Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

О смысле жизни и о счастье

Позавчера вечером ко мне в кабинет зашёл французский профессор (тот самый, с которым мы когда-то обсуждали вопрос легализации публичных домов), и мы проговорили с ним до четырёх утра. О чём бы вы думали? Ни больше ни меньше как о смысле жизни. Правда, профессор обозначал это понятие несколько прагматичным, на мой взгляд, термином purpose of life, то есть цель жизни, а я предпочитал употреблять словосочетание meaning of life, которое, как мне кажется, более относится к вопросу, что это вообще такое - жизнь. Видимо, поэтому мы долго не могли прийти к общему мнению. Профессор, объездивший весь мир, рассказывал, сколько на земле интересного и удивительного, а я отвечал ему, что мне больше не хочется ни путешествовать, ни даже гулять, потому что как только я собираюсь куда-нибудь отправиться, задуманное тут же представляется мне во всех подробностях, так что осуществление плана теряет всякий смысл.

Профессор горячо возражал: но ведь всё может быть по-другому! На это я отвечал, что ничего принципиально иного произойти не может, так как всё происходящее в разных формах выражает одну и ту же суть, и что бы ни случилось, я не смогу испытать качественно нового переживания, не смогу испытать большего счастья, чем то, которое было и есть у меня в жизни - да и не нужно. Теперь моя задача продвинуться дальше и ощутить наяву то, что Толстой однажды увидел во сне и описал в "Исповеди": “И тут, как это часто бывает во сне, мне представляется тот механизм, посредством которого я держусь, очень естественным, понятным, несомненным, несмотря на то, что наяву этот механизм не имеет смысла”.

На самом-то деле я насчёт смысловых оттенков больше фантазирую и не знаю толком, как здесь следовало бы перевести "не имеет смысла". Я перевёл has no sense, подразумевая под sense of life то основательное, ощутимое, ради чего стоит страдать от боли или от тоски. Затем я извинился перед профессором за то, что несколько ухожу в сторону от темы, и привёл ему известный пример так называемой рационализации. Во время сеанса гипноза испытуемому внушили, что по пробуждении он должен снять пиджак. Проснувшись, спустившись со сцены и усевшись на своё место, испытуемый начал вести себя беспокойно, ёрзать, вытирать себе ладонью лицо и шею, а затем стал шумно требовать, чтобы открыли окна, потому что в зале душно. Конечно же, в конце концов он снял пиджак. Так и мы, заключил я, ищем и находим различные объяснения своему стремлению быть с людьми, искать подобных себе, бороться за выживание, любить и быть любимым, заботиться о потомстве. "Кто же нас загипнотизировал?" - спросил профессор. Мне бы пояснить, что все наши дерзания - рационализация инстинкта, а я всуе упомянул имя Господа, после чего мы ещё в течение часа говорили о божественном.

На следующий день я изменил своим привычкам и, вместо того чтобы сразу после занятий усесться за компьютер, отправился досыпать. В кои веки выспался - встал с постели будто заново родившимся и совершенно счастливым. Пошёл гулять в сумерках туда, где бамбуковая роща и тростник на меже, и весь вечер внутри звучала лёгкая, воздушная и щемящая мелодия, а перед глазами то танцевала воображаемая стая фламинго, то торжественно кружились мотыльки-однодневки.
Tags: музыка, общение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments