?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
А знаете ли вы...? - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
А знаете ли вы...?
Как-то я смотрел по телевизору передачу на церковную тему. Ведущий, митрополит, говорил живо, увлекательно и убедительно - грех было не послушать. Особенно мне запомнилась беседа о Божией благодати. Бывало, говорит священник, слушаешь проповедь и думаешь: да, что-то сегодня батюшка не очень, сыровато всё, средненько подготовился - но в то же время видишь, как горят у него глаза, слышишь, как зычно звучит его голос, ощущаешь, как переживают сказанное им прихожане, и чувствуешь, что ведёт его сам Господь - се благодать!

Эти слова заставили меня задуматься: не так ли бывает и в нашей профессии? Казалось бы, стоишь у доски целую вечность и знаешь, как вводить новый материал, закреплять его, повторять, проверять, насколько он усвоен. И накануне вроде бы всё тщательно продумал: и цель урока обозначена, и план составлен, и материалы подготовлены: текст, наглядность, предтекстовые задания, упражнения, вопросы, диалоги. Даже заранее прикидываешь, кого и о чём будешь спрашивать. А урок не идёт. Будто сам с собой во сне разговариваешь, только голос не внутри звучит, а эхом от стен отлетает. А студенты сидят в каком-то недоумении и нескрываемой тоске. Думаешь, может, случилось чего, а я новости утром не посмотрел и теперь выгляжу, как клоун...

А бывает наоборот. Попутал под вечер лукавый (а уж как сбить нашего брата с пути истинного, он хорошо знает) - и стоишь ты перед аудиторией с куском мела в руке и всем видом своим показываешь, что сейчас напишешь на доске такое, такое... И они все замерли в предвкушении, приготовились записывать. А в голове у тебя пусто, хоть пляши. Отчаяние и холод растекаются по спине... И тут внезапно приходит откуда-то: А знаете ли вы...? И как будто вспышка света перед глазами, будто ветер ворвался и тебя поднял над полом, и по телу пробегает молния, и ты будто не говоришь, а песню поёшь. И выходишь под аплодисменты. Одно слово - благодать!

Однако подстерегает человека в этом состоянии и некая опасность. О ней я и хочу рассказать. Возможно, кому-то моё повествование покажется не вполне приличным, но так как тема серьёзна и актуальна, прошу не судить меня строго.

Опасность, о которой я упомянул, заключается в потере ощущения аудитории и утрате самоконтроля. К примеру, начинающему преподавателю порой начинает казаться, будто он окучивает студента со всех сторон, как картофельный куст, и чем больше он нагребёт второстепенного, сопутствующего теме, тем крепче усвоится основное. Вот расхаживает он, довольный собой, по кафедре взад-вперёд, читает нараспев «Я вас любил» - да вдруг и спросит: А знаете ли вы, откуда пошла фамилия Пушкин? Не то чтобы он думал, будто иностранные студенты, узнав это, лучше поймут, в чём великий поэт черпал вдохновение, - а просто так спросит, по-приятельски, ради создания более тёплой обстановки на уроке, что, как известно, способствует лучшему усвоению материала. А вместо ожидаемого успеха – конфуз, ибо понести понесло, а куда - одному лукавому известно...

Я это знаю наверняка, потому что у меня самого был когда-то в практике именно такой случай. Я тогда вёл в университетском учебном центре курс «Русский язык в песне». И вот сидит передо мной как-то сборная группа слушателей из разных стран мира: студенты и выпускники университетов, предприниматели, переводчики – кто помоложе, кто посолиднее, и хором повторяет: Я вас любил: любовь ещё, быть может... Тут я возьми да и задай тот самый вопрос – о фамилии. Пусть, думаю, отдохнут люди, дух переведут... И хотя на курсах встречались представители самых серьёзных профессий, в тот раз никого, кто интересовался бы военной терминологией, среди присутствовавших не оказалось. А поскольку в то время у нас в центре действовало строгое правило ничего не переводить, а только объяснять, мне пришлось взять в руки мел и рисовать на доске пушку - старинную: мощный ствол, колёса под ним...

Сейчас-то, по прошествии времени, я понял, в чём была моя ошибка, и научился рисовать пушки довольно прилично, а тогда стою спиной к аудитории и чувствую, что у меня горят от стыда кончики ушей, потому что на доске - типичный образец той живописи, которой обыкновенно украшают заборы. Оборачиваюсь – все глядят с подчёркнутым любопытством, старательно пряча ухмылки. Я торопливо повернулся к доске и попытался исправить изображение, сделать его понятнее. Если бы я просто дорисовал забытый лафет, всё обошлось бы, но тогда я запаниковал и не нашёл ничего лучшего как изобразить вырывающуюся из жерла пушки струю дыма... Публика сдержанно захихикала. Не знаю, чем бы всё кончилось, если бы я, наплевав на правила, не объявил по-английски, что это пушка, после чего немедленно стёр непотребный рисунок и взял в руки гитару, на которую тут же и переключилось внимание аудитории. Мгновение спустя мы уже все вместе с чувством исполняли романс «Я вас любил».

Надеюсь, удовольствие от совместного пения вытеснило из памяти слушателей то, что ему предшествовало, ибо, как говорил Штирлиц, запоминается последнее. Тем не менее иногда эта поучительная история в очередной раз всплывает у меня в памяти, и я с ужасом думаю, а вдруг кто-нибудь из тех слушателей, не зная английского, всё же по-своему истолковал мой рисунок и теперь рассказывает своим друзьям о том, какая необычная фамилия у величайшего русского поэта?

Tags: , ,

22 comments or Leave a comment
Comments
kortan From: kortan Date: December 13th, 2015 05:58 am (UTC) (Link)
Спасибо большое!
Как Вы интересно пишите. Очень люблю Вас читать!
vlapandr From: vlapandr Date: December 13th, 2015 03:31 pm (UTC) (Link)
И Вам спасибо:)
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: December 13th, 2015 07:38 am (UTC) (Link)
Ой...)))
vlapandr From: vlapandr Date: December 13th, 2015 03:26 pm (UTC) (Link)
Что такое?)
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: December 13th, 2015 09:48 am (UTC) (Link)
Вспомнила курсы немецкого тоже для кучи иностранцев.. Преподаватель как-то опоздала.. Попала в пробку.. Тогда народ еще не знал этого слова - автомобильная пробка.. Так она объясняла: стоп энд гоу..При этом двигалась по аудитории при слове гоу и останавливалась при слове стоп. Вообще были очень познавательные курсы.. Много из Африки, так она им кой-чего на французском объясняла.Развлекуха..

Edited at 2015-12-13 09:52 am (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: December 13th, 2015 03:28 pm (UTC) (Link)
Мне рассказывали, у нас на восточном факультете был преподаватель арабского - бывший военный из Ирака. Когда нужно было объяснить слово "паровоз", он бегал по аудитории и пыхтел:)
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: December 13th, 2015 06:33 pm (UTC) (Link)

преподаватель арабского

вообще, языковые курсы в Германии для переселенцев всегда вели немцы, которые не знали никакого другого языка, кроме своего "трудного" немецкого. Наверно, если б в школе тоже так (без единого русского слова)преподавали иностранный, то, наверно, мы бы были полиглотами.. Ведь дети так легко усваивают языки.ИМХО
vlapandr From: vlapandr Date: December 14th, 2015 04:52 am (UTC) (Link)

Re: преподаватель арабского

Это так называемый прямой метод. Он у нас широко использовался на подготовительных факультетах для иностранцев в конце семидесятых, когда к нам приезжали на учёбу граждане, которые говорили на редких для нас языках. Мы начинали с классического "Это стол, это стул". Могли себе позволить двигаться "мелкими шажками", так как работали с одной и той же группой по шесть часов кряду.

Что интересно, в тех группах, где не использовался язык-посредник или преподаватель не знал родного языка студентов, успеха последние достигали быстрее, но это было возможно потому, что за дверями аудитории они сразу же погружались в языковую среду. Учебники знакомили их с лексико-грамматической основой языка, остальное они добирали на улице. Но для объяснения абстрактных понятий это метод малопригоден, какими бы артистическими способностями ни обладал преподаватель. Тут без словаря не обойтись.
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: December 14th, 2015 10:37 am (UTC) (Link)

Тут без словаря не обойтись.

Наш народ всегда приносил на занятия словари. И истощенные актерскими действиями преподаватели охотно отыскивали слова для перевода со своего мутершпраха на наш великий-могучий..
vlapandr From: vlapandr Date: December 14th, 2015 01:22 pm (UTC) (Link)

Re: Тут без словаря не обойтись.

И это правильно:)
batayka From: batayka Date: December 13th, 2015 10:34 am (UTC) (Link)
Спасибо! Очень интересно!
vlapandr From: vlapandr Date: December 14th, 2015 05:10 am (UTC) (Link)
Спасибо, что зашли.)
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: December 13th, 2015 03:30 pm (UTC) (Link)
Всё - с тех пор импровизирую с большой осторожностью!) Если что требуется нарисовать, заранее тренируюсь:)
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: December 14th, 2015 03:32 am (UTC) (Link)
Вот-вот:)
chugaylo From: chugaylo Date: December 13th, 2015 08:36 pm (UTC) (Link)
Да, посмешили, Владимир=))) Экспромт вышел не таким, как хотелось=) Зато этот урок Вам запомнился на всю жизнь! А возможно, не только Вам=)
vlapandr From: vlapandr Date: December 14th, 2015 03:33 am (UTC) (Link)
О нет! Надеюсь, только мне:)
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: December 15th, 2015 02:26 pm (UTC) (Link)
Редко случался в моей жизни урок или лекция, чтобы меня не "понесло" и бывало - занесло... и когда 10 лет преподвавала английский, и сейчас, когда преподаю типологию и коучинг в порядке не то второй профессии, не то - хобби, но выруливаю, горящие глаза вижу почти всегда и обязательно руководствуюсь правилом Штирлица о том, что он заходил за таблеткой от головной боли. Это закон:))
vlapandr From: vlapandr Date: December 15th, 2015 03:04 pm (UTC) (Link)
Важно ещё не забыть, с какого места понесло, и успешно вернуться туда:)
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: December 15th, 2015 04:13 pm (UTC) (Link)
Remind me to tell you about... - прошу студентов напомнить, если совсем отвлекусь и забуду на какой точке были, когда начало уносить:)
nutsh From: nutsh Date: December 15th, 2015 03:07 pm (UTC) (Link)
:)
22 comments or Leave a comment