?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Кого учить: всех или "избранных"? - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Кого учить: всех или "избранных"?
Дорога к яблоне Ньютона

Десять лет назад на одном из садовых участков Университета Тэгу был высажен черенок, срезанный с известной на весь мир старой яблони, которая растёт в местечке Вулсторп, расположенном в графстве Линкольншир, на востоке Англии. Яблоня эта если не та самая, то уж точно происходит от той, под сенью которой четыре с половиной века назад Исаак Ньютон вывел закон всемирного тяготения. Конечно, было бы наивно полагать, что потомки этого дерева обладают мистическим свойством открывать всем желающим научные истины - важно то, что каждая из молодых яблонь олицетворяет собой преемственность знания, то есть сохранение и передачу его потомкам.

Яблоня Ньютона

Естественно, стоя рядом с такой яблоней, волей-неволей начинаешь ощущать и свою ответственность перед грядущими поколениями, и, как следствие, возникает желание что-нибудь им передать. Вопрос только в том, что именно и кому конкретно. Разного рода мистики, например, веками толкуют о некоем истинном знании и о необходимости передачи его избранным - тем, чей интеллектуальный и нравственный уровень позволяет правильно распорядиться этим знанием. Педагоги спорят друг с другом, стоит ли тратить время и силы на обучение тех, кто не интересуется их предметом, и не лучше ли сосредоточить внимание опять же на избранных, то есть умных, способных и любящих науку, а остальных отсеять. Политики рассуждают о разумности порядка, при котором целые народы специализировались бы исключительно на добыче сырья или производстве сельскохозяйственной продукции, а науку и культуру развивали бы группы единомышленников, принадлежащих к мировой элите.

Я же слово "избранный" не переношу на дух, всегда ратовал за образование для всех, а в бытность свою школьным учителем, неустанно "тянул за уши" двоечников, ибо мир наш чрезвычайно хрупок и, похоже, недолговечен - и чем больше людей приобщится к знаниям, тем больше у всех нас шансов на спасение.

Тут кто-нибудь из прочитавших этот текст непременно воскликнет: помилуйте, но зачем же учить той же физике тех, кого она ничуть не интересует? Отвечаю. В 9 классе я решил стать филологом и напрочь забросил точные науки, о чём впоследствии немало жалел: ведь порой слушаешь чей-то разговор или передачу по радио - и будто на иностранном языке. Да и мир понятен лишь отчасти. В общем, ощущаешь себя ребёнком в чужой стране. А главное, все прошедшие со времени окончания школы годы в сознании у меня неотступно, будто таинственное заклинание, звучали два слова: ЗАКОН КЛАПЕЙРОНА. И вот совсем недавно мне мучительно захотелось узнать, что же это за закон. У меня появилась уверенность в том, что если я пойму его суть, мой мир изменится, станет лучше: свежее, разнообразнее, интереснее... Так что, я думаю, моя учительница физики не напрасно тратила время и силы, за что низкий ей поклон.


Tags: , , ,

10 comments or Leave a comment
Comments
jaljustrelka From: jaljustrelka Date: July 3rd, 2015 08:26 pm (UTC) (Link)
Конечно учить всех, особенно в школе!
Если предметом интересуешься, всё равно выучишь/научишься, а вот заинтересовать не очень интересным...
Личность учителя очень важна, я видела, как это работает, в моём классе зоологию за 6 и 7 классы знали все! Все 47 человек. Даже те, кто за 8/10 лет так больше ничего и не узнал. Не самый популярный предмет, особенно для мальчишек. Два года у нас преподавал совершенно замечательный учитель.
vlapandr From: vlapandr Date: July 3rd, 2015 08:39 pm (UTC) (Link)
Да, вот так и надо!
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: July 8th, 2015 02:07 am (UTC) (Link)
Интересный журнал. Очень.
Скрябина не люблю. Абстракции в живописи лучше, чем в музыке, но это так...
vlapandr From: vlapandr Date: July 8th, 2015 12:21 pm (UTC) (Link)
Спасибо за отклик:)

Задумался о Скрябине. Вы употребили выражение "абстракции в музыке". Но разве музыка не абстрактна по самой своей природе? Ведь развитие музыкальной темы изначально подчинено внутренней логике, не зависящей от воображаемых действий или событий; образы, возникающие в сознании при её прослушивании, чисто субъективны.

С другой стороны, существуют известные особенности (или даже закономерности) восприятия музыки, связанные с мажорным или минорным ладом, темпом, интенсивностью и тембром звучания - и они лежат в основе сюжетной музыки. Но мне кажется, сюжетность в музыке - нечто вторичное; во всяком случае, я затрудняюсь сказать, в какой степени эта ассоциативность дана нам от природы, а в какой является плодом музыкального воспитания, а вот отсутствие её - то, что можно назвать абстрактностью - отражение чистого бытия души, переживание внематериального, внесобытийного.

Но чем же всё это отличается от живописи? Известно, что Скрябин этой разницы не видел: он обладал так называемым цвето-тональным слухом (наверное, и видением), и поэма "Прометей" подразумевала и цветовое сопровождение.

Но вот, что смущает. Мне показалось, что это произведение наиболее подходит к посту, поскольку повествует о титане, претерпевающем страдания ради просвещения людей, то есть именно сюжетно и весьма выразительно в этом смысле. Но пишут, что на деле оно совсем не относится к мифу о Прометее. А почему же тогда так называется?
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: July 8th, 2015 12:32 pm (UTC) (Link)
Вот, не знаю... почему-то подумала под эту музыку про абстрактные картины, которые тем хороши (если сделаны мастером!), что не надоедают, и иногда что-то такое или кто-то такой на тебя со стены глянет...
Я совсем не специалист, но тема музыки и живописи постоянно возникает у нас дома. Муж у меня художник, а вот его картина, которую я люблю больше всего и считаю главной. Она называется "Ода радости". Помните Оду радости Бетховена? Вот, это про нее:) А Скрябин, видимо, просто слишком для меня сложен, как, например и Шостакович, и Шнитке.
http://ic.pics.livejournal.com/artvalentine/46617949/11738/11738_900.jpg

http://artvalentine.livejournal.com/tag/ode%20to%20joy%20-%20beethoven
vlapandr From: vlapandr Date: July 10th, 2015 09:06 am (UTC) (Link)
Картины понравились.
gooogle_shmugle From: gooogle_shmugle Date: July 8th, 2015 07:30 am (UTC) (Link)
Доброе утро, хоть и я мало верю в то, что оно может быть добрым!!!!
vlapandr From: vlapandr Date: July 8th, 2015 09:18 am (UTC) (Link)
Пусть будет добрым!)
ramaiana_dina From: ramaiana_dina Date: July 10th, 2015 05:06 am (UTC) (Link)
Абсолютно согласна с тем, что учить нужно всех; дети должны получать знания по всем предметам - и по физике, и по химии, и литературе и т.д., потому что учеба развивает мышление, воображение, наполняет пониманием элементарных, базовых знаний и понятий об окружающем мире и его законах, а уж как потом этот человек воспользуется своими знаниями - дело его, но неучем быть нельзя!
vlapandr From: vlapandr Date: July 10th, 2015 09:24 am (UTC) (Link)
Это так.
10 comments or Leave a comment