?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О низкой явке на выборы - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О низкой явке на выборы
скамейка

Говорят, на выборы пришло мало народу. Одни комментаторы видят в этом молчаливое согласие с политикой нынешних властей, другие - протест против неё. Кто что хочет, тот то и видит. А я думаю, главная причина в том, что минувшее лето в Петербурге выдалось прохладным и дождливым, поэтому люди, едва выдаётся сухой день, едут за город: на залив, к озеру, в лес за грибами или на дачу за яблоками, которых в этом году уродилось необычайно много. Мне могут возразить: а где же гражданская сознательность наших земляков, которая не должна зависеть ни от погоды, ни от урожая грибов и яблок? А вот на этот вопрос мне ответить трудно, поскольку я не уверен в том, что явка на выборы связана каким-то образом с гражданской сознательностью. Сейчас поясню.

Как я недавно писал, мне довелось участвовать в качестве доверенного лица двух кандидатов в депутаты в предвыборной кампании 1990 года. Члены агитационной группы каждого кандидата постоянно проводили консультационные встречи с ним, изготавливали информационные стенды; днём стояли у этих стендов и подробно рассказывали тем, кто собирался вокруг, о кандидате и его позиции по самым различным вопросам; дискутировали с агитаторами конкурентов и просто политическими оппонентами, убеждали сомневавшихся, приглашали прохожих на встречи с кандидатом; участвовали в теледебатах, расклеивали по ночам листовки - и всё, заметьте, бесплатно, на чистом энтузиазме, полностью разделяя убеждения того, за кого призывали голосовать. Площади перед станциями метро превращались в дискуссионные клубы и даже в своего рода университеты... А что мы видим сейчас?

Вот у палатки с портретом некоего кандидата стоит молодой человек в накидке с названием партии, от которой упомянутый кандидат идёт на выборы. В руках у него пакеты с календариками для прохожих - пустячок, как говорится, а приятно. Взял подарок - отныне фамилия кандидата рефлекторно будет вызывать у тебя немножко положительных эмоций. Но это и всё, ибо на все вопросы молодой человек отвечает, что ничего не знает, потому что его наняли. А чтобы сам кандидат вышел к народу, такого нынче не бывает. Что же касается агитационных материалов, то слова в них, конечно, правильные и, опять же, приятные. Что у единороссов, что у жириновцев, что у коммунистов, что у эсеров. И вот смотришь на фотографию, на очередной отретушированный полупрофиль - и повторяешь мысленно слова незабвенного Черномырдина: "Дать-то ты дашь, а где возьмёшь?" Не даёт ответа...

А у либералов ещё и про свободу сказано. Только у тех, кто помнит 90-ые, сразу вопрос возникает: это про свободу для кого? Не для олигархов ли опять, не для бандитов - только для других теперь? А если для простых людей, то каким же конкретным образом ты, прекраснодушный либерал, защитишь их свободу от произвола высокопоставленных мошенников, от насилия со стороны тех же бандитов. Да плевали они на твой закон, хоть ты просиди штаны в Думе! Или вот тоже: известный политик, тоже кандидат, половину своей предвыборной речи посвящает необходимости восстановления уважения к человеку. И говорит, говорит об этом уважении... А ты думаешь: ага, вот он станет депутатом, и все сразу станут друг друга уважать, перестанут хамить, начнут всячески помогать друг другу... Да ну их всех, болтунов, поеду за город...

озеро

...Тогда, в 1990-ом, выборы действительно были демократическими. Видимо, ни бывшая партноменклатура, ни боссы преступного мира, ни прочие сильные мира сего ещё не не совсем ясно представляли себе, как можно использовать в своих целях новую политическую обстановку, а потому не сильно вмешивались в ход событий. Это чуть позже, когда предприятия перешли на денежные расчёты, частная собственность на средства производства стала неотъемлемой реалией нашей жизни, а в лексиконе чиновничества появилось такое понятие, как освоение финансовых потоков, народный избранник оказался в фокусе внимания упомянутых выше кругов как инструмент достижения корпоративных целей, защиты клановых интересов. Появились депутатские лобби, предвыборные кампании стали щедро финансироваться. Необходимость в народных агитаторах отпала: для соблюдения надлежащего порядка достаточно нанять улыбчивых молодых людей, которые будут раздавать листовки и календарики.

О том, чего не знаю, говорить не буду. А тем более - заниматься конспирологией. Только когда депутаты начинают соревноваться во внесении на обсуждение абсурдных законопроектов, устраивать истерики и скандалы на заседаниях или раздавать журналистам интервью, заставляющие сомневаться в их психическом здоровье, волей-неволей возникает мысль о политическом цирке со своими правилами игры, цель которого - служить "демократической" ширмой всё для той же властной номенклатуры, питающей и воспроизводящей себя независимо от воли масс, в соответствии со своими незыблемыми понятиями и правилами. Так это или не так, повторяю, мне неизвестно. Только думаю, что не один я воспринимаю всё описанное как неизбежное стихийное явление или вообще как нечто чуждое, существующее в ином мире, в ином измерении, куда приближаться обычному человеку опасно: погибнет или перестанет быть собой. Оттого и едет народ на выходные за город: к воде, в лес за грибами или на дачу за яблоками. Там жизнь.

Tags:

22 comments or Leave a comment
Comments
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: September 19th, 2016 07:07 pm (UTC) (Link)
Я вчера с большим интересом тот старый фильм посмотрела. Только на etvnet.com его и нашла, да и то с измененным началом. Первые 4 минуты идет фильм, а звуки каких-то реклам и фраз совершенно не по делу. Странно, что не выключила. На5-й минуте начался нормальный текст - письмо Короленко, кажется.

Edited at 2016-09-19 07:11 pm (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: September 20th, 2016 05:58 am (UTC) (Link)
Да, фильм хороший. Ельцин каков, а?)
А в самом начале - стихи.

Давайте разберёмся не спеша
Cосед с соседом и народ с народом...
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: September 20th, 2016 01:23 pm (UTC) (Link)
Одна наша знакомая недавно за чаем рассказала, что в те годы была на одном выступлении Ельцина в каком-то зале. Пришла туда не очень-то с большим интересом, а ушла... Сказала, что впечатление было такое, что если бы Борис Николаевич сказал:
" Вооружаемся и идем на штурм"... чего угодно - пошла бы не раздумывая".
Самой ужасной его ошибкой и трагедией для людей была война в Чечне.
Хотя еще более ужасной было влезание "лично" гениального Л.И. Брежнева в Афганистан. Может не будь этих событий, и не было бы сейчас такого противостояния с мусульманами. Мне кажется, исторически они к европейцам не лезли, и европейцы к ним тоже. До Афганистана.
chto_v_imeni03 From: chto_v_imeni03 Date: September 20th, 2016 12:10 am (UTC) (Link)
Поддерживаю автора http://lotostata.livejournal.com/407249.html
vlapandr From: vlapandr Date: September 20th, 2016 01:57 am (UTC) (Link)
Спасибо за поддержку.
dubl_7 From: dubl_7 Date: September 20th, 2016 09:25 am (UTC) (Link)
У меня ощущение цирка возникло уже на этапе агитации. Но голосовать все же пошли, почитали плакат. Особенно один кандидат запомнился, до сих пор из головы не выходит. Генеральный директор, 15 кв. м жилплощади, 11 банковских счетов с 13,5 руб. на них. На эти цифры никакая конспирология не нужна. А парню прям хочется подать.
vlapandr From: vlapandr Date: September 20th, 2016 11:58 am (UTC) (Link)
Это всё в агитационных листках было написано?
dubl_7 From: dubl_7 Date: September 20th, 2016 12:00 pm (UTC) (Link)
На стене висел плакат с фотографиями и кратким описанием, чтобы сразу всех посмотреть.
С доходами там у всех было загадочно, но этот самый выдающийся.
vlapandr From: vlapandr Date: September 20th, 2016 12:03 pm (UTC) (Link)
Прошёл в депутаты?)
dubl_7 From: dubl_7 Date: September 20th, 2016 01:08 pm (UTC) (Link)
У меня не прошел)))

Не подумала даже посмотреть. Очень он меня поразил в мозг своими сбережениями.
vlapandr From: vlapandr Date: September 20th, 2016 01:10 pm (UTC) (Link)
Правильно!)))
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: September 20th, 2016 10:43 am (UTC) (Link)
Или голосуй и критикуй, или не голосуй и живи отдельно от государства.ИМХО. Ну кто мешает не проголосовать за ЕР, а за другую партию? Или за нищего директора, а не за толстосума-учителя? Вот священники говорят, что право на выбор - дан человеку божественной волей. (как бы ограничен он не был) Когда я дома (в России) всегда голосую. Хотя при СССРе всегда старалась увильнуть.
vlapandr From: vlapandr Date: September 20th, 2016 11:53 am (UTC) (Link)
Да вот появилось у меня некоторое время назад сомнение в том, что моё участие в голосовании как-то способствует укреплению государства и повышению благосостояния народа. Этим летом, правда, увидел на агитационном плакате изображение знакомого кандидата, которому полностью доверяю: из первой волны демократов, защитник исторического облика Петербурга, популярный городской депутат, за которым числится немало добрых дел. Появилась надежда, что он пройдёт в Думу и моё сомнение развеет. Так не прошёл...
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: September 20th, 2016 12:45 pm (UTC) (Link)

моё участие ...способствует

я уж давно считаю, что это бесполезно - считать свой вклад. Главное - для себя что-то делать, для своей совести. С советского времени осталось:"...кто же разгонит тьму"
vlapandr From: vlapandr Date: September 20th, 2016 01:01 pm (UTC) (Link)

Re: моё участие ...способствует

То, что я делаю для своей совести, опять же не связано с выборами.
tussilev From: tussilev Date: September 21st, 2016 04:37 pm (UTC) (Link)
Это не про Ковалева, случайно? Да, он вызывает доверие и симпатию своими делами и взглядами, но что он делает в Справ.России - никак не понимаю.Миронов давно выглядит как болтун-хлопотун. А у меня ведь эти летом такая ситуация сложилась - хоть криком кричи, без воды и надежды на ее появление мы сидели половину лета, с 14 июля. Отчаявшись, забрела в приемную этой самой СР - они же на всех углах кричат - боремся с чиновниками! решаем проблемы ЖКХ! Ну,думаю, выборы на носу - пусть почешутся. Карась-идеалист, конечно. Заявление приняли, письмо в ответ - хотя бы! - не дождетесь. А голосовать , все же, пошла. Знаете, почему? Кто его знает, как свободный бюллетень используют - нет уж, я сама решу , что с ним делать. Потому и хожу каждый раз, и сын уже второй раз после своих 18 идет со мной - по той же причине. Может, я опять карась-идеалист, не знаю.
А написали Вы все правильно, в общем...
Да, забыла дополнить - проблему с водой мы победили заступничеством святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мир Ликийского, чудотворца. Обоим молилась - чудесно все и произошло. Вопреки всем обстоятельствам.

Edited at 2016-09-21 04:40 pm (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: September 21st, 2016 05:09 pm (UTC) (Link)
Про Ковалёва. Не знаю, каких конкретно убеждений он ныне придерживается, но если судить по его деятельности, похоже, в наибольшей степени ему близки социал-демократические взгляды, а СР себя как раз и объявила социал-демократической партией. Надеюсь, Ковалёв придаст ей конструктивный импульс, хотя, возможно, я тоже карась-идеалист.)
sergi From: sergi Date: September 20th, 2016 01:05 pm (UTC) (Link)
Вы замечательно написали, спасибо вам большое. Очень сходные и у меня мысли.
vlapandr From: vlapandr Date: September 20th, 2016 01:11 pm (UTC) (Link)
И тебе спасибо!:)
dad_bear From: dad_bear Date: September 20th, 2016 07:12 pm (UTC) (Link)
Возможно, имеет смысл (и наверняка, многие это сделали!) полностью попрощаться с иллюзиями:
демократия более-менее длительный период была возможна в древнегреческих полисах и (меньше сотни лет со времён отцов-основателей) в США.
Пожалуйста, забудьте даже само это слово. Это просто – исторический термин.

Разве современный политический процесс, вне зависимости от его географии, не есть чистое искусство? Искусство манипулирования массами?
И разве не с учётом этого всё большее количество людей игнорируют процедуры, связанные с политическим процессом?
Какие бы серьёзные мины ни строили политики любых мастей, но быть соучастником не только пошлейшего, но ещё и анахроничнейшего из анекдотов – избави Бог.
vlapandr From: vlapandr Date: September 21st, 2016 05:03 pm (UTC) (Link)
Это мои тайные мысли, но я не тороплюсь их озвучивать, всё сомневаюсь...
Хотя нет, когда-то уже озвучил. Вы же помните: http://vlapandr.livejournal.com/34642.html
(Deleted comment)
22 comments or Leave a comment