Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Categories:

По ком трубят архангелы?

Архангелы

Шёл вечером по празднично украшенному Невскому, увидал на Малой Садовой изображение трёх ангелов с трубами. На их фоне, занимая друг за другом очередь, с безмятежным видом фотографировались прохожие. Дело было накануне Рождества, поэтому вопроса о смысле этого изображения у меня не возникло. Было понятно, что ангелы несут благую весть о грядущем празднике. Само слово ангел в переводе означает вестник, а всякому вестнику издавна было присуще иметь при себе трубу, чтобы с её помощью собирать вокруг себя народ. Оттого и ангелов часто изображают с трубами (иногда с другими музыкальными инструментами).

Однако в то же время где-то на периферии сознания у меня вертелся иной сюжет, а именно: И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить.(Откр. 8, 13). Дело в том, что один ангел - это ангел, а три ангела вместе - это Святая Троица, то есть сам Господь. О том же пишет и апостол Павел: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба... (Первое послание к Фессалоникийцам 4:16). Нетрудно догадаться, что сойдёт Он не только при гласе Архангела, но и в архангельском образе, то есть в облике Гавриила, Михаила и Рафаила. Не исключено, что именно этот момент, связанный со Страшным судом, и запечатлел автор творения, воздвигнутого на Малой Садовой.

Надо сказать, что тезис о Страшном суде труден для моего понимания, поскольку кажется мне противоречащим учению Христа о всепрощении. В самом деле, если судить людей будет сам Иисус, призывавший прощать до семижды семидесяти раз, не очевидно ли, что все грешники окажутся в Царствии Божием? Впрочем, что бы мне ни казалось, как оно всё обстоит и будет обстоять далее в загробном мире, никому не известно. С этой мыслью я и отправился дальше по Невскому.

Дума

Долго любовался поистине сказочным оформлением здания Думы. Специально для далёких от политики граждан, которые слышали это слово, но смутно представляют себе, что оно значит, сразу поясню, что это не совсем та Дума, где заседают наши депутаты: то Государственная дума, и она в Москве, а в этом здании до революции находилась Городская дума, в то время как заседания Государственной думы проходили в Таврическом дворце.

Невский

Мысль о депутатах вновь вернула меня к теме загробного воздаяния. Мне внезапно подумалось, что "до семижды семидесяти" это всё-таки не до бесконечности, да и вообще небось фразеологизм, который не следует понимать буквально, а если даже и буквально, то иные народные избранники всяко нагрешили больше, где по мелочам, а где и по-крупному. Но, конечно, не все. Я верю в хороших депутатов.

Во дворе Капеллы

Но полно об этом. Если свернуть с Невского на Мойку и направиться в сторону музея-квартиры Пушкина, то в конце концов можно попасть к зданию Капеллы. К нему можно подойти и с другой стороны, с Дворцовой площади, или пройти дворами с Большой Конюшенной. В этом дворе чувствуешь себя в особом мире, за незримыми крепостными стенами.

В зале Капеллы

Ещё больше усиливается это ощущение внутри здания, в зале.

Концерт

А уж когда начинается музыка, то снаружи уже будто ничего и нет. Иногда лишь, во время паузы, можно ощутить лёгкую вибрацию пола да уловить едва слышимые дроби электронных барабанов, под которые веселится вокруг ёлки на Дворцовой разудалый люд, а затем сознание вновь растворяется в звуках волшебной флейты, и не менее волшебных гобоя, фагота, валторны и рояля. И единственная мысль, которая остаётся в нём: да не те ли это самые вестники, временно принявшие человеческий облик?

На выставке в фойе

О том же думается и при взгляде на живописные работы, вывешенные в фойе.

Картина_2

Ведь их авторы доносят до нас истинную картину окружающего - ту, которая знакома им, а для нас до поры невидима.

Картина

Давно замечал: входишь в музей, в театр или в кинозал, а выходишь в какой-то другой мир.

Пейзаж с Андреевским собором

И некий странный отсвет видится уже не только в облике храма, старинного здания или чугунной вязи.

Церковь Святой Екатерины

Не только в узоре ветвей на фоне утреннего неба.

Старый дом

Но и в самом обыденном пейзаже.
И естественным образом приходишь к выводу, что если и грядёт Страшный суд, то тем, кто творит для нас прекрасное, неся весть о мире ином, всякое земное прегрешение будет прощено, и они вернутся туда, откуда явились. А те, кто без меры гребёт под себя, ничего не отдавая взамен, получат по делам своим и тоже вернутся туда, откуда их принесло.

Засим аминь!



За фильм спасибо Хелен де Грие.
Tags: Петербург, живопись, музыка, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments