Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Монастырь Манбульса



Полтора десятка лет назад в окрестностях города Ёнчхон был построен буддийский комплекс Манбульса, что в переводе означает "храм десяти тысяч будд". В Корее нет недостатка в культовых буддийских сооружениях: их тысячи, некоторые из них известны во всём мире, и можно было бы подумать, что сверкающие на солнце новенькие пагоды и многочисленные статуи Манбульса призваны не столько удовлетворять потребности верующих, сколько привлекать падких на восточную экзотику западных туристов - если бы не одно отличие этого монастыря от других, отражающее связь живого буддийского учения с современностью...



Число прожитых лет корейцы отсчитывают не от момента рождения, а от момента зачатия. Пусть не совсем от него, там есть свои правила, но не об этом речь. Важно то, что человек, растущий в утробе матери, считается таким же живым и полноправным существом, как и тот, что уже сделал первый вздох. Здесь, в монастыре Манбульса, каждый имеет возможность склониться перед каменными изображениями детей, которые так и не увидели света. Одни были желанными, их ждали... Другие так и не открыли глаз по воле - или из-за безволия - родителей. Впрочем, буддизму чужды формулировки, которые можно истолковать как осуждение. Согласно Учению, всякое действие имеет причину - и следствие.



Детские фигурки перемежаются высеченными из камня стражами, олицетворяющими собой время. Сутки прежде делились на двенадцать отрезков, каждый из которых назывался именем животного: час мыши, час быка, час тигра, час зайца, час дракона, час змеи, час лошади, час овцы, час обезьяны, час курицы, час собаки, час свиньи. Изваяния животных обычно стоят в ряд, но время в восприятии корейцев течёт не по прямой, а по кругу - те же животные служат для обозначения 12-летнего временного цикла, так что упомянутый ряд следует понимать как одно из звеньев замкнутой цепи. С цикличностью времени связано и представление о вечном перерождении человека.



Стоя перед изображениями детей с невидящими глазами, верующие молятся о том, чтобы те, кому не было дано родиться вновь, смогли разорвать цепь и достичь освобождения: чтобы их сознание слилось, будто капля с океаном, с сознанием Будды, и чтобы они никогда больше не испытали никаких мук. А те, кто пришёл позаботиться о себе, могут перейти через монастырский двор и трижды ударить в колокол, избавив таким образом своё сознание - хотя бы ненадолго - от последствий того, что было содеяно в прошлом и породило в душе бесконечный ад.

(Продолжение здесь)
Tags: Южная Корея, буддизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments