?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Об учителях и учениках - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Об учителях и учениках
В последнее время стараюсь писать реже: в голове сплошь рабочие да творческие планы. Ждут на полке своего часа романы на английском и французском, ждут учебники корейского... А тут ещё один соблазн появился: как послушаю что-нибудь вроде Stirb Nicht Vor Mir, так и хочется засесть за немецкий. Правду сказать, и на русском слишком много ещё не прочитано, да и самому хочется, наконец, сочинить что-нибудь приличное. Поэтому, перефразируя Крылова, могу сказать: бывает грустно мне, но скучно не бывает.



Так было и в минувший понедельник, когда вечером я сидел у себя в кабинете. Накануне завершился чусок - праздник урожая, но так как большая часть его пришлась на выходные, администрация университета добавила к ним ещё один день. И поэтому студенты продолжали веселиться, а я сидел один у себя в кабинете. И мне было грустно...



Но нашлись добрые люди!



Подобрали...



Обогрели...

Стало веселее... И за это спасибо студентам!
А позвонил домой - оказалось, жена с детьми тоже отмечают праздник, только День учителя. Во-первых, потому что дети в школе учатся, а во-вторых, потому что папка немало лет у школьной доски стоял, да и теперь не упускает случая посеять разумное, доброе, вечное: то перед иностранными студентами пышную речь произнесёт, то в ЖЖ что-нибудь вдохновенное напишет.

Правда, пойди я сейчас в школу, наверное, мне было бы трудно найти, о чём говорить и чему учить. Сначала я, конечно, выяснил бы, что детишек интересует, чем они дышат и каким видят мир. И если бы оказалось, что чей-то мир тесен, убог и агрессивен, постарался бы показать, что он гораздо просторнее, богаче и добрее - во всяком случае не такой простой, как тот, что они себе воображают. И если бы оказалось, что чей-то мир сплошь населён добрыми людьми, а будущее без всяких сомнений прекрасно - попробовал бы осторожно убедить ребёнка в том, что он должен уметь защитить свой прекрасный мир от тех, кто попытается его украсть, разрушить... А ещё попытался бы доказать правоту старой истины, гласящей, что жизнь продолжается, потому что все люди разные. И каждый может чему-то научить другого. А значит главное - жить в согласии.

Получилось бы? А вот уж не знаю. Возможно, ответом было бы дружное "ГЫ-ГЫ-ГЫ".
И мне пришлось бы уйти в отшельники и заняться фотографированием букашек.
Типа:



Тем более, добавлю, что, как всякий знает, важно не только что говорить, но и как говорить - а я склонен к сентиментальному пафосу и морализированию, хотя самому мне кажется, что это тонкая самоирония. Взять тот же ЖЖ. Последний пост, например. Наверное, увидел читатель высокопарный заголовок - так и под кат заглядывать не стал. И правильно. Ведь надо было проще, человечнее. Не то, чтобы матерком подпустить, но, к примеру, так: "Тоскую, мужики, по любимой жене; вот сижу, щёлкаю клавишами и чувствую себя, как тот привязанный вампир из клипа, который орёт: "Не умирай раньше меня!" А посмотреть с другой стороны, так ведь и Rammstein не поёт прямо что-нибудь типа "люблю тебя, приди ко мне" - а вампира какого-то придумали для иносказания. А к иносказанию прибегли для свежести и пущей выразительности.

А почему бы и нет? Вспомнилось написанное недавно одному сетевому рецензенту:
"Автор доверяет читателю, создавая текст, предполагающий наличие скрытых смыслов - отчего читатель в данном случае не доверяет автору?"

Мне хотелось бы, дорогие друзья, писать тексты, которые можно было бы толковать тысячью разных способов, и эти толкования не были бы произвольными, а действительно соответствовали бы содержанию. Но главное - чтобы читатель сам находил эти невидимые смыслы. Что представлял бы собой идеальный в этом смысле текст - так сказать, конечный результат опыта? Тут речь уже не о намёках, не об иносказании, не об Эзоповом языке - о способе постижения мира. Это цель.

А возвращаясь к школьным учителям, скажу просто: перед теми, кто работает в школе в нынешнее время - не халтурит, а действительно работает - преклоняюсь. Это действительно герои. И будь я президентом, сделал бы всё возможное, чтобы эта профессия стала самой уважаемой и достойно оплачиваемой.

Ибо...



Чайф. Псы с городских окраин.

Tags: , , ,

24 comments or Leave a comment
Comments
sergi From: sergi Date: October 7th, 2009 08:34 pm (UTC) (Link)
Всегда затрудняюсь написать комментарий к вашим постам. Они меня трогают до глубины души. Но перед тем как о чем-то написать, думаешь, а кто я такой, не буду ли слишком высокопарным или напротив панибратским. Поэтому почти всегда отвечаю "прекрасный пост". Но это не просто отмазка, написал и забыл. Это чистосердечное благодарность за посты и уважение к автору.
Спасибо!
Пусть Вам не будет слишком одиноко и легкая грусть никогда не станет глубокой!
vlapandr From: vlapandr Date: October 8th, 2009 03:50 am (UTC) (Link)
Спасибо, voodya! Пишите и ни о чём не беспокойтесь! У нас с Вами давнишняя телепатическая связь :) Точно так же читаю Ваши записи. Кстати, до слёз тронул Джонни Кэш - хотел написать по этому поводу, но не нашёл слов: настолько там всё было самодостаточно.
...А в голову, между тем, уже лезет мысль о следующем посте: про комменты...))
annok From: annok Date: October 7th, 2009 09:04 pm (UTC) (Link)
классное описание праздника, душевный лытбыр если можно так сказать
vlapandr From: vlapandr Date: October 8th, 2009 09:22 am (UTC) (Link)
Описание праздника позаимствовано у Ипполита:)
arbogast From: arbogast Date: October 7th, 2009 10:17 pm (UTC) (Link)
Да, множественность возможных толкований текста умножает и понимающего читателя.
vlapandr From: vlapandr Date: October 8th, 2009 03:56 am (UTC) (Link)
Хорошо сказано.
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: October 8th, 2009 09:08 am (UTC) (Link)
Спасибо!)
Только терпения всё-таки нужно пожелать нашим школьным учителям. Мне-то грех жаловаться...
steinun From: steinun Date: October 8th, 2009 08:22 am (UTC) (Link)
Не надо быть проще, надо быть собой.
Вам нужно, чтобы Вас поняли абсолютно все?
vlapandr From: vlapandr Date: October 8th, 2009 09:28 am (UTC) (Link)
Издержки профессии. Мало того, что не говорим, а вещаем - ещё и хотим, чтобы все внимали:)
А если серьёзно, то всё равно издержки профессии: считается, что если кто-то не понял, то это не его вина, а того, кто объяснял.
steinun From: steinun Date: October 8th, 2009 09:54 am (UTC) (Link)
Известное утверждение: Когда готов ученик, появляется учитель.
Кто готов, тот возьмет, поймет и научится.
chugaylo From: chugaylo Date: October 8th, 2009 08:38 am (UTC) (Link)
Честно сказать, не представляю, как можно справляться с подростками, не желающими учиться, а таких наверняка бывает в каждом классе. Тяжелая это профессия - учитель!
vlapandr From: vlapandr Date: October 8th, 2009 09:20 am (UTC) (Link)
Помню, пришёл как-то в отдел кадров РОНО. Стоят две очереди. В одной - учителя, устраивающиеся на работу: красивые, статные, вежливые, улыбчивые, в глазах - вера в то, что уж они-то знают, как надо... В другой - увольняющиеся: сердитые, скособоченные, мелко подёргивающиеся, со сбитыми причёсками, в глазах - подозрительность и нездоровый блеск...
chugaylo From: chugaylo Date: October 8th, 2009 05:32 pm (UTC) (Link)
Очень символично! Слышал, что во Франции учителям после определенного стажа дают годичный отпуск - восстановить психику.
vlapandr From: vlapandr Date: October 8th, 2009 06:24 pm (UTC) (Link)
Не знаю, правда или нет, но я слышал, что в Германии после 12 лет работы в школе человек не имеет права давать показания в суде.
chugaylo From: chugaylo Date: October 8th, 2009 06:45 pm (UTC) (Link)
Чем это мотивировалось?
vlapandr From: vlapandr Date: October 9th, 2009 06:26 am (UTC) (Link)
Предполагаемой неадекватностью свидетеля :)
Но всё-таки, как мне кажется, это шутка...
chugaylo From: chugaylo Date: October 9th, 2009 08:55 pm (UTC) (Link)
Учитель традиционно считается человеком авторитетным, заслуживающим доверия, поэтому больше похоже на шутку. А вот свидельские показания на своих учеников не давать - это может быть, тут учитель как священник - не может разглашать тайну исповеди=)))
platina_ru From: platina_ru Date: October 8th, 2009 09:12 am (UTC) (Link)
На фоне праздников грусть становится ярче и сильнее. Почему-то :(
Но слава Богу, что и она испаряется, уходит в небытие, уступая место радости и счастью.
Про школьных учителей - согласна, присоединяюсь в преклонении!
vlapandr From: vlapandr Date: October 9th, 2009 06:32 am (UTC) (Link)
Про грусть я добавил, конечно, для красного словца. Одиночество меня нисколько не тяготит, поскольку в мыслях я всегда с любимой семьёй, а грустно мне становится, когда читаю в Интернете новости.
vera_56 From: vera_56 Date: October 8th, 2009 05:02 pm (UTC) (Link)
Думала-думала, как прокомментировать, и решила, что самая правильная фраза:"С прошедшим Днём Учителя!"
vlapandr From: vlapandr Date: October 8th, 2009 06:28 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
("Думала-думала, как прокомментировать" - очень тронуло:))
vera_56 From: vera_56 Date: October 8th, 2009 07:58 pm (UTC) (Link)
Сразу столько интересных моментов задето, что другой комментарий бы увёл в философию, а времени вобрез.
muzika_dogdia From: muzika_dogdia Date: October 20th, 2009 04:49 pm (UTC) (Link)
Симпатичные студенты и еда очень аппетитная. И вино, наверное, очень вкусное :)))
vlapandr From: vlapandr Date: October 20th, 2009 04:57 pm (UTC) (Link)
Да, студенты радуют, а корейская еда - это песня.
Пройдите у меня по тэгу "корейская кухня" - там много интересного...
24 comments or Leave a comment