармонизации мира. Аристотель ввёл понятие катарсиса - очищения через страдание, которое испытывал зритель, сопереживая героям трагедий Софокла. Герой Достоевского предсказывал, что красота спасёт мир.

В эстетическом плане соприкасается с поэзией и глубокая проза. Кроме того, анализ классической литературы позволяет обнаружить в произведении не просто подтекст, аллюзию или скрытую полемику, но и массу смысловых планов (мифологический, исторический, литературный, психологический, философский...). Серьёзное произведение отличает исследование бесконечных проявлений человеческой психики, ничуть не менее захватывающее, чем описание блужданий по тёмным лабиринтам с монстрами. Таковы романы Достоевского, "художника бездны человеческой", по выражению Бердяева.

Что же касается тех, кто ограничил своё литературное образование популярным жанром фэнтези, основным содержанием их сознания становятся симулякры - конструкции, не имеющие аналогов в реальном мире, будь то содержание романа, боевика или компьютерной игры. Угасает интерес к изучению естественных наук, психологии, истории. Отмирает познавательная интуиция. Дети эпохи склонны видеть во всём заговор, постановку, фейк. Это считается у них признаком неординарного мышления. А в результате мы получаем "альтернативную историю", "народное языкознание» и веру в рептилоидов. И не отсюда ли беспрецедентная реакцию на теракт, когда вместо сопереживания погибшим и раненым в Сети распространяется бред о бутафорском поезде и загримированных актёрах? О том, что будет завтра, и спасёт ли мир красота, остаётся только гадать.

Tags: , , , ,

24 comments or Leave a comment
Comments
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: May 17th, 2017 05:34 pm (UTC) (Link)

аффтар жжёшь! пеши исчо!
(в смысле, круто!)

Edited at 2017-05-17 05:47 pm (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: May 17th, 2017 05:52 pm (UTC) (Link)
А не слишком много букафф?))
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: May 17th, 2017 06:30 pm (UTC) (Link)
ваша правда, пан профессор
отличная теория, право слово
нечего добавить
я за всю жисть столько умных слов не сказал, сколько у вас в одном посте.
мне то и аттестат кое как дали
как и миллионам не слишком умных людей, которые благодаря интернету смогли участвовать в общем культурном пространстве и почувствовать себя равными таким гигантам мысли вроде вас
а если наравне, так отчего же в борще не плюнуть?
благодаря тому же самому интернету растёт количество людей приобщившихся к Знаниям. просто они не так заметны - в борщ нам не плюют, патаму шта
vlapandr From: vlapandr Date: May 19th, 2017 12:48 pm (UTC) (Link)
Вот ведь совпадение: после доброжелательных откликов на мой пост про блины я как раз собирался приготовить борщ и выложить процесс приготовления в ЖЖ. Надеюсь, желающих плюнуть в него найдётся немного:)
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: May 19th, 2017 04:40 pm (UTC) (Link)

плюнуть в него найдётся немного:)

совсем вы в этой Корее от жизни отстали: цветочки, птички, сёси-боси
кулинарные битвы - они не до первой крови
в живых должен остаться лишь один
и это будет не обязательно Мак Клауд!
Борщ в студию!!!

Edited at 2017-05-19 04:41 pm (UTC)
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: May 17th, 2017 06:32 pm (UTC) (Link)
круг вашего общения вырос стремительно
благодаря интернету
и "средняя температура по больнице" здорово снизилась :))
vlapandr From: vlapandr Date: May 19th, 2017 12:49 pm (UTC) (Link)
Это хорошо:)
rodemet From: rodemet Date: May 17th, 2017 05:39 pm (UTC) (Link)
+ )))
veronikadoe From: veronikadoe Date: May 17th, 2017 06:05 pm (UTC) (Link)
всему можно научить, в т.ч. и "правильному" восприятию что поэзии, что музыки любой сложности, зря вы приплетаете иррациональное и необходимость с младых лет вариться в искусстве сюда

раннее вхождение нужно если охота вырастить музыканта-виртуоза типа Пако де Люсии или Хейфеца









vlapandr From: vlapandr Date: May 18th, 2017 12:32 pm (UTC) (Link)
А как же не говорить об иррациональном? Разве рациональному разуму дано постичь суть музыки и поэзии? Что это с рациональной точки зрения? Как с позиции рацио объяснить разницу между настоящей поэзией и рифмованными мыслями?

Edited at 2017-05-18 12:35 pm (UTC)
kler_sk From: kler_sk Date: May 17th, 2017 06:17 pm (UTC) (Link)

Я знаю людей, которые вообще не читают, при этом не образованными я их назвать не могу) но вот книг в руках не держат) для меня это не понятно, я без книг не представляю своей жизни)
Ты так интересно написал, доходчиво)

vlapandr From: vlapandr Date: May 19th, 2017 12:52 pm (UTC) (Link)
Я тоже знаю таких людей. Но лучше совсем не читать, чем читать то, что сводит с ума.)
kler_sk From: kler_sk Date: May 19th, 2017 12:56 pm (UTC) (Link)
да...ты прав) у меня тоже в чтении преобладает фантастика и фэнтези) но все таки исторические , публицистику, классику я тоже люблю читать) а таких как Генри Миллер сейчас мало кто читает, а мне понравилось...хоть и не все восприняла) но читать было интересно)
livejournal From: livejournal Date: May 17th, 2017 06:31 pm (UTC) (Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vlapandr From: vlapandr Date: May 18th, 2017 03:14 pm (UTC) (Link)
Ура!
furiara From: furiara Date: May 17th, 2017 07:20 pm (UTC) (Link)
Ощущение нарастающего абсурда возникает только у людей немолодых, вроде нас. Молодежь же живет в полной гармонии с окружающей средой и для нее все происходящие процессы логичны, понятны и даже предсказуемы. И хотя они не желают читать Пушкина, я бы не назвала их необразованными. Просто свое образование они получают по другому алгоритму, ведь изменились способы передачи информации. Я общаюсь с молодыми людьми, они очень интересно мыслят и много знают.
vlapandr From: vlapandr Date: May 18th, 2017 03:13 pm (UTC) (Link)
Если уж обобщать, то нужно заметить, что беспокойство могут испытывать, как немолодые люди, так и молодые. Старшее поколение обычно сравнивает то, что есть, и то, что было; молодежь - то, что есть, и то, что должно быть. Люди немолодые видят нарастающий абсурд, молодым не даёт покоя обострённое чувство несправедливости.

Я редко встречал людей, которые говорили, что происходящее им непонятно. Почти каждый - как молодой, так и немолодой - охотно даст актуальным проблемам объяснение, основываясь на своём опыте, знаниях и здравом (на его взгляд) смысле. Вот и я дал своё. А кто и в какой степени прав - другой вопрос.

А что значит жить в гармонии с окружающей средой? Окружающая среда это и природа, и семья, и социум. А социум это, помимо всего прочего, и воры, и бандиты, и алчные чиновники, и лживые политики, и продажные СМИ, и оболванивающий шоу-бизнес, и просто равнодушные обыватели. Как жить со всем этим в гармонии?

Согласен, люди могут быть образованными во многих областях, имея о Пушкине лишь поверхностное представление. Но речь у меня шла только о тех, кто воспитан на симулякрах, отучающих постигать реальную картину мира.
furiara From: furiara Date: May 18th, 2017 05:16 pm (UTC) (Link)
А какова она, реальная картина мира? Этого не знает никто. Даже самые образованные люди, ученые, могут охватить только свою часть слона.))
vlapandr From: vlapandr Date: May 19th, 2017 12:55 pm (UTC) (Link)
Конечно, мы не знаем всего, что существует в реальности. Но я говорю о том, что заведомо не соответствует ей, мифологизируя сознание человека со всеми вытекающими последствиями.
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: May 17th, 2017 07:46 pm (UTC) (Link)
О музыке
во-первых строках: с детства "прививали". Музыку, да, слушаю не как набор звуков, а как некое "собеседование" Кстати, в свое время меня научил слушать музыку Р.Роллан. Но, пожив в Германии с идиотами любителями хард рока,(могут часами крутить это свое бум-бум) не могу теперь слушать НИКАКУЮ музыку. Вот так Германия полностью меня отвратила от слушания музыки. (Очень не люблю типично немецкого Вагнера)
О литературе
во-вторых строках. Со временем страсти человеческие (бездны человеческих душ) становятся все менее и менее интересны. Да, в юности зачитывались "открытиями". И Я БЛАГОДАРНА ЛИТЕРАТУРЕ, ПРОВЕДШЕЙ МЕНЯ по жизни.. Но девочка выросла. И чесслово, предпочитаю фантастику ( не фэнтези), как литературу, вводящую читателя в совершенно незнакомое бытие. Это как многие уходят в виртуал из реала.
О языках:
в -третьих строках. Мои друзья в Израиле говорят на иврите более 30 лет. Уже и акцент в русском появился. Но все равно речь их детей-аборигенов звучит совершенно по-другому. Как-то разговаривала с переводчиком, переведшим с русского на немецкий всего Мандельштама(!) (Ральф Дутли - швейцарец). Очень чувствуется акцент.
По поводу не исчезающего акцента у меня есть свои замечания: дело в том, что положение языка(который во рту) при разговоре для каждого языка (речи) различается. Например, наш, русский, лежит свободно "своими боками" на зубах.
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: May 17th, 2017 07:58 pm (UTC) (Link)
и вдогонку
Типичная цитата (автор Р. Роллан) "Вокруг нас душный, спертый воздух. Дряхлая Европа впадает в спячку в этой гнетущей, затхлой атмосфере. Мелкий материализм, чуждый всему возвышенному, сковывает мысль; он врывается в действия государственных деятелей и отдельных людей. Мир погибает, задушенный своим трусливым и подлым эгоизмом. Мир задыхается. Распахнем же окна! Впустим вольный воздух! Пусть нас овеет дыханием героев." И эта мысль, немного в разных изложениях, но по сути аналогичная, кочует из поколения в поколение
vlapandr From: vlapandr Date: May 18th, 2017 03:26 pm (UTC) (Link)
И эта мысль, немного в разных изложениях, но по сути аналогичная, кочует из поколения в поколение

Так она, наверное, и не даёт Европе окончательно одряхлеть.)
vlapandr From: vlapandr Date: May 18th, 2017 03:22 pm (UTC) (Link)
во-первых строках: с детства "прививали". Музыку, да, слушаю не как набор звуков, а как некое "собеседование"

Вот об этом я и говорю.

Да, в юности зачитывались "открытиями". И Я БЛАГОДАРНА ЛИТЕРАТУРЕ, ПРОВЕДШЕЙ МЕНЯ по жизни..

Аналогично.

Но девочка выросла. И чесслово, предпочитаю фантастику (не фэнтези), как литературу, вводящую читателя в совершенно незнакомое бытие. Это как многие уходят в виртуал из реала.

С последней фразой не соглашусь. Качественная фантастика - это тоже большая литература, позволяющая проявиться реальности внутренней.
synchrozeta From: synchrozeta Date: May 29th, 2017 12:50 pm (UTC) (Link)
Совершенно с Вами согласна: "фэнтези" - это просто детские сказки, да ещё с неимоверной жестокостью (якобы добавляющей им серьёзности), которые вытесняют настоящую сложную и глубокую литературу.
24 comments or Leave a comment