?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Хотят ли звери на волю? - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Хотят ли звери на волю?
Побывал сегодня в прекрасном парке Тальсон, по периметру которого расположены клетки и вольеры с животными. Давно хотел туда съездить, так как животных очень люблю и до сих пор, будучи в родном городе, иногда хожу в зоопарк, а уж когда дети были маленькими, так он и вовсе был местом семейного паломничества. В то же время вид могучих зверей, томящихся в крохотных клетках, всегда вызывал у меня довольно болезненное чувство...

 

Поэтому, увидев тигра, вольготно расхаживающего по засыпанной песком и усаженной деревьями площадке, я искренне обрадовался и отдал дань тому уважению, которое оказывают корейцы своему национальному символу. Но увидев, что тигр и тут не знает покоя: без конца ищет выхода из замкнутого пространства, встаёт на задние лапы, трогает изображения своих собратьев на стене - я опять задумался над ставшим уже вечным вопросом...



Действительно ли звери томятся, мучаются, будучи лишёнными свободы, или мы просто переносим на них человеческие ощущения и переживания, а они на самом деле не осознают неволи? С другой стороны, они ведь и боли не осознают - но чувствуют её, страдают от неё. Так как же может не страдать тот же тигр, если в него природой заложено проходить в поисках пищи по сотне километров день? А слон? Неужели эта тоска только кажется мне?



Что на это можно возразить? Наверное то, что в неволе природные качества представителей фауны изменяются, на рефлекторном уровне закрепляется нечто новое... Например, ощущение, что уходить и чего-то искать не надо: здесь безопасно и регулярно кормят. Подтверждений такому предположению немало: сколько раз хозяева отпускали в лес выкормленных и ставших взрослыми животных, а те возвращались... Но ведь сбегают же из зоопарков звери, сбегают! Какая же территория им нужна, чтобы они чувствовали себя свободными? Или дело не в территории, а в самой необходимости выбора, которая одним индивидуумам присуща, а другим - нет? Ну, кто разбирается в зоологии?

Tags:

25 comments or Leave a comment
Comments
vera_56 From: vera_56 Date: November 6th, 2010 04:47 pm (UTC) (Link)
Философия. А хотим ли мы на волю? Или нам каждый день комфортно приходить и работать, работать, работать... Но по-другому построить свою жизнь не каждый умеет. За что работаем? За пищу и кров. Так и у зверей. Помните, как Крокодил Гена в мультике работал в зоопарке крокодилом? И в чём разница между ними и нами?
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 02:25 pm (UTC) (Link)

Так я о нас и говорю

Да, одни готовы работать на хозяина за пищу и кров, другие - сами хозяева - меняют мир вокруг себя, третьи готовы разменять в поисках удачи тысячи километров... Вот мне и хотелось бы узнать, насколько наше поведение обусловлено биологией. А то всё пытаемся обратить друг друга в свою веру - вместо того чтобы научиться сосуществовать.
agni_8 From: agni_8 Date: November 6th, 2010 05:10 pm (UTC) (Link)
Для меня единственное приемлемое решение - национальные парки (как в США или Африке). И звери на воле, и люди на них смотрят (из машин).
Когда-то в молодости недолгое время работала в ленинградском зоопарке. Жалко было зверей, очень. ((
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 01:58 pm (UTC) (Link)
Что касается животных, для меня это тоже единственное приемлемое решение.
melochka62 From: melochka62 Date: November 6th, 2010 05:23 pm (UTC) (Link)
А мне и в детстве не нравились зоопарки. Маленькие, дурно пахнущие клеточки, и совершенно уставшие и полусонные животные в них. Как-то уже тогда было желание то ли их отпустить на Волю, то ли самой поскорее выбраться на Волю. Как-то так ))
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 02:47 pm (UTC) (Link)
Но бывают зоопарки с большими клетками и вольерами. Как Вы к ним относитесь?
melochka62 From: melochka62 Date: November 7th, 2010 05:48 pm (UTC) (Link)
Клетка (даже Очень большая) и ограниченность пространства - это всегда НЕВОЛЯ! А мы в данном случае ограничиваем чью-то ВОЛЮ.
vianer From: vianer Date: November 6th, 2010 06:16 pm (UTC) (Link)
Сложный вопрос... С одной стороны: у животных в зоопарке явно меняется психика, замкнутое пространство - "не подарок" для них.
С другой: зоопарк - шанс продлить существование некоторых видов животных, которые должны были давно уж исчезнуть.
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 02:39 pm (UTC) (Link)
Да, но не так, согласитесь, чтобы они при этом страдали.
d_all From: d_all Date: November 6th, 2010 07:39 pm (UTC) (Link)
Не хожу в цирк и в зоопарк. Неволя неволе - рознь.
Хотя вот вчера смотрела по Зоо.ТВ ( Триколор) про маленькую пуму, у которой церебральный паралич, нарушение координации движений.
Ей сделали отдельный вольер, где нет острых углов и высоких препятствий. Мало того, ей постоянно подселяют котят: тигра, пумы. Потому что, когда прежние вырастают, начинаю превалировать и могут нанести вред. А котятки с ней играют. Не может же она одна сидеть.
В общем, очень трогательно.
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 02:08 pm (UTC) (Link)
Да, трогательного, к счастью, много. Мы с семьёй любим смотреть по кабельному канал Animal Planet - так там просто фантастические сюжеты бывают. В основе которых, к сожалению, не отечественный материал.
d_all From: d_all Date: November 7th, 2010 03:47 pm (UTC) (Link)
Да, здесь, на Зоо.ТВ, тоже не отечественный материал, к сожалению.
dad_bear From: dad_bear Date: November 6th, 2010 09:22 pm (UTC) (Link)
Нужно задать вопрос: какова цель зоопарка? Если сохранить редких животных, или помочь больным - это одно.
Если для нашего развлечения - это другое.
Я ответил на ваш вопрос?
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 02:45 pm (UTC) (Link)
В том, что касается животных, ответили - и я с Вами согласен. Но как Вы думаете, обусловлено ли природой стремление одних людей к свободе и самостоятельности, а других - к работе на хозяина за еду и кров?
dad_bear From: dad_bear Date: November 7th, 2010 06:26 pm (UTC) (Link)
Вы уже о людях говорите? Тогда что вы называете "природой" в контексте своего вопроса?
vlapandr From: vlapandr Date: November 8th, 2010 10:33 am (UTC) (Link)
Я о людях думал с самого начала, а "природой" в данном контексте называю биологическую предрасположенность - ту, что лежит, например, в основе стремления к власти.
dad_bear From: dad_bear Date: November 8th, 2010 09:03 pm (UTC) (Link)
имхо, нет никакой "био" предрасположенности. Есть карма конкретного воплощения и проблема Выбора на Планете Свободного выбора - Земле.
chugaylo From: chugaylo Date: November 6th, 2010 10:19 pm (UTC) (Link)
Я не разбираюсь! Но думаю, в неволе не страдаю звери, для которых условия содержания примерно соответствуют заложенным в них инстинктам. Грубо говоря, если хищники могут в неволе охотиться - то они и в неволе не страдают. Но не уверен, что есть такие зоопарки=)
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 02:36 pm (UTC) (Link)
Да, я слышал, что некоторые авторитетные преступники на зоне ничем не обделены. Но не уверен, что им при этом не хочется на волю. Ведь совершать преступления их отчасти побуждает гипертрофированная поисковая активность. А вот мелкие воры, говорят, в холодный период специально попадаются, чтобы провести зиму в тепле... Сложно всё.
chugaylo From: chugaylo Date: November 7th, 2010 07:37 pm (UTC) (Link)
Но мы же говорили о зверях, которые, как считается, не умеют осмысливать происходящее. Следовательно, важно, чтобы их инстинкты реализовывались в полной мере.
Но то, что это сложно - я не спорю=)
iisun From: iisun Date: November 7th, 2010 10:22 am (UTC) (Link)
мне кажется, животное скорее всего страдает от своей нереализованности, даже если родилось в зоопарке. Над ним давлеют инстинкты...но, думаю, переживать за него не надо, ибо мироустройство мудро:)
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 02:29 pm (UTC) (Link)
Так может быть, наши переживания - это тоже проявление мудрости мироустройства?
iisun From: iisun Date: November 7th, 2010 04:38 pm (UTC) (Link)
Безусловно :)
Переживания позволяют, на мой взгляд, обращать внимание на те сферы жизни, в которых надо что-то усовершенствовать. Они в идеале переключают человека на нужное действие. А сами переживания, как деятельность, истощают силы. Поэтому и говорю, переживать не надо просто так.
Хотя, конечно, говорить легко...:)
kuzulka From: kuzulka Date: November 7th, 2010 11:09 am (UTC) (Link)
Я против зоопарков вообще. Мне кажется, что не надо этого - ходить и рассматривать животных в клетках, лучше уж посмотреть по Дискавери передачу о тиграх, слонах, медведях - в природе. У меня только сохранение в неволе вымирающих в дикой природе видов не вызывает протеста, и то при условии, если их там пытаются размножить и вернуть в природу.
vlapandr From: vlapandr Date: November 7th, 2010 02:19 pm (UTC) (Link)
Согласен с Вами. Но в нашем зоопарке я всё-таки оставил бы большие клетки с мелкими птицами и обезьянками, а также рыб, змей, черепах - и парочку больших крокодилов. Последним я почему-то не сочувствую...)
25 comments or Leave a comment