?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О "пеаре" и об изменённых состояниях сознания - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О "пеаре" и об изменённых состояниях сознания
После темы проституции захотелось поговорить о возвышенном. Что же может быть более возвышенным, нежели...

Стоп. Прежде хочу сделать небольшое отступление. Несколько дней назад я запостил в один кулинарный журнал фотографии паэльи, которую сам приготовил - и написал: см. рецепт здесь. Далее шла ссылка на повесть. Нехитрая идея заключалась в том, что приготовить это блюдо с любовью можно только проникнувшись духом Испании - для чего и предлагалось прочитать соответствующий текст. Была ещё одна потайная мысль, с которой связан фрагмент, который я процитирую ниже, но Господь с ней. Я это всё к тому, что бдительные модераторы и ссылку и фотографии удалили, прислав мне письмо: "для рецепта слишком многобукаф". Полагаю, модераторы остались довольны собой, мигом распознав "пеар".

Послушайте, друзья мои! "Пеар" пиару рознь. Я вам что запостил к дорогим вашим салатам, борщам и пельменям? Рекламу мыла? Расценки на шоп-туры? Адрес нового казино?

Вспомнилось: когда я работал в книжном магазине - всегда разговаривал с покупателями на разные темы. Коллеги, сидя на своих табуретках, спрашивали: что ты прогибаешься перед ними, будто слуга, если они явно ничего не собирались покупать?! Я отвечал: так понятно же, что большинство заходит не за книгами - а человека ищет. Как Диоген, который ходил днём с лампой.

Так вот. Есть те, кто пишет для того, чтобы "срубить бабло" - и те, кто ищет человека. Человека, а не покупателя! Реклама трусов неуместна в литературном журнале, но искренние стихи - даже ученические - украсят любой журнал, специализирующийся на рекламе трусов. Одни пиарят продукт, другие хотят, чтобы были услышаны их слова. И ничего зазорного в этом нет! Чувствуете разницу, бдительные модераторы?

Теперь, наконец, о возвышенном. В повести, которую я нагло и назойливо пиарю, есть фрагмент, где описывается реальное переживание, очевидно связанное с изменённым состоянием сознания. Я вставил его в текст, надеясь на помощь тех, кто пережил нечто подобное. Речь не о рациональном объяснении этого переживания, а о возможности развить описанное видение и превратить его в целенаправленную духовную практику.

Вот текст:

"Наверное, я спал, но сквозь зыбкую пелену сновидения мне виделось далеко вокруг. А может, я еще не успел уснуть и сквозь картину реальности, будто пятна краски сквозь тонкую ткань, проступили образы другого, непостижимого мира.

Влажная штукатурка в моей ванной хранит образы людей и животных. В изломах каменной стены напротив было запечатлено слово. Четыре черных угловатых знака. Я начал читать их и вдруг понял, что в слове заключено все мое существование — от начала до конца.

Это слово и было моей жизнью. Будто дух вырвался на волю и увидел свою клетку со стороны.
Этой клеткой были и тело, и путь, который оно должно пройти вслепую.
Я точно знал: если прочитаю слово до конца, не просто узнаю предначертанное, а исполню его. После этого бытие потеряло бы всякий смысл.

Мне стало очевидно, что круговорот жизни предопределен. Что свобода воли — иллюзия, потому что время существует только в сознании, а вне времени не может быть ни причин, ни следствий, ни мотивации. Всему, что было, еще только суждено свершиться; все, что должно произойти, уже в прошлом. Передо мной был застывший лабиринт. Сотни дорог, ведущих в тупик, и только один путь к свободе. Я был пленником этого лабиринта — и одновременно видел себя со стороны; я мог освободить себя, всего лишь проследив взглядом линии слова, но точно знал, что пустой лабиринт — все равно что мертвая раковина на дне моря…

Что стало бы с моим телом? Оно лишилось бы дыхания, рассыпалось бы, как голем? Или время для него сжалось бы в одно мгновение? А может, оно продолжало бы двигаться, питаться, произносить какие-то слова, механически следуя программе, как муравей или пчела?
Тело охватил страх.

Я выбрал путь — тот единственный путь к свободе, потому что видел: когда я дойду до конца, все равно узнаю тайну, которая начала мне открываться. Я это знал точно, потому что тот, кому она начинает открываться, в тот же миг понимает, что он — другой: тот, кто всегда ее знал. Тот, кто никуда не шел, потому что он везде и вне времени".


Одного человека, который точно пережил сходное состояние сознания (ради всех святых, не надо вменять мне фамильярность или, упаси Господи, какую-либо манию), я могу назвать: Хорхе Луис Борхес. Не боясь обвинений в плагиате (ибо речь не о художественно-философской метафоре, а о точном описании пережитого состояния сознания) помещаю ссылку на его "Письмена бога": http://lib.ru/BORHES/letters.txt

Хотя разница есть: герой Борхеса видел в колесе Вселенную, в то время как передо мной начала разворачиваться лишь моя собственная жизнь. Герой Борхеса, прочитав изречение, становился всемогущим - моя жизнь по прочтении Слова теряла смысл.

Итак, дорогие йоги, маги, каббалисты, психиатры - не сталкивались ли вы с чем-либо похожим? (У меня есть подозрение, что для тех, кто не сталкивался, - процитированный фрагмент звучит как набор пустых, высокопарных фраз, которые хочется поскорее пропустить.)

Tags: , ,

17 comments or Leave a comment
Comments
li_c From: li_c Date: October 15th, 2007 06:33 pm (UTC) (Link)
"Сад расходящихся тропинок", так, кажется?
vlapandr From: vlapandr Date: October 15th, 2007 06:46 pm (UTC) (Link)
Нет, Лиза, речь идёт о реальном переживании, а не об умозрительном описании поливариантности картины мира. И этому переживанию соответствуют именно "Письмена бога".
masia84 From: masia84 Date: October 17th, 2007 07:04 am (UTC) (Link)
Сразу извиняюсь, что не по теме поста, но - все же не совсем не по теме. Скорее - по теме вступления.
Вот вы написали, что сделали паэлью, сфотографировали, выложили да еще с духом Испании вместе.
Ну, во-первых, я очень люблю паэлью. Дайте свой рецепт, пожалуйста! А то я читала, что ее с помидорами делают, но не понимаю, как! Делаю без них!
А во-вторых и в главных - наше издательство запускает с Нового года сайт. И там будет рубрика Вкусная жизнь. И в этой рубрике будет множество всего, в том числе - блог журналиста.
Этот журналист будет готовить еду, фотографировать ее - и выкладывать рецепт и фото раз в неделю. Или пробовать экзотическую еду - и делиться впечатлениями с читателями. Ну и еще много чего можно придумать.
Думаю, что за это будут деньги платить. Не уверена, что много, но все-таки.
Как смотрите на то, чтобы стать таким журналистом?
Жду ответа на почту masia84 собака yandex.ru Намеренно даю личную.
alfard From: alfard Date: March 13th, 2008 07:50 pm (UTC) (Link)
Примерно в это состояние потихоньку ухожу. Удивительно насколько мир становится... очевидным чтоли... Действительно, как будто всегда знал что все именно так. Особенно когда достигаешь состояния осознания что все так.

В общем, я понял)
vlapandr From: vlapandr Date: March 14th, 2008 06:51 am (UTC) (Link)
И это хорошо!)
pike27 From: pike27 Date: April 13th, 2008 01:43 pm (UTC) (Link)

Спасибо за ИСС-фатализм...

Мне стало очевидно, что круговорот жизни предопределен. Что свобода воли — иллюзия, потому что время существует только в сознании, а вне времени не может быть ни причин, ни следствий, ни мотивации. Всему, что было, еще только суждено свершиться; все, что должно произойти, уже в прошлом. Передо мной был застывший лабиринт. Сотни дорог, ведущих в тупик, и только один путь к свободе. Я был пленником этого лабиринта — и одновременно видел себя со стороны; я мог освободить себя, всего лишь проследив взглядом линии слова, но точно знал, что пустой лабиринт — все равно что мертвая раковина на дне моря…

Очень созвучно.
В последнее время преследует ощущение предопределенности ЗНАНИЯ.

vlapandr From: vlapandr Date: April 13th, 2008 02:47 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо за ИСС-фатализм...

Нашёл интересную статью на тему знания. Надо будет почитать на досуге:
http://www.philosophy.ru/library/kn_book/04.html
pike27 From: pike27 Date: April 13th, 2008 03:07 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо за ИСС-фатализм...

Да, статья любопытная. Проскользила наискосок.

А как вам вот такой вариант взаимодействия с коллективным бессознательным? Это из моего дневника, публикующегося в "Весях":

"Снова взялась за Крайона. До этого читала, но как-то не шел у меня. Неделю крутилось в голове, что определенная информация приходит ко мне в виде «чистого знания». А как это получать информацию через сущностей? Марина на прощанье рассказывает свой сон. В её сне возникают семь сущностей, которые произносят: «Передай Щуке, что мы существуем. Всё, что должно – случиться». ВАУ!!! Она не знала ни про Крайона, ни про мои измышлизмы".
vlapandr From: vlapandr Date: April 13th, 2008 05:01 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо за ИСС-фатализм...

В любом случае подобные сущности - проекции сознания.
pike27 From: pike27 Date: April 13th, 2008 05:09 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо за ИСС-фатализм...

Да, конечно.
Но вот только чьего?
vlapandr From: vlapandr Date: April 13th, 2008 05:20 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо за ИСС-фатализм...

С одной стороны, это визуализация индивидуальных психических процессов а с другой - процитирую другой фрагмент вышеупомянутой повести:

"Далее в течение десяти минут я рассуждаю перед братвой о том, что если отвлечься от чувственных образов, то вещество можно рассматривать как структурированную энергию, интерференцию электромагнитных полей. Эти поля, в свою очередь, также являются продуктом ассоциативного мышления. Таким образом, единственной реальностью является единое, безграничное Сознание — Брахман, в то время как индивидуальное психическое начало — Атман — может, как капля с Океаном, слиться с Брахманом, осознав, что уже является им, и это будет избавление от страданий, а чтобы это произошло, следует избавиться от субъектно-объектного восприятия и дискурсивного мышления. Иначе говоря, человек должен проснуться и обнаружить, что все образы мира, подобно сновидениям, были у него в сознании, — а значит, он и есть Бог. И не то чтобы он был Богом, а все остальные нет, а так, что и он, и кто-то другой, и все мы — Бог".
pike27 From: pike27 Date: April 13th, 2008 06:15 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо за ИСС-фатализм...

"и все мы — Бог" (С)

Или... если не подгружать Сансару-Нирвану, чтобы прошла печаль - коллективное бессознательное.

Я правильно вас понимаю, коллега:)?
vlapandr From: vlapandr Date: April 13th, 2008 07:30 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо за ИСС-фатализм...

Вынужден и далее пребывать в печали, ибо Юнгом здесь не обойтись :)
Коллективное бессознательное - область архетипов, питающих образы Сансары, и, на первый взгляд, было бы логично отождествить его с мировым созидательным началом, то есть с Богом в христианском смысле. Но цель ищущего - Нирвана, которая подразумевает безОбразность, а значит, если исходить вышесказанного, пребывание вне Бога (или, как Вы подсказали, коллективного бессознательного). Но что же тогда означает "проснуться и обнаружить, что все образы мира, подобно сновидениям, были у него в сознании, — а значит, он и есть Бог"? То, что подразумевается здесь не Отец и не Святой Дух, а Брахман.

В тексте повести Бог упомянут мной всуе, хотя и вынужденно: лекция читалась представителям ОПГ, не искушённым в индуизме, в котором созидательное начало олицетворяется Вишну, разрушительное - Шивой, а Брахман (Брахма) - олицетворение абсолюта, который я и подразумевал под Богом. "Всё есть Брахман" - гласит основной принцип индуизма, а значит нет ничего, что пребывало бы вне его. Следовательно шуньята - пустота, безОбразность, изначальная природа сущего, к которой возвращается Атман, достигший Освобождения, - тоже Брахман.
dualizm From: dualizm Date: April 20th, 2008 07:08 pm (UTC) (Link)

счастье

Да. Именно по этому я сдесь!
+)
Улыбаетесь!


почему я не вижу свой текст?
arkanoid From: arkanoid Date: May 2nd, 2008 12:33 pm (UTC) (Link)
Да, конечно.
еще "Врата Серебряного Ключа" Лавкрафта советую прочитать, если уже не.. ;-)

Edited at 2008-05-02 12:35 pm (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: May 2nd, 2008 04:13 pm (UTC) (Link)
Спасибо, эту вещь Лавкрафта прежде не читал. Что могу сказать: он также описывает изменённое состояние сознания, но описание Борхеса в большей степени соответствует тому, о котором идёт речь у меня.
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: October 11th, 2014 07:26 am (UTC) (Link)
Каждый переживет..лучше чем позже, тем лучше.. Ибо тогда будет слишком поздно..
Я всегда пропускаю подобные фрагменты и беру в руки какой-нить детектив или фантастику.. Темнота Вселенной намного уютнее, чем свет в конце туннеля))
17 comments or Leave a comment