?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Не лицедействуй - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Не лицедействуй
Друзья, хочу в очередной раз заметить:  если у вас не работает плейер, лучше этот текст не читать, поскольку он написан под впечатлением записи, которую я предлагаю послушать, и без неё не имеет смысла. 

Однажды в центре города Тэгу я наблюдал, как дружелюбно беседовали друг с другом протестантский проповедник и буддийский монах. Не может не восхищать страна, где мирно уживаются буддизм, католицизм, протестанство, конфуцианство и шаманизм. Где традиции переплетаются одна с другой. Где я в толпе поднимаюсь на вершину горы Пальгонсан, чтобы поклониться древнему изваянию Будды, и встречаю любопытно-приветливые взгляды, никогда не ощущая отчуждения.

 

К христианству у меня отношение сложное: вижу в нём слишком слишком много противоречий для себя, каковых не нахожу в буддийской доктрине. Поэтому и в Петербурге предпочитаю посещать дацан Гунзэчойнэй, испытывая при этом, однако, несколько смешанные чувства, поскольку, как это ни странно, в корейских горах  чувствую себя чужим гораздо в меньшей степени, чем в буддийском храме родного города...
 


Храм красив. Оттого уже само пребывание рядом с ним приводит ум в состояние безмятежного покоя.



Кроме того, во дворе очень свежий воздух, что сразу отметили мои дети. Вероятно, это потому что повсюду на деревьях висят флаги с мантрами - лунгта, что в переводе с тибетского означает "конь ветра". У того, кто подышал таким воздухом, непременно должно появиться желание отправиться с новыми силами и чистыми мыслями вокруг храма, крутя по пути молитвенные барабаны - и зарабатывая тем благие заслуги.



А ещё хотелось бы верить, что хорошую карму обретает даже тот, кто, не имея никакого понятия об различиях между учением школы Гелугпа и учением школы Карма Кагью, приходит в дацан просто для того, чтобы попробовать божественное бурятское блюдо, которое называется бууза. Кто знает, возможно, если повара особенно постараются, то после такой тарелочки можно достичь и Просветления...

Но увы!

Если бы всё было так просто, вряд ли произошла бы здесь в новогоднюю ночь уже известная всем печальная история.

Собственно, никто и не утверждает, что всё просто. В отличие от тех, кто считает, что для того, чтобы попасть в рай, достаточно уверовать, ламаисты выполняют сложные практики. Тем не менее, при всём моём почтительном отношении к ламаизму и дацану Гунзэчойнэй, мне трудно относиться к этим практикам иначе, чем к атрибутам всё той же веры.

Да, разумом я всецело принимаю буддийскую философию, но то, что многообразные ритуалы поклонений, подношений и распевания мантр - и есть способ достижения искомого освобождения сознания, вызывает у меня сомнения, поскольку очевидно, что ритуалы эти, как мне кажется, не вытекают непосредственно из учения Гаутамы, а заимствованы из добуддийских верований. Достиг ли кто-нибудь с их помощью Освобождения - тоже вопрос веры.

Сразу оговорюсь: милые верующие, я много раз слышал о том, что всё есть вопрос терминологии и что ламаистские практики представляют собой механизм "изживания эго", "настройки сознания", "очищения ума" - не стоит терять время на повторение этих словосочетаний. Я прожил несколько лет в Корее и склонен считать, что обряды поклонения духам основаны не на осознанной необходимости какой-либо "настройки", а на реальной вере в духов, свойственной даже тамошним христианам.



А вы? Вы действительно верите в духа местности, которому, согласно ламаистскому ритуалу, следует сделать подношение? Или убеждаете себя в том, что верите? Если последнее - честны ли вы по отношению к себе? Не лицедействуете ли?

Испытываете ли вы искреннее почтение к Защитнику Учения Махакале?
Или делаете вид, что испытываете?



Если же духи для вас - "проекции сознания", то стоит ли тратить время на поклонения и подношения им, если вы достигли понимания, что это лишь проекции вашего сознания? Исполнял ли эти обряды Гаутама? А Бодхидхарма?

...Возможно, всё было бы иначе, если бы я воспитывался в той культуре, частью которой является синкретичная ламаистская мифология, отражённая в упомянутых ритуалах. В этом случае моя вера, основой которой были бы глубокие эмоциональные переживания, не требовала бы никаких интеллектуальных доказательств, и я, приходя в дацан, чувствовал бы себя дома, а не в гостях.

Но с детства меня, как и многих, читающих эти строки, окружали - проникая по крупицам в сознание через обороты языка, фольклор, книги, картины, музыку и многое другое - знаки иной духовной культуры. И даже не приемля разумом её этику и мифологию, сердцем я принадлежу ей, отчего сжимает горло спазмом пронзительное "Савл, Савл! Что ты гонишь меня?" - и отчего не требует доказательств истина, которая заключается для меня в одной ноте, в одном лишь звуке, которого не стоят тома проповедей...



Жизнь в Корее научила меня тому, что нет никакого противоречия в том, чтобы мыслями пребывать в одной традиции, а чувствами - в другой. А вот лгать себе, притворяться, лицедействовать - то ли для того, чтобы ощутить свою значимость, то ли, чтобы не походить на других - и безнравственно, и бесполезно. Поэтому - будь что будет!

Tags: , , , , , ,

64 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
next_tomahawk From: next_tomahawk Date: January 15th, 2009 10:45 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Прочитал ваш пост и понял, что нужно поблагодарить. Что-то затронул он в сознании неуловимое))
vlapandr From: vlapandr Date: January 15th, 2009 10:55 pm (UTC) (Link)
Вам спасибо!
А пение послушали?
upita From: upita Date: January 16th, 2009 02:02 am (UTC) (Link)
Спасибо за пост и за запись
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 08:09 am (UTC) (Link)
Зашёл к Вам и тоже порадовался:)
macroantropolog From: macroantropolog Date: January 16th, 2009 06:14 am (UTC) (Link)
Да, меня тоже эта тема волнует. Сохраню ваш пост!
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 07:38 am (UTC) (Link)
Ну, значит, не зря писал:)
k_a_m_a From: k_a_m_a Date: January 16th, 2009 07:33 am (UTC) (Link)
>как это ни странно, в корейских горах чувствую себя чужим гораздо в меньшей степени, чем в буддийском храме родного города...
Ничего странного, буддийский храм естественен в Корее, а не в Петербурге, он чужероден, и Вы не можете, являясь жителем Петербурга, чувствовать себя там естественно. Когда вы живёте в Корее, вы проникаетесь местом и традицией, тем более что вам не говорят : "ты чужой, уезжай обратно", и вы просто принимаете то что естественно для вашего места пребывания, как вы естественны в приятии Кореи там, так же вы естественны в неприятии буддийского храма тут.)
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 08:08 am (UTC) (Link)
Возможно, Вы правы, хотя хотелось бы поспорить. Поскольку Петербург с петровских времён был интернациональным городом, он столь же многоконфессионален, сколь и Корея. У нас есть православные храмы, католические, лютеранские, мечеть и синагога. Чужеродность здесь обусловлена принадлежностью человека к той или иной вере. Скорее, я не могу ощутить своими ламаистские обряды, и в Улан-Удэ чувствовал бы себя точно так же, как и в дацане, хотя и мечтаю съездить к Хамбо Ламе Итигэлову.
00000001 From: 00000001 Date: January 16th, 2009 10:21 am (UTC) (Link)
***А вы? Вы действительно верите в духа местности, которому, согласно ламаистскому ритуалу, следует сделать подношение?

Да, я в действительности понимаю, что так же как мое сознание ассоциирует себя с моим телом, схватывая это пространство умом, цепляясь за него , охраняя его и страдая от того, что это пространство кто-то нарушает, точно так же и сознания других существ могут схватывать местности, время, другие явления умом и ассоциировать себя с этим объектом, местностью или явлением.
Точно так же как я , охраняя свое тело, буду действовать . точно так же будет действовать и другой "человек", охраняя свое тело-местность.
Поэтому я стараюсь проявлять уважение к тому,ч то возмжно в этой местности есть дух и он считает эту местность если не своим телом, так своим домом. Ведь сознание не обязательно должно принимать форму человеческого тела.
Если есть животные, то почему бы не быть духам местности?


**Испытываете ли вы искреннее почтение к Защитнику Учения Махакале?
Или делаете вид, что испытываете?

Нет. С Махакалой я не чувствую никакой связи.

**Если же духи для вас - "проекции сознания", то стоит ли тратить время на поклонения и подношения им, если вы достигли понимания, что это лишь проекции вашего сознания? Исполнял ли эти обряды Гаутама? А Бодхидхарма?

Мы делаем подношения не ради поклонения, а для умиротворения и из сострадания и уважения к чужому пространству.
Принцип , которого должен придерживаться практикующий это уважать чужое измерение, уважать чужие ограничения, и не причинять лишних беспокойств и тем более вреда.

Хотя все проекции нашего ума, но живые существа не узнавая это как проекции страдают , и страдание ими видится как реальное.
Поэтому мы умировторяем разгневавшихся духов, как умиротворяют разгневаных людей, что бы они не чинили препятствий другим людям или не создавали препяствий для практики.
делаем подношения из сострадания, что бы дать им то.ч его они желают и без чего страдают. И хотя бы временно облегчить им страдания, а так же возможно обратить их умы к учению в этот момент , когда их ум умиротворен и успокоен.
И так же просто приходят в новую местность, из уважения к чужому пространству, мы делаем подношение. ну как вы приходите к кому-то домой и не ведете себя там по хамски, так же и тут.


vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 08:08 pm (UTC) (Link)
Спасибо за подробный ответ, Улита Юрьевна. Я тоже верю в духов.
From: ascotte Date: January 16th, 2009 10:31 am (UTC) (Link)
просто ВЕЛИКОЛЕПНОЕ, очищающее пение.......
я впечатлен... спасибо, за текст и ОСОБЕННО за ссылку на пение...
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 09:20 pm (UTC) (Link)
Об этом и речь.
Спасибо!
cheslavkon From: cheslavkon Date: January 16th, 2009 11:25 am (UTC) (Link)
"Кто знает, возможно, если повара особенно постараются, то после такой тарелочки можно достичь и Просветления... "

Может, Просветления я бы и не добился( наверное, не из той породы), а вот ожирения - запросто можно достичь, не на умозаключеннии основано.
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 08:01 pm (UTC) (Link)
Это блюдо сочное, но не жирное.
brennoe_telo From: brennoe_telo Date: January 16th, 2009 01:16 pm (UTC) (Link)
Спасибо за интересный рассказ! Совпал с моими вчерашними мыслями по поводу посещения буддийского храма здесь, в Лондоне, и пролил свет на необъяснимое смятение в душе по этому поводу.
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 09:48 pm (UTC) (Link)
Вот ведь как бывает! Идёшь за успокоением, а выходишь в смятении :)
ramsh From: ramsh Date: January 16th, 2009 01:28 pm (UTC) (Link)
Одинаково впечатляет и пение мантр, и православные богослужения. А так все верно - Далай-Лама говорит, что постигнуть учение - значит прежде всего постигнуть свою традицию
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 10:09 pm (UTC) (Link)
А вот какое "своё" в Корее, если там соседствуют пять традиций? Несколько тысяч лет и конфуцианству, и буддизму; три сотни лет назад появилось христианство... У меня есть студенты, родители которых принадлежат к разным вероисповеданиям - какое для них своё? Самая древняя религия - шаманизм, так может быть, для корейцев он и есть родная традиция?
Кстати, и у нас есть неоязыческие движения, представители которых утверждают, что христианство чуждо русскому народу.
Это сложный вопрос, и я говорил не о самой христианской традиции, а о культуре, проникнутой ею.

tar_ba_gan From: tar_ba_gan Date: January 16th, 2009 02:18 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, что в гипотетическом корейском буддийском храме в Петербурге вы бы тоже чувствовали более чужим, чем в храме в Корее, так как в "чужих" местах храмы автоматически становятся не в последнюю очередь центрами соответствующих диаспор, а не центрами для всех и каждого, как на родине соответствующей религиозной школы. Увы, увы.

Вопросы о том, практиковал ли Будда некую форму текущих практик тибетского буддизхма в бурятском изводе -- ИМХО провокационны. Совершенно аналогичным образом можно поставить этот вопрос в христианский контекст, где из Евангелий ИМХО не напрямую, а после значительных осмысляющих Писание работ последователей, донесших до нас учение Христа, следует в полном объеме существующая сегодня непростая обрядность и другие особенности функционирования христианской церкви.

Все это конечно глубокое ИМХО, может я и неправ.
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 10:32 pm (UTC) (Link)
Вы совершенно правы.
sergioblog From: sergioblog Date: January 16th, 2009 03:06 pm (UTC) (Link)
Т.е. вы считаете что практики и ритуалы бесполезны для того кто хочет "дойти умом"? (ведь именно такой путь предполагается)

Я всегда считал, хоть и не разбирался в этом подробно, что это и есть некая настройка, подготовка (на подсознательном уровне).
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 10:30 pm (UTC) (Link)
Вся вторая половина моего поста и посвящена Вашему вопросу.
lungrig From: lungrig Date: January 16th, 2009 05:10 pm (UTC) (Link)
да, есть такое... я, помню, сперва вообще не понимал что значит подношение, простирание и зачем это все. в моей культуре, если ты приходишь к кому-нибудь учиться, ты с ним здороваешься за руку и уважительно киваешь - никак не "бьешь челом" и от тебя не требуется что-либо "подносить".
я не понимал символики учения - что за лотос? для меня это никак не символ чистоты. я его в глаза не видел этот лотос. что за зонт? рыбы?
почему для очищения именно мантра ваджрасаттвы, а для сострадания - авалокитешвары? что такое вообще прибежище? ничего подобного нет в моей культуре... и так далее - список длинный.
т.е. абсолютно не мой архетип, если так можно выразится.

потом как-то в дацан приехал один лама и давал там учения. познакомился, пообщался. и в дацане и вне дацана - т.е. какое-то время провел с этим учителем, понаблюдал. самая важная деталь - лама этот европеец (при этом тулку - перерожденец одного тибетского практика)(да, и это не оле нидал :))). и вот парадокс - абсолютно европейское поведение и европейские ценности, европейское отношение к жизни и при этом я лично почувствовал в нем силу сострадания и мудрости. очень поразило поведение - никакого "слащавого сострадания". при необходимости - очень жесткая реакция, на первый взгляд бескомпромиссная реакция. по прошествии времени только понимаешь, как он был прав!!!

в общем, вывод я сделал такой для себя: хоть я не понимаю кучу вещей, но передо мной стоит живой пример того, как можно духовно развиться, используя методы тибетского буддизма. т.е. эти методы работают. если так, то буду практиковать.

сейчас я многого все также не понимаю. понимаю только то, что практикую. а только это мне и надо.

кстати, как вы относитесь к работам торчинова?
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 10:24 pm (UTC) (Link)
С буддийской символикой я немного знаком. Что касается ламы-европейца, то Вы меня простите, но то, что он - тулку, известно с чьих-то слов, не правда ли?
Я видел немало самоотверженных и мудрых людей, которые при этом не были знакомы с тибетским буддизмом - и для того, чтобы следовать их примеру, не нужно исполнять обряды, в эффективность которых предлагается поверить на слово.
К Торчинову я отношусь с глубоким уважением и не думаю, что к его работам можно относиться по-разному.
(Deleted comment)
sergi From: sergi Date: January 16th, 2009 06:49 pm (UTC) (Link)
Хороший пост. Красиво написан. И правдиво, это прекрасно. И будучи с вами рядом я бы с удовольствием мирно подискутировал на данную тему, где-нибудь за чашечкой ароматного зеленого чая. Но по инету так не побеседуешь, а потому...молчание лучший ответ. Пусть каждому по вере его, пусть каждому по пониманию его.
vlapandr From: vlapandr Date: January 16th, 2009 10:25 pm (UTC) (Link)
Даст Бог - подискутируем :)
strong108 From: strong108 Date: January 17th, 2009 11:02 am (UTC) (Link)
"ЕДИНСТВО ДЗОГЧЕН И АДВАЙТА ВЕДАНТЫ, - безжалостное разрушение догм в области Буддизма".
http://sankara.narod.ru/dzogadva.htm
vlapandr From: vlapandr Date: January 18th, 2009 09:29 pm (UTC) (Link)
Спасибо. А что Вы хотели бы выделить из этой статьи применительно к моему тексту?
steinun From: steinun Date: January 21st, 2009 01:04 pm (UTC) (Link)
Наконец-то прочитала Ваш пост и послушала музыку.
Ощущение силы, широты.
В любом храме присутствуют люди, прихожане и служители, которые влияют на атмосферу этого места. Люди разные и восприятие тоже.
vlapandr From: vlapandr Date: January 25th, 2009 10:55 pm (UTC) (Link)
Как-то я в дацане отмечал вместе с верующими Буддийский Новый год. И слова, с которыми лама обратился к присутствующим, и ритуал, и внимание прихожан друг к другу - всё вызывало радость и чувство сопричастности происходящему. А стоило сейчас прочитать программу ритрита - не моё.
64 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]