?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О перестройке. Мемуары. Часть I - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О перестройке. Мемуары. Часть I
Пророки

Когда я смотрел по телевизору фильм Олега Рябоконя "Пророки в своём отечестве", был (чисто по-человечески) чрезвычайно горд тем, что в конце его увидел самого себя, агитирующего за новую жизнь, а значит, исходя из контекста, как бы тоже пророка. Фильм был снят в 1990 году, в канун по-настоящему демократических выборов депутатов РСФСР, в которых мне довелось участвовать в качестве доверенного лица аж двух кандидатов. Один из них, телеведущий Сергей Дягтерёв, баллотировался от Народного фронта в Ленсовет; другой, независимый экономист Андрей Илларионов, - в Верховный Совет. Я в то время слыл искусным оратором, неизменно собиравшим у метро немалое число слушателей, и потому не сомневался, что выбор режиссёра был продиктован именно этим. Каково же было моё разочарование, когда две недели назад я скачал фильм в Интернете и посмотрел его ещё раз, ни на что не отвлекаясь...

Пророки в своём отечестве

В самом начале фильма, в документальных кадрах ушедшего века, я увидел некоего народного трибуна, так же горячо размахивающего в споре руками, а главное - имеющего значительное сходство со мной, митингующим на последних минутах. Мне стало ясно, что режиссёр фильма, прежде чем запечатлеть меня, долго ходил по бурлящему городу в поисках агитатора с усами и в сдвинутой назад кепке. Появление одинаковых персонажей в начале и в конце имело бы символическое значение - не берусь сказать, какое, ибо, как известно, если бы всякую идею можно было бы передать словами, облечение её в художественный образ не имело бы никакого смысла. Единственное, что очевидно, это то, что мы с предшественником олицетворяли собой неувядающую надежду на перемены.

Как бы ни было, происходящее на экране: митинги, демонстрации, уличные дискуссии, выступления прорабов перестройки - выглядело бы в наше время грустной эпитафией очередной эпохе наивных романтиков и не более того - если бы не звучали в фильме тревожные предупреждения в адрес властей со стороны русских писателей: Короленко, Горького, Булгакова... Предупреждения о необходимости сохранения положительных черт старого мира и придания новому строю нового духовного содержания, об уважении к человеку, об ответственности за всякую пролитую кровь, о свободе слова и творчества, о лжи, губящей всякую власть... Предупреждения, которые не были услышаны ни в начале века, ни в конце - и которым, похоже, не скоро суждено быть услышанными. А потому я пророчески предвижу появление лет этак через пятьдесят - если не на экране, то в ином привычном для наших потомков виде - очередного, условно говоря, фильма, в котором усатый персонаж в кепке, сдвинутой на затылок, будет убеждать собравшийся народ в необходимости демократических преобразований.



(Окончание)

Tags: , , ,

23 comments or Leave a comment
Comments
rodion_dementev From: rodion_dementev Date: September 11th, 2016 05:15 pm (UTC) (Link)
Перестройка - это чудовищное уничтожение великой империи. Не могу без слёз об этом вспоминать.
vlapandr From: vlapandr Date: September 11th, 2016 05:23 pm (UTC) (Link)
Я СССР никогда империей не считал. И уничтожила его не перестройка, а рост националистических настроений плюс желание местных элит самостоятельно распоряжаться ресурсами.
rodemet From: rodemet Date: September 18th, 2016 04:23 pm (UTC) (Link)
+-

Соглашусь с Родионом про империю.
Но и с вами.

Это была Империя совершенно иного типа, с иным наполнением смыслами слова "империя".

А соглашусь с автором в том смысле. что СССР выпестовал много стран. Они переросли детство. Сейчас кто-то из них состоялся, кто-то нет.

Извините за многословие - подпил слегка)))
vlapandr From: vlapandr Date: September 19th, 2016 09:03 am (UTC) (Link)
Царская Россия действительно была теллурократическим государством, континентальной империей, но СССР был создан после революции и гражданской войны из её осколков совсем по другому принципу. Кроме того, у многих слово "империя" ассоциируется исключительно с империей колониальной, а я согласиться с тем, что союзные республики: Грузия, Украина и другие - были колониями России, как это сейчас часто изображается, никак не могу.
rodemet From: rodemet Date: September 19th, 2016 10:11 am (UTC) (Link)
В классическом смысле слова "империя" Вы, безусловно, правы.
И называть империей СССР не есть хорошо.

Но иногда мещанский великодержавный шовинизм подпирает)
В том числе и не у русских, к слову.

Я с вами даже не пытаюсь спорить, потому что потому.

Просто мне (как, наверное, и Родиону (рискну сказать за него, хотя, возможно, и ошибусь) немного приятно быть (пусть и постфактум) "имперцами". Не самый страшный грех? )
goldfond From: goldfond Date: September 11th, 2016 05:31 pm (UTC) (Link)
Да, к сожалению, действительность оказалась далеко от предполагаемого и ожидаемого тогда...
А будущие "народные избранники" тем более ничего не услышат, т.к. понятия не будут иметь, кто такие Булгаков,Горький, Короленко, Салтыков-Щедрин...
vlapandr From: vlapandr Date: September 11th, 2016 05:46 pm (UTC) (Link)
Всё так.
livejournal From: livejournal Date: September 11th, 2016 05:33 pm (UTC) (Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vlapandr From: vlapandr Date: September 11th, 2016 05:50 pm (UTC) (Link)
Заходите ещё!
chugaylo From: chugaylo Date: September 11th, 2016 07:49 pm (UTC) (Link)
Вот с каких пор Вы Илларионова знаете!
vlapandr From: vlapandr Date: September 12th, 2016 07:59 am (UTC) (Link)
Да. Эти стоп-кадры вверху - как раз с пикета в его поддержку.

Поддержим

А помогать ему мне поручило районное руководство Народного фронта. Правда, вскоре оно передумало, и всем было рекомендовано поддерживать только одного кандидата - Марину Салье. Я сказал, что так не поступают, и остался в группе поддержки Илларионова. Собирались у меня дома, поскольку я жил на Васильевском, недалеко от метро. Пили чай, Андрей разъяснял свою позицию, потом шли к метро, агитировали. Принимали участие в теледебатах.

В Верховный Совет он, к сожалению, не прошёл: занял третье место из дюжины кандидатов. Впереди оказались популярная Салье и некий функционер КПСС, набравший себе голосов в закрытых округах (военных училищах), куда не пускали наблюдателей. А нужен был грамотный профессионал... После выборов мы не виделись. Впрочем, сейчас я согласен далеко не со всеми его мыслями...
aillarionov From: aillarionov Date: September 18th, 2016 03:36 am (UTC) (Link)
Спасибо Вам за воспоминания.
И особенно - за принципиальную поддержку в 1990 г.
Тогда это были действительно демократические выборы.
vlapandr From: vlapandr Date: September 18th, 2016 05:18 am (UTC) (Link)
Спасибо за отклик.
eugene_tsypin From: eugene_tsypin Date: September 18th, 2016 08:50 am (UTC) (Link)
А в это время Дэн Сяопин уже раздавил танками на площади Небесного Спокойствия народных трибунов, жаждавших демократических преобразований, и ныне Китай - первая экономика мира.
vlapandr From: vlapandr Date: September 18th, 2016 09:29 am (UTC) (Link)
О как всё просто: раздавил танками демонстрантов - экономика пошла в рост...
eugene_tsypin From: eugene_tsypin Date: September 18th, 2016 09:36 am (UTC) (Link)
Да нет, конечно. Но без этого к югу от Амура сейчас, скорее всего, были бы какие-нибудь воюющие между собой "новые независимые государства посткитайского пространства". "Эпоха Борющихся Царств" в истории Китая уже была.
vlapandr From: vlapandr Date: September 18th, 2016 09:46 am (UTC) (Link)
"Были бы" - это не сослагательное наклонение?)
eugene_tsypin From: eugene_tsypin Date: September 18th, 2016 10:12 am (UTC) (Link)
Государственный деятель обязан предвидеть развитие событий по неблагоприятному для страны сценарию и предотвращать такие варианты развития событий. При необходимости - и силой.
vlapandr From: vlapandr Date: September 18th, 2016 10:30 am (UTC) (Link)
Но он ведь не Господь Бог - всего может и не увидеть. События в Вильнюсе и Тбилиси помните? Помогла там сила или ещё хуже получилось?
eugene_tsypin From: eugene_tsypin Date: September 18th, 2016 10:41 am (UTC) (Link)
Просто Горбачев не обладал волевыми качествами Дэна и боялся за что-либо взять на себя ответственность. В октябре 1993-го сила точно помогла, хотя те, кто еще вечером 3-го октября кричал: "Раздавите гадину!", 4-го, едва сменив дурно пахнувшее исподнее, начал оплакивать "расстрелянный парламент".
vlapandr From: vlapandr Date: September 18th, 2016 10:49 am (UTC) (Link)
А надолго помогла бы сила ГКЧП?

Edited at 2016-09-18 10:50 am (UTC)
s16_n425 From: s16_n425 Date: September 19th, 2016 08:28 am (UTC) (Link)
Помню, как все начиналось... хотя и был в то время школьником
vlapandr From: vlapandr Date: September 19th, 2016 08:51 am (UTC) (Link)
Всё начиналось в Москве, на Арбате, летом 87-го. Этого не забыть: раньше о том да о сём - на кухне полушёпотом, а тут толпы вывалили на улицу, и не знакомые друг с другом люди - до хрипоты о политике, о культуре, об истории... Знакомились, на следующий день приходили договаривать незаконченное... Музыканты уличные появились, чтецы стихов на табуретки вставали, слушателей собирали, колонны проходили с пением частушек...
В Питере то же самое началось годом позже у Казанского собора.
23 comments or Leave a comment