?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Сон о Петербурге. Часть IV - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Сон о Петербурге. Часть IV
(Часть III - здесь)

Необходимое предисловие. Здесь главным образом о тех художниках, с которыми я знаком. Помню, что в наше непростое время рассказ о ком бы то ни было чреват шумными обвинениями в пиаре, что, на мой взгляд, неуместно, когда речь идёт о людях творческих, без которых наша жизнь - ничто. Ещё раз повторю то, что говорил не раз: не о рекламе мыла речь - об искусстве. А если кто скажет, что это не искусство, тому Митя Шагин чуть ниже напомнит строки из Козьмы Пруткова. Итак...

Света Зелёная. Натюрморт с курицей

"Натюрморт", как известно, в переводе с французского означает "мёртвая природа". Поэтому можно сказать, что перед нами натюрморт в буквальном смысле этого слова - что называется, настоящий натюрморт. Тем более, что натура, насколько мне известно, была выбрана не случайно, из каких-то там экстравагантных соображений, а вполне осознанно. Автор, Света Зелёная, во время написания картины не ела мяса, а на прохожих, из авосек которых торчали головы и лапы легендарных ныне синих цыплят по рублю сорок семь, взирала с ужасом. Её соседи по мастерской, участники арт-группы "Кочевье", буддийских воззрений не разделяли, и натуру приходилось усиленно охранять, благодаря чему спустя годы "Натюрморт с курицей" смогли по достоинству оценить посетители выставки, которая проходила в помещении Санкт-Петербургского Творческого Союза художников на Невском, 60.

натюрморт

Впрочем, на выставке, как говорится, не всё было так однозначно. Вот очень даже радостный натюрморт.

Натюрморт_2

Или вот тоже очень живой... Ну что ты будешь делать, а? Опять не запомнил фамилий тех авторов, работы которых видел впервые. Могу это объяснить только тем, что, проходя по выставке, я как бы слушаю музыку, и чиркать при этом что-то в блокноте - всё равно что, слушая песню, постоянно прерывать её и записывать слова или ноты.

натюрморт_4

Что ж, ещё раз "послушаю"...

Вера Фёдорова

А вот Веру Фёдорову знаю. Она тоже выставляла свои работы вместе с "Кочевьем". Колорит у неё мне очень нравится.

Работа Веры Фёдоровой

Вот опять она. Хотя это уже другая выставка, которая открылась в том же помещении в конце прошлого года.

Вера Фёдорова и Света Зелёная

А вот Вера изучает вместе со Светой Зелёной каталог выставки, где под картиной Светы написано "Вера Фёдорова", а под картиной Веры - "Светлана Зелёная". Вспомнилось из Булгакова: "Софья Павловна записала и это и пододвинула книгу посетителям, чтобы они расписались в ней. Коровьев против Панаева написал "Скабичевский", а Бегемот против Скабичевского написал "Панаев".
Наверное, и тут не обошлось без мистики. Ну и ладно...

Александр Королёв. Нева, небо, город

Мне на той выставке особенно понравились две работы. Наверное, потому что они о Петербурге. Первая - "Нева, небо, город". Автор - Александр Королёв. Тут уж я как-то запомнил...
Говорят, в Питере всё ещё вот такая погода...

Сергей Бакин. Набережная лейтенанта Шмидта

Автор второй - Сергей Бакин. Называется картина "Набережная лейтенанта Шмидта". Родные места...

Алексей Кульбин, Анна Егерева

Вот ещё Петербург. Алексей Кульбин, Анна Егерева.

Тамашевич, Сиренко, Харабадзе

Лариса Тамашевич, Заза Харабадзе. Скульптура в центре - Виктор Сиренко.

Елена Щелчкова

А это работы Елены Щелчковой. Птица какая замечательная облака, ветер...

художники

А ещё мне понравилась вот эта живописная группа художников. Слева - Лика Волчек; как зовут остальных, не знаю, но настроение это фото мне неизменно поднимает. Что-то такое стильное в духе "Бродячей собаки", "Петербурга" Андрея Белого, анархистов... Не знаю, рядом с чьими картинами они расположились, со своими или нет, но неважно: сами хороши.

Митя Шагин у своей работы

Думаю, самое время сказать что-нибудь и о вкусах. Хотя вряд ли что-либо подойдёт к случаю лучше, чем басня Козьмы Пруткова "Разница вкусов", отрывок из которой поместил на своей картине Дмитрий Шагин.

С ума ты сходишь от Берлина;
Мне ж больше нравится Медынь.
Тебе, дружок, и горький хрен - малина,
А мне и бланманже - полынь!

Дуализм чёрного квадрата

Процитировав упомянутый отрывок, Митя, мой давний знакомый, сказал: "Пойдём, я покажу тебе картину своей жены". Татьяна Шагина - тоже художница. Её картина, которая демонстрировалась на выставке, называется "Дуализм чёрного квадрата". Вглянув на холст, я представил себе, как при сжатии чёрного квадрата в белой рамке по вертикали происходит некое преломление зрительных волн - и квадрат испускает из себя мелькающие, будто на экране старого телевизора, чёрные и белые полосы, заставляя зрителя вспомнить главный символ "митьков" - тельняшку. Что ж, замысел ясен.

Света Зелёная. В гостях у Любиши.

Я тоже решил показать Мите одну картину, но - сначала история... В сербском городе Панчево, рядом с теми местами, где Эмир Кустурица снимал фильм "Чёрная кошка, белый кот", живёт замечательный человек, коллекционер и меценат Любиша Вечански, который приглашает к себе на пленэр художников, работы которых, представленные на художественных сайтах, ему приглянулись. За проживание в течение 10-15 дней в доме Любиши художник платит символическую сумму, кормит его Любиша, что называется, на убой: мясо, овощи... И не только кормит, но и угощает великолепной ракией собственного изготовления. В качестве благодарности гость должен оставить хозяину одну-две работы, написанных на пленэре. Едут к Любише со всего мира. Прошедшим летом были у него в гостях и Света Зелёная с Верой Фёдоровой. В качестве воспоминания о тех днях осталась картина Светы "Любиша встречает гостей". О ней я и рассказал Мите, зная, что он тоже гостил в Панчево.

Митя узнаёт свою картину.

Конечно, Митя сразу узнал на холсте и свою работу, подаренную Любише и висящую у того на стене.

Арон Зинштейн и Дмитрий Шагин

Недолго думая, он позвал Арона Зинштейна, который, как оказалось, тоже был приглашён на пленэр.

у картины

А затем и Елену Щелчкову, после чего художники мысленно перенеслись в Панчево и вновь оказались за гостеприимным столом.

Открытие выставки Игоря Чурилова

А мы вернёмся на берега Невы и окажемся на выставке Игоря Чурилова "Петербургская топонимика", в галерее "Жил и работал", расположенной на Большом проспекте Васильевского острова, в доме №8.

Игорь Чурилов. Весна. Покровская площадь

Весна. Покровская площадь.

Игорь Чурилов. Весёлый трамвай. Кронверкский проспект

Весёлый трамвай. Кронверкский проспект.

Игорь Чурилов. Пионерская улица

Пионерская улица.

Игорь Чурилов. Двор на Сенной

Двор на Сенной.

Мне нравится. Будто дома побывал.
Пока всё.

Tags: , , , , ,

16 comments or Leave a comment
Comments
egovoru From: egovoru Date: June 3rd, 2017 02:02 pm (UTC) (Link)
Раз уж Вы знакомы с Шагиным, то, возможно, и с Александром Флоренским? Его иллюстрации к вагриусовскому Довлатову кажутся мне гениальными :)
vlapandr From: vlapandr Date: June 3rd, 2017 02:08 pm (UTC) (Link)
Флоренский - замечательный художник, но я с ним, к сожалению, никогда не встречался. А с Шагиным познакомился сорок лет назад. Мы были завсегдатаями одного кафе на Васильевском острове: http://vlapandr.livejournal.com/50477.html
egovoru From: egovoru Date: June 3rd, 2017 02:16 pm (UTC) (Link)
Жаль, что такие кафе недолговечны :(
vlapandr From: vlapandr Date: June 3rd, 2017 02:29 pm (UTC) (Link)
Да...
atsman From: atsman Date: June 3rd, 2017 02:19 pm (UTC) (Link)
Ммм... Какой необычный натюрморт! Убийственный натурализм. Рука неловко подвернута под себя, в беспомощном молчаливом крике разверст рот --- замечательно реалистично, правдиво показан последний момент жизни бедняги. Он не сумел возразить, воспротивиться судьбе в виде ножа мясника... :)))
Не уверен насчет художественных достоинств произведения, могу лишь отметить талантливые, уверенные мазки темным, грозное послание-предостережение потомкам - "Остерегайтесь! Вас ждет такая же участь!". Для меня оно в первую очередь великолепная иллюстрация эволюции мира! Оно так и просится в учебники физиологии, зоологии --- ведь что оно, как не доказательство эволюционного пути тиранозавров прошлого! Они, некогда пожиравшие динозавтров, в ходе своей эволюции скукожились и превратились в жалкие существа, которые и клюнуть-то толком никого не могут, разве что ухватят неловкого червячка, а грозных предков вдруг напомнят, если их ощипать и не сразу бросить в кастрюлю, а положить на стол --- как это сделала Света... :)))
К слову, Света могла бы оживить... натюрморт, положить рядом с крошечным тиранозавром какую-нибудь растительность - пучок вялой редьки, пару луковиц с Андреевского... :)))
"Любиша встречает гостей" Шагиной понравилась. Вроде накалякано как тиранозавр лапой нацарапал, не то, что морщин --- глаз, носов персонажей не углядеть, :))) а композиция хороша, и радостное настроение так и брызжет из нее...
vlapandr From: vlapandr Date: June 3rd, 2017 02:28 pm (UTC) (Link)
Прекрасный разбор произведения, но насчёт оживления натюрморта зеленью с Андреевского я не согласен, ибо это означало бы отступление автора от гуманных принципов, которыми как раз и была навеяна идея произведения.)
"Любиша встречает гостей" - тоже картина Светы. Шагина написала "Дуализм чёрного квадрата".
atsman From: atsman Date: June 3rd, 2017 02:44 pm (UTC) (Link)
Хороша "Любиша"! И "Натюрморт" хорош! Выходит, я не случайно объединил эти два произведения! Не случайно подробно остановился на разборе их художественных достоинств, зашифрованных в них гуманистических посланий. Одним словом, хороша Света! Как говорите? Зеленая? :)
vlapandr From: vlapandr Date: June 3rd, 2017 02:48 pm (UTC) (Link)
Точно так.)

Edited at 2017-06-03 02:54 pm (UTC)
steinun From: steinun Date: June 4th, 2017 03:13 am (UTC) (Link)
Петербург на картинах такой живой. Будто ходишь там прямо сейчас.
Идея мецената до чего же хороша!
Групповые фотографии с художниками определённо удались.
vlapandr From: vlapandr Date: June 4th, 2017 06:18 am (UTC) (Link)
Так на то они и художники - знают, как расположиться.)
steinun From: steinun Date: June 4th, 2017 06:24 am (UTC) (Link)
Да, очень грамотные модели.)
vlapandr From: vlapandr Date: June 4th, 2017 06:51 am (UTC) (Link)
Я думаю, это они, в основном, не себя подают, а вступают в бессознательное взаимодействие с картинами, рядом с которыми находятся, чтобы придать им композиционную завершённость:)
steinun From: steinun Date: June 4th, 2017 03:09 pm (UTC) (Link)
Глубинная связь творца с творением.
vlapandr From: vlapandr Date: June 4th, 2017 03:11 pm (UTC) (Link)
Вот-вот...
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: June 4th, 2017 07:10 am (UTC) (Link)
Очень интересная картина восьмая сверху.
Темная вода и небо.
Запоминается.
vlapandr From: vlapandr Date: June 4th, 2017 09:11 am (UTC) (Link)
Да, мне она тоже больше всего понравилась.
16 comments or Leave a comment