?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Об одном психологическом тренинге - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Об одном психологическом тренинге
Посмотрел видеозапись одного "психологического тренинга", во время которого речь шла об ответственности, и вот какие мысли он мне навеял.

В петербургском университетском центре, откуда я был приглашён в Корею, академический час занятий в группе для иностранных студентов стоит 4,1 евро. Значит, минута - примерно 9 центов. Лектор в кадре занимал внимание слушателей две с половиной минуты. У нас они стоили бы около 22,5 цента. Нередко слушатели - люди в возрасте, с образованием и немалым жизненным опытом, безошибочно определяющие, чего стоит человек, которому они доверяют своё время. Отсюда и ответственность преподавателя. В голове - счётчик: минута - 9 центов, две - 18 центов... Пять - 45 центов... За пятнадцать минут - евро с лишним... Итог дня: за четыре часа обучаемый выкладывает 16 евро 40 центов.

Иностранцы умеют считать деньги. Некоторые из них записывают, на сколько минут опоздал преподаватель, чтобы в конце курса предъявить администрации счёт, поэтому преподаватели предпочитают не опаздывать. Если слушателям кажется, что преподаватель ушёл в сторону от темы или затянул объяснение, они демонстративно смотрят на часы.

 

Обучаемые в большинстве своём - стажёры и выпускники престижных университетов. Поэтому они заранее хотят видеть программу и надеются, что преподаватель будет чётко следовать ей в соответствии со строгой методической системой.

Лет десять назад мне довелось читать любопытную статью, написанную профессором-русистом одного американского университета. В статье сравнивался американский и русский подход к обучению языкам. В частности, говорилось, что американская система рассчитана на самостоятельную работу студента, отчего основной упор делается на домашнее задание, а деятельность преподавателя сводится в основном к комментариям и консультациям. Цель обучения - достижение результатов, изначально заданных в программе. Русский преподаватель описывается в статье как вдохновенный импровизатор, считающий, что все знания должны даваться на уроке; роль домашнего задания - лишь закрепляющая, пользу приносит любое занятие, а результаты хороши любые - лишь бы студент что-нибудь узнал. В какой-то степени это имеет место, но полагать, что наши люди совсем чужды методике, было бы ошибочно. Мы знаем, на сколько процентов падает усвояемость материала, если учитель, войдя в аудиторию, одёрнул пиджак, а учительница поправила причёску; если лектор одет в чёрное или красное; если он носится по аудитории или неподвижно сидит за столом - и прочая, и прочая... Всем нам хорошо известно, как вводить новый материал, активизировать его, закреплять, повторять и проверять, насколько он усвоен. Обязательным условием работы является знание основных этапов урока и их целей.



Мне приходилось работать с шестилетками. Занятия проходили в помещении детского сада, в игровой комнате, рядом с игрушками, к которым детишки в забытьи тянулись ручонками. Урок, по рекомендациям психологов, продолжался только 35 минут. Каждые пять минут следовало менять вид работы, иначе у малышей наступал кризис внимания. Пять минут дети повторяли за мной буквы и цифры, пять минут читали их, пять минут писали, потом занимались зарядкой, затем угадывали зверей на рисунках, после чего рисовали сами, а в конце читали стихи или пели. Передержал - полезли за игрушками...



После напряжения, испытанного с малышами, работа с детьми среднего возраста уже не казалась такой страшной: вошёл, чёткое приветствие, фонетическая, лексическая и грамматическая зарядки, перевод нескольких фраз - всё в игре, всё непрерывно и ритмично - опрос домашнего задания и объяснение того, что не было понято, работа с новым материалом. Технические средства обучения, наглядность - всё на месте. В ряду опорно-ключевых средств - мимика, движение, характерные жесты, создающие зрительный образ. Задействовано всё: тембр голоса, интонация, скорость и ритм речи... Иначе группу от 20 до 40 детей - не удержать. Шаг в сторону отвлёкшегося, предупредительный жест в сторону другого, строгий взгляд, обращённый к третьему - не прекращая объяснения. И если нужно - смешная или страшная история, бесхитростно привязанная к теме, чтобы избежать упомянутого кризиса внимания ("Расскажите! Расскажите!")

В работе со старшеклассниками - иной образ, другие интонации и жесты, другие и истории.



И совсем иное дело - финские пенсионеры, испанские полицейские, японские бизнесмены или корейские студенты...



И не приведи Господь кому-нибудь из нас сказать: я не знаю, как это работает, но это работает..., это интуитивный подход..., это незримое взаимодействие..., это внутренний контакт..., это работа в "потоке"..., это магия - или ещё какую-нибудь глупость. Все чётко знают, что, как и зачем они делают - несмотря на то, что внешне это выглядит неким импровизированным шоу. И любой опытный преподаватель, сидя в аудитории, с первых же минут видит профессионализм или непрофессионализм лектора, в том числе и бессовестную халтуру.

К чему так резко? Друзья, учитель после каждого честно проведённого урока - труп! Мне приходилось выезжать на работу в полседьмого утра, а возвращаться домой в девять вечера, из последних сил готовиться к следующему дню и падать замертво. И так изо дня в день... Приходилось работать по шесть часов занятий ежедневно и со студентами. Десять лет работы в школе, четырнадцать лет - с иностранными слушателями. Понятно, ценой чего... Помню, зашёл однажды в РОНО. У отдела кадров стояла очередь: часть с заявлениями о приёме на работу, часть с заявлениями об увольнении по собственному желанию. Первые - молодые, красивые, с горящим взглядом; другие - скукоженные, со сбитыми причёсками - и со странным блеском в глазах... Сгорели.



Теперь вернусь к упомянутому вначале тренингу. Ради любопытства просмотрел другой ролик, потратив час времени.

Первое: инструктор затягивает время под предлогом необходимости самоактивизации пришедших, делает недопустимо долгие паузы, нет чёткой последовательности и структуры занятия в целом. (Скажи ему об этом - ответ будет непременно таким: ты не понимаешь, что здесь происходит; все ребята в курсе, это работа с состояниями, информация передаётся на другом уровне - учи матчасть - и т.д.)

Второе: инструктор потрясающе косноязычен, речь изобилует словами-паразитами, повторами, вместо чётких понятий и объяснений, что происходит с людьми, внедрение в сознание смутных образов.

Третье: терминологию заменяет сленг, информацию - банальности типа: когда ты чувствуешь, что тормозишь, ты должен врубиться, что за фишка, а если всё-таки не догоняешь, значит, причина в тебе - и т.п. Всё это происходит в рамках обучения эффективному менеджменту, и основной посыл - убери тормоза, которые тебе мешают. Абсолютно то же самое, что на любых курсах обучения актёрскому мастерству.

Естественно, те, кто нуждается в подобных тренингах, люди не слишком уверенные в себе и чрезвычайно молодые. Набор расхожих "психотехник" и актёрских упражнений воспринимается как некая магия: в комментариях восторженные отзывы: "классно", "чувствую прилив энергии..." Так ведь могло быть действительно классно, если бы работал профессионал.  У инструктора же в резюме на сайте значится техническое образование и работа в области рекламы. Видимо, сам почерпнул "знания" на таких же "тренингах".



Так стоит ли обо всём этом говорить, если все удовлетворены и чувствуют прилив энергии? Наверное, не стоит, как не стоит и давать ссылку на то видео. Тем более, что один гуру не так давно советовал мне: не критикуй! Дескать, зарывшись в чужих ошибках, не просветлеешь. Так ведь если бы в пещере жил - и не критиковал бы. А так - среди людей же! За менеджмент страшно... Хотя всё это, конечно, не самое страшное из того, что происходит... В общем, dixi et animam levavi.

Have a nice day, эффективные менеджеры!

Tags: ,

25 comments or Leave a comment
Comments
samakatka From: samakatka Date: April 29th, 2008 06:50 pm (UTC) (Link)
Очень, очень интересно!!! И про халтуру, но особенно - про педагогическое искусство! такая редкая тема почему-то. Очень увлекательно. Ритм и точное знание, что и когда и для чего делаешь или хочешь, чтобы ученики сделали - вот это я успела заметить на практике, такой недолгой:) И реальность существования методики преподавания, кстати...
vlapandr From: vlapandr Date: April 29th, 2008 06:56 pm (UTC) (Link)
Спасибо, что ответили. Хочу ещё о школе написать - может быть, Вы со мной согласитесь, а может быть, поспорите. Удачи Вам!
liapin From: liapin Date: April 30th, 2008 05:20 am (UTC) (Link)
wow
+1, принял к изученю...

пора работать над собой!!! )))))))))
vlapandr From: vlapandr Date: April 30th, 2008 05:36 am (UTC) (Link)
Rock around the clock?))
liapin From: liapin Date: April 30th, 2008 03:26 pm (UTC) (Link)

КАВО=КАВО ROCK ТАМ AROUND??? ))))))))
(Deleted comment)
jenny_piterman From: jenny_piterman Date: April 30th, 2008 11:26 am (UTC) (Link)
Ха-ха... Каждый день на работе общаюсь с такими вот "обученными" менеджерами, причем, я - полностью зависимая от них особь.
И поскольку довольно давно тут торчу, на моих глазах произошло не одно превращение из нормальных парней и девушек в злобных роботов.
Не знаю, как там насчет приливов энергии, а приемам прессинга и нахрапистому развязному поведению они обучаются оч хорошо - легко привыкают к мысли, что унижать и давить других - это нужно, это так надо для бизнеса. Вот этих тормозов нет вообще ни у кого из нашего топ-менеджемента и среднего менеджмента.
Лучше б учили, как быть эффективными и при этом еще людьми оставаться... Но люди, как видно, никому не нужны. Они слишком эмоциональны и делают много всякого, что не нужно для бизнеса.
vlapandr From: vlapandr Date: April 30th, 2008 12:26 pm (UTC) (Link)
Это так.
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: April 30th, 2008 07:05 pm (UTC) (Link)
Вам спасибо. Потом поговорим ещё о школе, хорошо?
inessa_ra From: inessa_ra Date: April 30th, 2008 04:28 pm (UTC) (Link)

статья и видео

Статья - супер,
видео - супер.
Хорошо пишите! Но вот я что думаю, что аппетитт приходит во время еды, а деньги расстилаются по полю где - то тонким слоем, как туман, а где какая глубина, или ущелье рискованное, там погуще, но возможно уже это относится не к деньгам. Меня не смущает, что так много непрофессионалов своего дела работает, меня смущает их совершенная духовная дезориентированность. Ведь они по большому счету не знают куда вести людей. Хорошо, хоть к простой и детской радости ведут зачастую, в эдокий бессознательный светлый рай...

Я знаю одного очень качественного специалиста, получившего объемное, системное, плюс вропейское образования в области психоанализа, и в его лекциях и прочих активностях на профессиональном уровне все очень качественно, но вот беда: в разговоре, как человек он частенко говорит:
в "этой" стране, или "я не могу жить, там где жлобы загадили весь подъезд" , ну, и т.д. Чувствуете про что я?
Горе не в том, что "время-деньги", а в том, что других координат-то нет.
А у вас-то как с координатами? Или тоже все: время-деньги. М?

vlapandr From: vlapandr Date: April 30th, 2008 07:04 pm (UTC) (Link)

Re: статья и видео

Спасибо. Мои географические координаты - Южная Корея. Зимой и летом приезжаю в отпуск к семье. Координаты духовные - об этом вкратце не рассказать, но у меня в профиле - ссылка на повесть. Буду рад, если прочитаете.
sergioblog From: sergioblog Date: May 2nd, 2008 08:31 pm (UTC) (Link)
Да, эффективных менеджеров и хороших учителей нам очень нехватает. Впрочем, как и любых других профессионалов.
sergiotimon From: sergiotimon Date: May 3rd, 2008 02:04 pm (UTC) (Link)
Наверное очень сложно читать лекцию, когда минутная стрелка висит над тобой как дамоклов меч
vlapandr From: vlapandr Date: May 3rd, 2008 03:13 pm (UTC) (Link)
В любом случае время ощущаешь внутренне, а часы помогают удостовериться в том, что материал распределяется верно - и ты успеешь не только закончить вовремя, но и подгадать какой-нибудь эффект к концу.
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: May 4th, 2008 09:53 am (UTC) (Link)
Так у нас в школе, когда я пришёл туда работать, полагалось перед уроками рабочие планы, расписанные по минутам, завучу демонстрировать. Ругалась, если, по её мнению, необходимая последовательность этапов была нарушена или время неправильно распределялось. У кого не было плана - не допускался до урока. Никому это не нравилось, но все понимали, что основания для того были.

В перестроечные годы сие сочли недемократичным.
sergi From: sergi Date: May 4th, 2008 10:38 am (UTC) (Link)
Спасибо большое. Пост чрезвычайно интересен и близок, хотя мой опыт значительно меньше вашего, но кое что я почерпнул. Хотелось бы увидеть что-то еще по данной теме.
rina_bizmag From: rina_bizmag Date: March 31st, 2010 09:35 am (UTC) (Link)
могу не согласится, действительно пост какой-то злой получился. для меня ключевая ошибка допущена сначала. Сравнение тренинга и академической методы подачи материала. Задача преподавателя дать новую информацию (и еще не факт, что она станет знанием. Задача тренинга дать новые умения, мотивировать на пересмотр внутренних установок и убеждений. Второй момент, приведший к искажению понимания - смотрел психологический тренинг по видео. На мой взгляд видеотренинг - это крайняя возможность для тех, кто не может в нем участвовать очно. Просмотр подобного материала очень мало может дать просто зрителю. Это не кино и не лекция. Считать что, просмотрев кусок виеотренинга, сидя дома в кресле, большая ошибка. Вы выпили уксус и судите о качестве вина.
Обидеть не хотела - сама обиделась:))
vlapandr From: vlapandr Date: April 11th, 2010 05:14 pm (UTC) (Link)
Рина, прежде чем дать новую информацию, преподаватель должен подготовить обучаемого к её восприятию: составить психологический портрет слушателя, найти индивидуальный подход к нему, создать у него мотивационный механизм, выбрать оптимальную методику. Кроме того, ознакомившись с любым рабочим планом, Вы убедитесь в том, что целью учебных занятий является формирование тех или иных навыков и умений. Иными словами, в основе учебного занятия и психологического тренинга лежат схожие коммуникационные механизмы. Что касается просмотра тренинга на экране компьютера, я вполне согласен с Вами в том, что в таком виде он не будет таким же эффективным, как живое взаимодействие. Но возможность дать оценку работе тренера при этом сохраняется полностью. И всякий, кто имеет многолетний опыт работы с людьми, скажет, что запинки во время речи, немотивированное употребление сленга, ложная многозначительность, а то и просто банальность текста - никак не могут способствовать ни формированию новых умений, ни пересмотру внутренних установок. Поэтому описанное мной никоим образом не относится ни к Вам, человеку с высшим психологическим образованием, ни к Вашей работе в целом. Чего ж обижаться?)
rina_bizmag From: rina_bizmag Date: April 11th, 2010 06:34 pm (UTC) (Link)
Конечно, трудно ни согласиться, ни оспорить то, что сам не видел и не слышал (имею в виду тот видеокурс) - не профессионалов можно найти в любой отрасли.Ваш пример задел меня как раз тем, что поднимая свой подход и отношение к делу (вижу, что любимому) опускает другое направление, искренне любимое мною. Какие могут быть обиды? У нас хватает интеллекта не впадать в истерику и вести конструктивный диалог.
Относительно же моего высшего психологического, уж не знаю - удивлю или разочарую, - но у меня его нет. просто спецфак.:))
vlapandr From: vlapandr Date: April 12th, 2010 04:05 pm (UTC) (Link)
Что же Вы скромничаете? Разве не Вы ли окончили Ростовский государственный университет по специальности "практический психолог"? Стало быть, когда я писал "Так ведь могло быть действительно классно, если бы работал профессионал" - то Вас и имел в виду:) А "опускает", то есть дискредитирует любимое Вами направление не мой пример, а орда шарлатанов, выучивших набор расхожих терминов и театральных приёмов. О них я и говорил.
rina_bizmag From: rina_bizmag Date: April 12th, 2010 04:10 pm (UTC) (Link)
конечно, Владимир. все правильно и про шарлатанов, и про Университет:))
vlapandr From: vlapandr Date: April 12th, 2010 04:20 pm (UTC) (Link)
Ох, не успел отредактировать "разве не Вы ли" - ну да пускай: даже как-то напевно вышло:) Добавлю только о шарлатанстве. Вы говорили о неэффективности тренинга в видеозаписи - так вот в сообществе, которое тренирует упомянутый мной молодой человек, распространяются АУДИОкассеты с этими самыми тренингами. Потом на форуме появляются записи: "Дорогой ..., вчера слушала в машине твои записи, ощутила прилив энергии". Как же тут не злиться?)
rina_bizmag From: rina_bizmag Date: April 12th, 2010 07:21 pm (UTC) (Link)
О, так это уже и не пахнет тренингом. Беда в том, что само это слово так затрепали, что умные люди теперь настоятельно рекомендуют отстраиваться от него, придумывать какое-то новое понятие.
понятно, что зло берет, я бы сама разозлилась.
фишка в том, что в любой групповой работе присутствует компонент заражения, групповой динамики. вот и заражают друг друга ахами и восхищением.
Видеотренинг и видеозапись тренинга - вещи разные (это если мы говорим о методике и понятиях). аудиозапись - это скорее аудиокнига, но если она бездарно прочитана, то это и не тренинг и не книга. Да и не стоит это того, чтобы так долго про это говорить двум умным людям:))
спасибо
vlapandr From: vlapandr Date: April 12th, 2010 07:24 pm (UTC) (Link)
И Вам спасибо.
25 comments or Leave a comment