Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Categories:

Буддизм и дальтонизм

В минувшее воскресенье вместе с коллегой из соседнего университета ездил в горный район Пальгонсан. Путешествие заняло несколько часов, говорили о разном; по причине, о которой я расскажу ниже, речь зашла и о дальтонизме. Как известно, некоторые из нас не различают цветовых оттенков, а часть людей и вовсе видит мир чёрно-белым. Явление это открыл Джон Дальтон в 1794 году. Для проверки цветоощущения существуют специальные таблицы, с которыми знаком всякий, кто проходил медосмотр в военкомате или сдавал экзамен на водительские права.

 

Некоторые хуже различают оттенки зелёного цвета. Их называют дейтеранопами.



Некоторые, как сам Дальтон, не видят красного. Их именуют протанопами.



Беда тут не только в том, что такие люди не могут совершать ночные прыжки с парашютом или водить машину. Главное - это неполное или искажённое восприятие картины мира. Представьте себе радугу в виде узкой бледно-жёлтой полосы. Все вокруг радуются, восхищаются, зовут друг друга посмотреть, а вы вглядываетесь в эту полосу и не понимаете, что в ней такого...



Или взять к примеру такое магическое явление, как живопись. Импрессионизм - это в чистом виде язык цветовых оттенков. И если вы дальтоник, Клод Моне для вас - та же бледная радуга, а о том, какую взрывную силу таят в себе картины Ренуара, вы можете только интуитивно догадываться.



"Цветовой слепотой" страдают почти исключительно мужчины, хотя передаётся он по материнской линии. Правда слово "страдают" употреблено здесь условно, как медицинский термин. Дальтоники бывают вполне счастливыми людьми. Они просто не знают, каким видят мир другие.



Хотя некоторые психологи утверждают, что дальтоники всё же склонны к депрессиям. Если это так, то причина такой склонности, наверное, не в том, что их мир скучнее или мрачнее, чем у остальных (ведь они об этом не догадываются), а в том, что они не могут не ощущать рассыпанных вокруг тайных знаков, указывающих на невидимую параллельную жизнь, и это ощущение бывает мучительным.



Разговор на тему цветовосприятия возник у нас в связи с посещением нескольких буддийских храмовых комплексов, расположенных на склонах Пальгонсана. Рассказывая коллеге об идее иллюзорности привычной картины мира, я вспомнил образ цветной мозаики, в виде которой когда-то мне представилась эта картина: синими камешками выложен один силуэт, красными, накладываясь на первый - другой; зелёными, переплетаясь с первым и вторым - третий; жёлтыми, пронизывая первые три - четвёртый. Пятая же фигура выложена разноцветными камешками, но чуть большего размера.



И так до бесконечности, потому что гамма существующих оттенков бесконечна и каждым из них можно обозначить нечто новое. И чтобы воспринять эту картину во всей её полноте, нужно обладать бесконечным вниманием и различать бесконечное многообразие палитры, с помощью которой создан мир. Доступно ли это смертному?



Когда мы с друзьями ещё в школе впервые разглядывали упомянутые выше таблицы - двое из нас вместо силуэта дерева ясно видели раскинувшую крылья птицу с длинной шеей. Оказалось, так и было задумано.

(Таблица 15. Нормальные трихроматы различают в верхней части таблицы две фигуры: круг слева и треугольник справа. Протанопы различают в верхней части таблицы два треугольника и в нижней части — квадрат, а дейтеранопы — вверху слева треугольник, а внизу — квадрат.)



Вот и мотив буддийского недеяния: меняешь что-то в одной фигуре - неизбежно разрушаешь при этом другую; срываешь листок с дерева - выдираешь перо из птичьего крыла. Многого не избежать, как ни старайся, хотя стараться, конечно, надо. Тем более, что со временем восприятие становится яснее. Может быть, потому что вглядываешься всё время в окружающее, хочешь увидеть... Радугу, например, я уже вижу. Хотя догадываюсь, что она всё-таки другая...

Tags: Южная Корея, буддизм, музыка, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments