?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О коллективной ответственности народов и независимости отдельной жизни - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О коллективной ответственности народов и независимости отдельной жизни
Давеча рассказывал своим американским студентам, как печь блины, и радовался: и Достоевского они читали, и "Со вьюном я хожу" каноном поют, а теперь, глядишь, и блинную откроют у себя в Нью-Хэмпшире, напротив "Макдональдса". А нет - так будут друзей угощать со всей широтой вновь приобретённой русской души. А у меня перед глазами при слове "американцы" будут возникать именно их лица...



Придя домой, я ещё некоторое время размышлял возвышенно о разных народах и их культурах, о том, что между ними есть общего и чем они отличаются. А потом светлые мысли невольно начали перемежаться тревожными: о войне, взаимной ненависти, ксенофобии - и о том, кто в чём виноват. И замелькали у меня в голове "москали", "хохлы", "жиды", "чурки"... Вспомнились тексты из интернета о том, что и когда натворили абхазы с осетинами, что и когда ингуши, а что и когда грузины - и кого к чему подстрекала Москва.

Мне всегда были странны эти обобщения. Коллективная ответственность, конечно, существует, но, к сожалению, её характер и рамки часто определяются совершенно произвольно. По моему глубокому убеждению, каждый должен отвечать исключительно за то, что содеял лично он, а не те, кто ассоциируется с ним по каким-то признакам. А то, представьте себе, перекрёсток на красный свет переедет один водитель, а оштрафуют другого: у него тоже "Москвич". Или он тоже рыжий.

Слишком часто ассоциативное мышление играет с людьми злые шутки, приводя к недоразумениям, к отчуждению, к вражде... Простой пример. Женщина всю жизнь испытывает панический страх перед обладателями пышных усов. Не нужно быть искусным психоаналитиком, чтобы догадаться, что в раннем детстве некий усатый мужчина причинил ей боль или до смерти её напугал.

Есть ассоциации и несколько иной природы. Вот художник-европеец иллюстрирует детскую сказку про разбойников. Волосы у них, конечно, как воронье крыло; носы, будто хищные клювы; те же усы непременно... Правда, мои знакомые корейцы говорят, что у них разбойники в книжках - заросшие бородами: это страшно! Традиция это, закрепившиеся с древних времён в подкорке образы воинственных соседей или просто страх перед иным - судить не берусь. Но - факт.

Возможно, и моя внешность кого-то пугает, поэтому я сразу спешу заверить читающих эти строки: не убивал, не крал, не прелю... в общем, не святой, но не такой уж и грешник. И не надо меня бояться - и, тем более, возлагать на меня ответственность за то, чего я не совершал. А я, в свою очередь, также воздержусь от неуместных обобщений. Всякая жизнь независима, каждый человек - отдельный мир, пока он сам сознательно не разделяет ответственность за совершаемое группой, частью которой он является, с другими членами этой группы.

Но думают так не все. Отсюда и вендетта, предполагающая уничтожение семьи обидчика до последнего её члена. И убийства соотечественников врага, независимо от того, имеют они отношение к вражде или нет. Да и просто ненависть. Мерзкая, отвратительная, животная... Наверное, в подобных случаях предполагается, что все представители семьи или целого народа имеют нечто общее, что и является причиной несчастий для окружающих - и преступление, совершённое одним, так же легко может совершить и другой. Понимаю, легче найти оправдание инстинктивным побуждениям, нежели осознать и обуздать природу. Потому и бомбят, и из пушек палят, куда попало, и танками давят, и гранаты в подвал бросают. Дескать, поделом им всем.

Впрочем, у меня нет цели читать здесь лекцию или нотацию. Прошу и тех, кто уже собрался рассказать мне, как он определяет общие пороки или доблести того или иного народа, воздержаться от этого. Лучше взгляните вот на это:



Очевидно, здесь имеется в виду, что посуду умеют мыть только русские. Или моют её лучше всех. Только как хозяйка кафе будет определять национальность? С помошью циркуля? Анализа крови? А поможет это? Или опять же, экзамен по русской литературе устраивать? А если придёт чисто говорящая по-русски и грамотная уроженка Белоруссии? С постоянной пропиской, поскольку вышла замуж. А если Украины? Различит хозяйка, кто есть кто? А взять многонациональную Российскую Федерацию - так ли уж отличаются от русских чуваши, удмурты, коми? А если б и отличались...

Вспомнил чудный фильм с Луи де Фюнесом. Называется "Приключения раввина Якова". Богатый предприниматель, расист по убеждениям, с изумлением узнаёт, что его водитель - не католик, "как все", а иудей.


Далее события разворачиваются таким образом, что и он, и его случайный спутник, арабский революционер Сулейман, дабы избежать смертельной опасности, вынуждены не только принять облик, но и вжиться в роль правоверных хасидов...



Кульминация фильма - сцена в синагоге, когда мальчик подходит к лже-раввину за благословением. Луи де Фюнес сыграл внутреннее преображение героя с потрясающим драматизмом. Да просто гениально сыграл...



В общем, рекомендую всем, кто ещё не смотрел - и тем, кто смотрел.
А будем без устали разглагольствовать о коллективной ответственности - нетрудно предугадать, чем это кончится.

Do you want total war? (c)

Tags: , ,

18 comments or Leave a comment
Comments
fesheat From: fesheat Date: August 20th, 2008 06:38 pm (UTC) (Link)
Полностью согласна. Только индивидуальный подход. Множество тому примеров.
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2008 07:31 pm (UTC) (Link)
Даже если попытаться обобщить этнокультурные черты любого многочисленного народа, получится несколько разных типов. Вон у Тургенева, например: "Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит изподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит па барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело, весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах".

Естественно, было бы несерьёзно приписывать всем одни и те же этические ценности. Иначе ни Толстой, ни Достоевский не смогли бы написать ни маленькой повести. Какая же тут может быть априорная коллективная ответственность?
fesheat From: fesheat Date: August 21st, 2008 07:05 am (UTC) (Link)
Отдельное спасибо за фото. Пожалуй Луи де Фюнес единственный актёр, вселяющий оптимизм при любых обстоятельствах.
padalko_y_d From: padalko_y_d Date: March 14th, 2010 06:40 am (UTC) (Link)
Жаль, что Вы не решились ответить на вчерашний мой комментарий о международном, этнически еврейском, преступном сообществе в России. Что ж, Ваше право. Но, для лучшего понимания честности и искренности того моего комментария и в развитие этой Вашей мысли о чувстве вины немцев, ознакомьтесь, пожалуйста, здесь http://padalko-y-d.livejournal.com/16669.html с моей работой «Что такое «субэтнос» для России, Украины и Белоруссии?».
vlapandr From: vlapandr Date: March 14th, 2010 09:06 am (UTC) (Link)
Юрий Дмитриевич, я не могу немедленно отвечать на комментарии. Для этого нужно было бы постоянно сидеть за компьютером. Особенно это относится к развёрнутым коментариям, которые следует продумывать. В Вашей честной позиции я не сомневаюсь - так же как и Вы в моей, за что Вам спасибо. Вместе с тем, разговор на предложенную Вами тему я поддержать не могу и прошу Вас не тратить на меня время, поскольку с излагаемой Вами точкой зрения я хорошо знаком. У меня по этому поводу имеется сложившееся мнение, которое формировалось, а затем отстаивалось в публичных дискуссиях много лет - а я хочу потратить то время, что мне осталось, на другое. Можно приносить обществу пользу, а можно думать, что приносишь пользу, а на деле наносить вред. Я выбрал поприще, в котором не сомневаюсь. Мир слишком хрупок.
padalko_y_d From: padalko_y_d Date: March 14th, 2010 05:39 pm (UTC) (Link)
Благодарю Вас еще раз за честно высказанную позицию.

Ничуть не желаю оспаривать Ваше мнение, на которое Вы, как человек Чести, имеете полное право.

Однако, завершая наш с Вами диалог по столь "обоюдоострой" теме, хочу напомнить Вам ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ лишь два, хорошо Вам известных, факта:

а) позиция страуса с головой в песке удобна лишь для самого страуса (и то до поры до времени), но никак не для его, насильственно возникшего, потомства;

б) публичные обличения высокопоставленных фарисеев, "хулиганство" Христа в Храме Господнем вне всякого сомнения принесли "вред" сложившемуся, слишком "хрупкому" "общественно-государственному порядку".

Жму Вам руку и примите пожелание всего наилучшего.

С уважением, русский правДозаступник Юрий Дмитриевич Падалко.
adary From: adary Date: August 20th, 2008 07:48 pm (UTC) (Link)
Жалко, что очень мало людей думают также :(
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2008 08:44 pm (UTC) (Link)
Хочу подчеркнуть: немцы, даже молодые, испытывают огромное чувство вины перед жертвами гитлеризма - но это их моральный выбор и право. Я ценю это чувство - и не только не испытываю ненависти к немцам, но и считаю, что не имею права на эту ненависть.

13-летним мальчишкой, услышав по радио о вторжении советских войск в Чехословакию, я испытал потрясение и стыд, но если какой-либо чех или словак будет смотреть на меня как на врага, я расценю это как абсурд.

То же относится и к афганской войне. Могли ли простые граждане остановить её? Нет. Тем более - ослеплённые, оглушённые потоком дезинформации. В чём же историческая вина тех, кто не стрелял, не бомбил?

То же самое я могу сказать и об Америке и её войнах.

И какую ответственность могут нести за все войны, разгоревшиеся на землях бывшего Союза, те, для кого эти войны - не просто личная трагедия, но невыносимая боль, шок?!

Нынешнюю войну развязали не грузины, не осетины, не русские. Её развязали подонки. Подонкам и отвечать!
umamuma From: umamuma Date: August 20th, 2008 11:09 pm (UTC) (Link)
вот и мне удивительно когда люди меня спрашиваю как я отношусь к войне с грузией и правда ли что грузины такие негодяи. В этот момент я конечно говорю что война это очень плохо. Люди гибнут. Мне непонятно как разумный человек может пойти и убить такого же разумного человека.

Если бы по национальности, цвету кожи или ориентации можно было бы определять преступников, все было бы так просто.)
sergi From: sergi Date: August 21st, 2008 12:44 am (UTC) (Link)
:-))))
rozochka From: rozochka Date: August 21st, 2008 08:09 am (UTC) (Link)
Согласна с Вами.
padalko_y_d From: padalko_y_d Date: March 13th, 2010 08:15 pm (UTC) (Link)
Более чем согласен с Вашей позицией.

Также и многие из тех, кто причисляет себя к нации "евреев", НЕ ВИНОВЕН в страшейших злодениях, совершенных и совершаемых против Руси членами международного, этнически "еврейского" преступного сообщества "Всемирный еврейский конгресс", его отделения в России "Российский еврейский конгресс (во главе с Ресиным В.И.), Мировое правительство (К-300) руками их ставлекнников (изменников Родине) генсеков СССР и президентов РФ.

Однако, НЕ ВИНОВНОСТЬ слишком часто не равна НЕ ПРИЧАСТНОСТИ ...

Спасибо Вам за Вашу честную и по-русски СПРАВЕДЛИВУЮ позицию по столь сложной пробоеме.

С уважением, русский правДозаступник Юрий Дмитриевич Падалко.
vlapandr From: vlapandr Date: March 14th, 2010 09:37 am (UTC) (Link)
Спасибо Вам за отзыв, Юрий Дмитриевич. Вместе с тем, несмотря на то, что защищаем мы с Вами одно, взгляды на корни наших бед у нас разные. Растущая напряжённость между народами нашей страны уже дорого обошлась ей - не будем её усугублять.
padalko_y_d From: padalko_y_d Date: March 15th, 2010 06:51 am (UTC) (Link)
А вот удалять комментарии собеседников (что Вы проделали с моиим вчерашним) - это по минимальным даже правилам инет-этикета: хамство. Прощайте.
vlapandr From: vlapandr Date: March 15th, 2010 07:46 am (UTC) (Link)
И не думал удалять. Посмотрите выше по ветке, там, где Вы его оставили. Извинений не нужно: предпочитаю, чтобы люди не делали того, за что потом приходится извиняться. Просто будьте внимательнее в следующий раз. Всего доброго.
padalko_y_d From: padalko_y_d Date: March 15th, 2010 06:08 pm (UTC) (Link)
Благодарю Вас за указание. Полностью согласен с моей невинмательностью. Всего и Вам хорошего.
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: September 3rd, 2011 05:29 pm (UTC) (Link)
Спасибо Вам!
А полемика, на которую Вы наткнулись, наверное, здесь: http://jurialhaz.livejournal.com/26635.html
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: September 3rd, 2011 06:53 pm (UTC) (Link)
Да нет, я о нём забыл:) Просто набрал в Яндексе свой ник и фразу об "эпохе нового варварства".
18 comments or Leave a comment