?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Как я понимаю буддизм - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Как я понимаю буддизм
Спускаясь сегодня с горы Пальгонсан, поскользнулся на камне и расколотил камеру, поэтому просто расскажу пару историй. Хотя, конечно, таких историй уйма, и ничего принципиально нового я не скажу. Тем не менее, есть люди, которые вновь и вновь повторяют чужие ошибки, потому что не знакомы с опытом своих предшественников, поэтому поговорить об этом есть смысл.  

Когда-то моя знакомая вышла замуж за симпатичного и весёлого парня, но семейное счастье длилось недолго: молодой муж увлёкся буддизмом и стал целыми днями просиживать в лотосе вместо того, чтобы зарабатывать деньги и исполнять прочие супружеские обязанности. Не помогали ни уговоры, ни оплеухи. На всё был один ответ: просветлею, тогда и встану. Так и сидел до самого развода. Второй случай тяжелее: знакомый моего приятеля тоже начал с медитации, но внимание постоянно рассеивалось, поэтому ему ничего не пришло в голову, кроме как дожидаться просветления в тёмной ванной, забравшись в спальный мешок. Прямо в мешке его и увезли. 

Друзья, бросьте вы всё это! Прежде чем садиться в лотос, надо раз и навсегда разрешить для себя вопросы, которые обычно незаметно обходятся стороной. Речь, прежде всего, о сострадании. Вот на улице стоит гроб. Вокруг скорбная толпа. Мы проходим мимо, заглядываем кому-то через плечо, сочувственно качаем головой, молчим. Зашли за угол. Вздохнули шумно, ускорили шаг. Встретили знакомых, поболтали, рассмеялись, разошлись. Забыли. Собственно, испокон веков так и было: печаль и радость сменяли друг друга, полностью захватывая человека, хотя он и понимал, исходя из опыта и логики, что, пока он радуется, у кого-то может быть горе. Теперь всё иначе. Вот за обедом мы включили телевизор. Война. На экране чьи-то ноги, лежащие в пыли. Перестаём жевать. Ноги сменила реклама. Подкладываем в тарелку картошки, но как-то уже смущённо. Ныне мы не понимаем, а знаем, видим, слышим... В любую секунду, стоит включить новости или взять газету, на нас обрушивается чужое горе. Когда же радоваться?

Одно из главных лиц в буддийском пантеоне Юго-Восточной Азии - бодхисатва милосердия. Просветление невозможно без осознания единства всего сущего. Осознание это невозможно без ощущения чужой боли как своей. Этот тезис вызывает бурную реакцию со стороны немалого числа людей: что же, только и скорбеть? Да нет, конечно, но просветлеть не получится, сколько ни сиди, окружив себя свечами, колокольчиками и цветами. Стыд будет мешать. Вот я тут спокоен и счастлив, а у людей горе. У людей горе, а я от него отгораживаюсь, понимаешь, красотой... А не будет стыдно, так и подавно не просветлеешь, ибо если чужая боль тебе по барабану, значит, не осознаёшь ты единства всего сущего. Что же делать?

Придётся скорбеть и радоваться одновременно. А как иначе? Ведь если цель - слияние сознания с неким Абсолютом, придётся сливаться со всем, что есть. И наверное, настоящее просветление - это когда ощущаешь, что тебя заморозили в жидком азоте, а внутрь залили расплавленный свинец. И когда тишину ощущаешь всем телом, будто на самом деле в ушах гремит симфония.  И когда любовь это не  сладкая нега, а как будто лежишь животом на гранате и сейчас тебя разнесёт в пыль. Примерно так я понимаю буддизм. Может, это и не буддизм - во всяком случае, я ощущаю, что живу,  а кто действительно ощущает это, тот  не задаётся вопросом о смысле бытия.  Всем привет!

Tags: ,

50 comments or Leave a comment
Comments
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: November 1st, 2008 07:07 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Камеру попробую отнести в ремонт. А не возьмутся - значит, как сказал бы дон Хуан, пришло её время.
(Deleted comment)
vera_bental From: vera_bental Date: November 1st, 2008 06:33 pm (UTC) (Link)
Доброго времени суток!
Вы так красиво написали, что мне тоже захотелось вставить свои пять копеек.
Никто не в состоянии сострадать, а тем более реально помочь, всем в мире. Если будете сострадать перманентно, благо страдальцев вокруг всегда навалом, больше времени и энергии ни на что не останется... Реально помочь можно от избытка, а не от недостатка.... Человек у которого есть деньги, имеет больше шансов деятельно сострадать, чем человек, который только что потратил последнюю мелочь на стакан чая...
Все происходит поэтапно, сначала надо вырастить себя, вырастить в себе способность, умение отдавать с чистым намерением, сострадать не из жалости, а из желания поделиться... еще желательно, чтобы было чем делиться, не нанося себе непоправимого ущерба... и только тогда сострадание реально, а иначе – оно переливание страданий из одного сосуда в другой...

vlapandr From: vlapandr Date: November 1st, 2008 07:02 pm (UTC) (Link)
Вы меня простите, но сострадание - оно и есть сострадание.
И тот, кто действительно сострадает, сострадает не из-каких либо побуждений или с какой-либо целью, а потому что так устроен.

Недавно в одном из буддийских сообществ двое продвинутых адептов учения дискутировали по поводу милостыни. Не помню, о чём конкретно шла речь, но смысл был в том, что подавать нужно как-то по-особому, осознанно, тогда милостыня зачтётся в накапливаемые буддийские заслуги. Мама родная...

Я предпочитаю просто подавать. И сострадание в себе не выращиваю и не воспитываю - либо есть оно от природы, либо нет его. В первом случае важно не дать себе очерстветь. Во втором - научиться вести себя по-человечески, пусть и не чувствуя ничего, но хотя бы понимая, на чём основано общество.
kotoshka From: kotoshka Date: November 1st, 2008 06:38 pm (UTC) (Link)
И мои пять копеек.
Сострадание абстрактное я называю "плач Ярославны" -красиво, но недейственно, на ветер. Может быть, неправа, но сострадать, не имея возможности помочь реально - бессмысленно.
Включаюсь только, если есть что-то в зоне "моей ответственности".
vlapandr From: vlapandr Date: November 1st, 2008 07:06 pm (UTC) (Link)
Сострадание не обусловлено каким-либо смыслом: либо оно есть, либо его нет. О показном сострадании речи не было. Разговор о снятии внутренних противоречий.
adary From: adary Date: November 1st, 2008 09:57 pm (UTC) (Link)
Может, здесь должна идти речь не о состродании, а о стыде? Например, если я выкидываю кусок хлеба, мне всегда становится стыдно - ведь кто-то в это время голодает. Если тебе хорошо, а кому-то плохо, то всегда появляется какое-то чувство стыда, стеснения, желания помочь.
А сострадание - оно все-таки для близких.
Наверное, мне еще светлеть и светлеть :)
vlapandr From: vlapandr Date: November 2nd, 2008 09:31 am (UTC) (Link)
Наверное, мне еще светлеть и светлеть :)
Мне тоже:)
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: November 2nd, 2008 03:01 pm (UTC) (Link)

Re: всего лишь моё мнение.

Служение людям - отдельная тема. Спасибо, что напомнили. Надо будет поговорить подробнее.
s0no From: s0no Date: November 2nd, 2008 08:04 am (UTC) (Link)
Володя, все не так просто. Люди иногда страдают на ровном месте из-за такой ерунды, которая для меня вообще не значима. Из-за комплексов. Вот, например, девочка страдает, что у нее толстые ноги. Хотя они вполне нормальные. Вы будете ей сострадать? А тем, кому не хватает на новый Мерседес, что доставляет им ужасные мучения. Им будете? Нет? Значит, вы уже начинаете классифицировать чужие страдания и свои сострадания. Это - даю, этому - не даю. При чем здесь просветление?
vlapandr From: vlapandr Date: November 2nd, 2008 09:11 am (UTC) (Link)
Я не могу сказать, кому я буду сострадать, а кому нет, поскольку чувство иррационально и не подвластно классификации. Всё зависит от того, насколько вживаешься в состояние человека, о котором думаешь. Вряд ли я буду как-то сочувствовать тому, кто сам причиняет страдания людям. Скажем, террористу, который безутешен оттого, что его планы сорвались. Или пойманному маньяку. Хотя бывают вещи, неожиданные для самого себя.
vah1 From: vah1 Date: November 2nd, 2008 04:27 pm (UTC) (Link)
хорошо.
targut From: targut Date: November 2nd, 2008 08:30 pm (UTC) (Link)
умница
chugaylo From: chugaylo Date: November 2nd, 2008 10:24 pm (UTC) (Link)
Очень доходчиво вы объяснили, спасибо!

Камеру жалко! Сочувствую!
vlapandr From: vlapandr Date: November 3rd, 2008 06:27 am (UTC) (Link)
Мне жалко не камеру, а те снимки, которые могли быть здесь: в Корее - золотая осень...
cheslavkon From: cheslavkon Date: November 3rd, 2008 09:35 am (UTC) (Link)
Вряд ли я буду как-то сочувствовать тому, кто сам причиняет страдания людям. Скажем, террористу, который безутешен оттого, что его планы сорвались. Или пойманному маньяку.

И всё-таки Вы ушли от прямого ответа. В этом комментарии Вы говорите о тех, кому не станете сострадать, зная, кто они.
Но если Вы не знаете что это за челвек, а присущая Вам черта Вашего характера, или что-то другое, вызывают в Вас состраддание, то помимо своей воли Вы будете сострадать!
А потом?
vlapandr From: vlapandr Date: November 3rd, 2008 02:51 pm (UTC) (Link)
Давайте по порядку:

Я написал следующее: одно дело - разум, в основной мере диктующий этические установки, а другое - то врождённое, что делает человека "человеком сострадающим", как Вы совершенно точно выразились. Вероятно, услышав стенания, я невольно проникнусь состраданием, но затем мой разум возведёт барьер между мной и страдающим негодяем.

Вы ответили:зачастую в себе-то не можем разобраться, а уж чужие страдания и мысли - вообще "тёмный лес".
Но первоначальный сигнал:"Горе!" если воспринимает человек с подобающей случаю собственной болью, то это - человек, он способен разобраться в истинности страданий человека, вызвавшего у него СОСТРАДАНИЕ.


Для меня ключевым словом у Вас явилось "первоначальный". Сначала я предположил, что, согласно Вашей идее, человек может разобраться умом в причинах страдания, на которое отреагировало, скажем так, сердце. Именно об этом я писал выше, поэтому предположил, что Ваш ответ - выражение согласия.

Теперь вижу, что нет. Вы написали "в истинности страданий". Это слово можно понимать двояко. Ваша идея в том, что настоящий человек всегда разберётся, обманывают его или нет? Или в том, что настоящий человек изначально не будет сострадать тому, кто не заслуживает сострадания?
de_jarden From: de_jarden Date: November 3rd, 2008 09:52 am (UTC) (Link)
но ведь рано или поздно всё равно любое сострадание "заканчивается", т.е вы забываете о том, чем оно было вызвано. или это отходит на 5-й план. и тогда вы уже как будто и не сострадаете.
или же у вас оно перетекает в другое? по другому случаю? и выходит "бесконечное" сострадание?

vlapandr From: vlapandr Date: November 3rd, 2008 03:03 pm (UTC) (Link)
Да, выходит бесконечное сострадание. И оно накапливается внутри. Человеческая психика имеет свойство разными способами защищать себя. У одних людей боль вытесняется радостью, и в душе наступает покой. У других внутри страдание и радость существуют нераздельно, и тогда возникает ощущение полноты жизни.
samakatka From: samakatka Date: November 3rd, 2008 06:35 pm (UTC) (Link)
Очень хорошо Вы написали.
Я, хоть и не буддистка, а вообще не пойми кто, очень похоже чувствую.
From: tara_white Date: November 5th, 2008 12:52 am (UTC) (Link)
можно сколько угодно размышлять о сострадании, строить концепции и говорить - вот так я понимаю буддизм... но пока человек не поймёт взаимосвязи себя и окружающего, его "со-страдание" будет лишь страданием вместе. а это никому не нужно.
сострадание есть процесс вовлечения себя в процесс страдания другим человеком (существом), трансформацией этого страдания в радость и выход из этого процесса.

да, Вы правы, часто люди под действием желания освобождения от личных страданий пытаются делать техники без их осознания, что приводит к ужасающим последствиям...
vlapandr From: vlapandr Date: November 5th, 2008 05:49 pm (UTC) (Link)
Человек, о котором идёт речь, сострадает не по причине того, что это кому-то нужно, а потому что не может не сострадать. Понимание взаимосвязи себя и окружающего отношения к этому не имеет.
kortan From: kortan Date: October 24th, 2009 08:52 am (UTC) (Link)
Прочитала Ваше понимание. Теперь я немного подумаю.
На этой недели посчастливилось увидеть по Культуре передачу о Померанце и Миркиной. Я у себя в ЖЖ чуть-чуть под впечатлением об этом написала. Мне дали ссылку на передачу с Померанцем. Будет время, посмотрите. Интересно, что Вы думаете о единстве религий.
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/434883.html
Для достижения понимания себя в этом мире необходим свой собственный опыт. У каждого он свой...
Ой, сейчас я заблужусь в рассуждениях. Я позже к Вам зайду.
vlapandr From: vlapandr Date: October 24th, 2009 01:15 pm (UTC) (Link)
А Вы все четыре текста о буддизме посмотрели? Спасибо за ссылку. Очень интересно. Человек замечательный. О единстве религий я думаю то же, что и о единстве языков. На каком-то из них человек мыслит, другие изучает, постигая таким образом суть мышления, но вряд ли нужно создавать искусственные языки типа эсперанто.
ayuthaya From: ayuthaya Date: September 24th, 2010 05:40 am (UTC) (Link)
Спасибо за этот пост... мне кажется я примерно также понимаю буддизм. И заодно задумалась...
Не знаю насколько это попадет именно в религиозную точку зрения. Но например в айкидо считается что мир един и причиняя боль другому человеку мы как бы причиняем боль и себе тоже - потому что все люди связаны между собой. Это очень интересно и похоже что вообще характерно для Юго - Восточной Азии.
Только что подумала что под этим подразумевается какое то "коллективное сознание" о котором в учебниках по бизнесу говорят как антиподе "европейского "индивидуализма". А ведь пожалуй за этим понятием очень много всего скрывается.
vlapandr From: vlapandr Date: September 30th, 2010 09:04 am (UTC) (Link)

Не только это

Спасибо за комментарий, но хочу оговориться, что это только один аспект моего понимания буддизма. Представить себе человечество как единую сущность не слищком сложно. Я у себя в повести, ссылка на которую в профиле, цитировал отрывок из лекции, прочитанной как-то давно представителям "братвы".:) Особых вопросов у них не возникло:

Если отвлечься от чувственных образов, то вещество можно рассматривать как структурированную энергию, интерференцию электромагнитных полей. Эти поля, в свою очередь, также являются продуктом ассоциативного мышления. Таким образом, единственной реальностью является единое, безграничное Сознание — Брахман, в то время как индивидуальное психическое начало — Атман — может, как капля с Океаном, слиться с Брахманом, осознав, что уже является им, и это будет избавление от страданий, а чтобы это произошло, следует избавиться от субъектно-объектного восприятия и дискурсивного мышления. Иначе говоря, человек должен проснуться и обнаружить, что все образы мира, подобно сновидениям, были у него в сознании, — а значит, он и есть Бог. И не то чтобы он был Богом, а все остальные нет, а так, что и он, и кто-то другой, и все мы — Бог.

То, о чём Вы написали, скорее относится к социальному поведению, обусловленному традиционной этикой, которая действительно лишь отчасти связана с верой. Главная же задача - не просто представить себе на умозрительном уровне, что мир един, или принять эту идею не уровне этики, а ясно ощутить это. Не только вывести для себя концепцию Абсолюта, а стать с ним одним целым.

Вот ещё на эту тему:
http://vlapandr.livejournal.com/41957.html
50 comments or Leave a comment