Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Воскресное восхождение на гору Апсан. Часть II

(Начало здесь)

Вороны клюют хурму

Слышал, что многие люди, садясь за компьютер, уже знают, что и как будут писать, а у некоторых уже и текст готовый в голове сложился. Завидую их умению экономить время. Если какой-нибудь текст и звучит у меня в сознании, что случается, когда я чем-то взволнован и, шагая по улице, мысленно проговариваю строку за строкой, то записывать его потом уже нет никакой нужды: то состояние, отражением которого он явился, уже пережито и сыграло свою психологическую роль. В то же время написание поста - совершенно загадочное для меня явление. Мысли приходят ровно в момент прикосновения пальцев к клавишам, и бывает, что я до самого конца не знаю, к чему всё писал - как если бы внутри меня спрятался другой человек, маленький, который двигал бы моими неклюжими руками, шепча при этом слова, которые должны быть написаны. Что ему надо от меня и когда он угомонится - тайна.

Daedoksa

И вот я положил пальцы на клавиатуру, чтобы написать пояснение к фотографии, которую сделал при входе в монастырь Тэдокса, а внутри - странная тишина... Немного подождав, я возобновил попытку написать хоть какой-нибудь сносный текст. В ответ - ни звука. В отчаянии я решил было последовать вчерашнему совету atsman'а и "напустить thrill'у", типа "Едва перейдя по ветхому мосту через ручей, я услышал зловещее карканье. Несколько минут спустя моему взору предстало необычное зрелище: казалось, будто дорожка, ведущая в монастырь, усеяна кусками окровавленной плоти, которые при ближайшем рассмотрении оказались расклёванными плодами хурмы. Напряжённая тишина царила и в самом монастыре, обитатели которого будто затаились...

Тэдокса

Но поскольку ничего трагического, знаком чего могли послужить кружащиеся над хурмяным деревом вороны, в дальнейшем не произошло, хотя вполне могло произойти, я решил не обманывать ничьи ожидания и продолжил молчаливое бдение над клавиатурой... Но как ни казалось мне, что мой внутренний гид вот-вот поведёт меня по незримому лабиринту, в котором я отыщу символическое значение чёрной вороны, а заодно и хурмы - и что и то и другое чудесным образом придётся к месту, приблизив меня к долгожданному просветлению, ничего подобного не случилось.

дверь

И вряд ли я ошибусь, если предположу, что причиной этого было редкое состояние покоя, которое я испытал у стен храма, внутри которого виднелись три золочёные статуи.
Оттого и молчит до сих пор тот, кто прячется внутри меня, а то, что я пишу, мне приходится выдумывать самому.

Будда

Однако помолчу и я.

прибежище

Пора идти дальше.

каменная лестница

Вверх по склону, как гласит указатель, есть ещё один монастырь.

монастырь

Вот и он.

храм

Это место, в отличие от предыдущего, довольно оживлённое. Вблизи монастыря - парковка. Паломники приезжают целыми семьями. В храме - статуя Шакьямуни, которой несколько сот лет. Что меня всегда удивляло в здешних монастырях, это то, что верующие молятся. Не только читают сутры, указывающие им путь к освобождению; не только произносят очищающие сознание мантры, но и молятся: О великий Будда, помоги моей дочери сдать государственный экзамен... Мне казалось, что это профанация Учения: ведь Будда - не бог, а человек, достигший идеального, высшего состояния сознания, и его изображение служит своего рода камертоном для внутренней настройки... Но нет - молятся, поскольку считается, что для того, кто достиг упомянутого состояния, нет ничего невозможного, и он будет помогать живым существам, даже уйдя в Нирвану и, более того, прекратив физическое существование. Как знать, может, и так.

маленький будда

Детей благословляет маленький будда в монастырском дворе.

святилище духа горы

Иное дело - дух горы. Это сущность не из мира людей, требующая к себе особого почтения, которое корейцы оказывают ей в виде различного рода приношений: цветных ленточек на деревьях, каменных пирамидок, первой ложки риса, которым подкрепляются на горной тропе путники. В этом монастыре дорогу к алтарю духа горы украшают двенадцать каменных изображений животных, символизирующих круг времени.

жёлтый клён

Выразив молчаливое почтение духу горы, отправляюсь на вершину.

смеркается

Меж тем начинает смеркаться. До вершины - 2,8 км. Должен успеть до заката.

камни

Ан нет, не получится. Темнеет на глазах Пологая в начале пути дорога становится всё круче, ноги ступают то по скользким листьям, то по скрытым под ними корням деревьев, то по острым камням. Спрашиваю у паломника, бодро обгоняющего меня, далеко ли вершина и как долго до неё идти. Отвечает: полчаса.

каменистый подъём

Через полчаса встречаю пару, которая спускается вниз, освещая себе путь фонариком. Задаю тот же вопрос, получаю тот же ответ.
Теперь уже спрашиваю себя, куда я, собственно, карабкаюсь один в кромешной тьме и зачем. Отвечаю себе, что раз начал задуманное, дал себе слово осуществить его - надо идти до конца, иначе со всеми делами будет та же история.

лестница

Последние метры пути. Лестница - это мудро.

беседка

И есть где отдохнуть, опершись спиной на перила. Тишина, запах сырых листьев. Возвращается ощущение юности, вспоминаются весенние путешествия по ночному городу, первый роман...

огни Тэгу

Вдали россыпь золотых огней - Тэгу.

вершина

Слева, в нескольких сотнях метров, вершина, куда ведёт аккуратная дорожка. Такая же и справа. Поднялся на одну из них, вернулся в беседку. Ну что, пора спускаться...

спуск_1

Это, как водится, несколько сложнее, нежели подниматься.

спуск_2

Листья скользят, камни по ногами разъезжаются, да и вообще надо смотреть, куда ступаешь. Не зря корейцы берут с собой в горы палки.
Слава Богу, в темноте я вижу неплохо и большие валуны на пути различаю. Иногда всё-таки освещаю дорогу смартфоном.

спуск_3

Без спотыканий, спонтанных пробежек и прыжков по камням всё-таки не обошлось. Вспомнилось детство, гряды из гранитных валунов, уходящие в воды Финского залива... Не скакал бы тогда по ним наперегонки с друзьями, точно переломал бы сейчас ноги, и упоминание о зловещих воронах в начале текста было бы кстати. А так их и привязать некуда. Ну разве что предположить, что монастырские вороны в предыдущих жизнях были людьми, но испортили себе карму, например, взяточничеством, воровством и враньём.

спуск_4

Не исключено также, что успешным спуском с горы я обязан её духу, которому перед подъёмом на вершину выразил почтение.



А моей данью ему пусть будет замечательное произведение, которое я люблю с детских лет... Надеюсь, он будет доволен.

P.S. Возможно, кто-нибудь из моих друзей упрекнёт меня в том, что я упомянул в первой части рассказ рыбный ресторан, который находится неподалёку от горы Апсан, а в конце ничего о нём не сказал. Зачем же упоминал? Исправляюсь. Да, действительно, сидя в беседке на вершине горы, я подумал о том, что было бы в высшей степени нелепо пройти на обратном пути мимо любимого заведения и не заглянуть в него. Поэтому я позвонил коллеге Ким Санхёну и сказал, что примерно через час буду внизу. Ну, а дальше всё было в соответствии с устоявшейся традицией.

ужин
Tags: Южная Корея, буддизм, горы, классическая музыка, шаманизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments