?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Гребенщиков: отсекая лишнее - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Гребенщиков: отсекая лишнее
Не пойму, почему прежде не придавал значения этой песне. 
Может быть, время всё не приходило, а может быть, не видел, как он её спел. 


Взял и отсёк, как Роден, очередной лишний кусок мрамора... 

Вспомнилось: 
"...каждый из нас в потенции является Всемирным Разумом. Но поскольку мы суть животные, наше дело - любой ценой выжить. Чтобы сделать возможным биологическое выживание, Мировой Разум приходится пропускать через редукционный клапан мозга и нервной системы. На выходе же имеет место жалкая струйка своего рода сознания, которая помогает нам выжить на поверхности этой конкретной планеты"
(Олдос Хаксли. "Двери восприятия")

Борис Гребенщиков никогда не прислушивался к внутреннему цензору. Возможно, за отсутствием подобного органа, но скорее всего, потому что рано понял, в какую сторону ему нужно двигаться. Аллен Гинсберг учил спонтанному стихосложению: истинно первое, что приходит в голову. Головы, конечно, разные, и не всякой можно в этом смысле доверять. У Бориса голова оказалась начитанной и светлой - он мог позволить себе не исправлять то, что слышал внутри себя. 

"Придёт приблизительный воин с своим подсознаньем в руке". 

-Боб, а что это значит? 
-Сам не знаю. Каждый может понимать это по-своему. 

Только так мог он расширить клапан и превратить жалкую струйку того, что помогает выжить на поверхности, в поток, несущий свои воды домой, к Океану. Тридцать лет назад я услышал от него единственно уместное определение дзена, в котором фигурировало бы слово "дзен". Он сказал: "Всё - дзен" - и счастливо засмеялся. Если бы он произнёс это серьёзным или, не дай Бог, поучительным тоном, сказанное не имело бы смысла, но он засмеялся. И когда верные слушатели были готовы хором спеть про подсознанье, он опять смеялся, и приблизительный воин являлся уже "с бутылкой портвейна в руке". И конечно, это тоже был дзен. 

-Боб, а что такое "хой"? 
-М-м... Это зависит от индивидуального восприятия... 

Мы были знакомы, я слышал, что это факт. 
Мы были знакомы, я слышал, что это факт. 
Но сегодня твой мозг жужжит, как фреза. 
Здесь слишком светло, и ты не видишь глаза, 
Но вот я пою, попадешь ли ты в такт?
 

Жужжащие мозги, пытливо сканируя ландшафт поверхности, пожирали идею за идеей: инфантильный нигилизм, ортодоксальный коммунизм, националистическую конспирологию, безудержный либерализм, чопорный этатизм и, наконец, отчаянно призывали чуму на всё перечисленное. Аполитичные эстеты, развиваясь и совершенствуясь, искали вокруг парадоксальные образы и нестандартные рифмы, вглядывались в далёкие горизонты, росли и набирали вес... 

Возможно, всё это было у Бориса в предыдущих жизнях, а в этой он продолжал отсекать лишнее, освобождая путь тому, что пробивалось изнутри. Кажется, пробилось. Спасибо тем, кто был вместе с ним годы назад, - и тем, кто рядом с ним сейчас.  

Tags: ,

15 comments or Leave a comment
Comments
zloy_alex From: zloy_alex Date: December 21st, 2007 02:44 pm (UTC) (Link)
1. что-то у меня артикуляция не совпадает
2. спел абсолютно прекрасно
3. но что-то все равно не вставило)
vlapandr From: vlapandr Date: December 21st, 2007 03:45 pm (UTC) (Link)
Мне пятнадцать лет не вставляло.
zloy_alex From: zloy_alex Date: December 21st, 2007 04:53 pm (UTC) (Link)
я тут недавно с кем-то переписывался, и пришли к выводу, что раньше А был хороший, а сейчас уже плохой. Я привожу какой-то подтверждающий пример, а мне отвечают: да нет, это старый, это же где-то год 95-96. Вот так вот))
15 - число более верное, но надо бы еще годика 3-4 прибавить, чтобы понять сколько мне не вставляет))
Но, что удивило, когда прочел текстом вещь с последнего альбома, то очень понравилось. Гораздо сильнее, чем песня, как не удивительно. Что-то на мой взгляд, пропадает с приходом музыки... А вообще разговор долгий)))

Человеческая жизнь имеет более одного аспекта.
В городе Таганроге есть два Звездных проспекта.
Над одним - небеса зияющие
И до самого Волго-Дона
Возвышаются сияющие
Дворцы из шлакобетона.

И по нему каждую пятницу,
Как выйдут со смены из шахты,
Маршируют белозубые
Космонавты.

А на другом все дома в полтора этажа
И по истоптанной траве гуляет коза,
День проходит и два проходит,
Веревка перетерлась, но коза не уходит;
Ей совершенно некуда идти,
Она смотрит в небеса
И шепчет "Господи, прости!".
zaletka From: zaletka Date: December 21st, 2007 03:11 pm (UTC) (Link)
Да, артистизм круче смысла. Иногда его заменяет.
From: ex_7151981 Date: December 21st, 2007 03:39 pm (UTC) (Link)
Артистизм на поверности; смысл и есть поверхность. Глубина видна там, где поверхности не застилают взгляд, а?

:)
zaletka From: zaletka Date: December 21st, 2007 03:43 pm (UTC) (Link)
Таки я о том же
vlapandr From: vlapandr Date: December 21st, 2007 04:07 pm (UTC) (Link)
А я не увидел артистизма. Написано и спето абсолютно искренне. А смыслы, как известно, бывают разные, в том числе, и особые, не соответствующие линейной логике.

Ты хочешь знать мой язык?
Но он мой - и больше ничей.

Испугался бы, спросил себя: почему вдруг "кокаин"? - и набросил себе узду. Не испугался - понесло дальше. Написал текст в рамках логического восприятия - остался на земле. Вышел за рамки - пережил не выразимое словами.
zaletka From: zaletka Date: December 21st, 2007 04:21 pm (UTC) (Link)
Не знаю, я в юности очень любил БГ. А потом остыл. Почему - вот он в этом клипе головой так делает "туда-сюда". Изображает искренность. В европейском танго тоже есть такое движение, за которое танго теперь и знают. Но в аргентинском этого в помине нет. Близко даже. Это придумали для завлекательности. В аргентинском же - просто ломаются кости...
Я пока ещё соджи пью в Корее.
vlapandr From: vlapandr Date: December 21st, 2007 04:49 pm (UTC) (Link)
Это он не искренность изображает, это у него мурашки по телу гуляют. Можно всё это сыграть и стоя столбом, только невыразительно выйдет. И зал не заведётся, и музыкант от зала ничего не получит. Язык тела не обязательно завлекательности служит - он выражает как раз те смыслы, которые постигаются другим полушарием.

zaletka From: zaletka Date: December 21st, 2007 05:02 pm (UTC) (Link)
Не верю я. Я сам двуполушарный. Леннон и Моррисон - критерий
vlapandr From: vlapandr Date: December 21st, 2007 06:31 pm (UTC) (Link)
Хотел я было написать о том, что и Маккартни нынче не тот, да и речь у меня шла не о качестве нынешних песен, а о мотивации творчества БГ и его методе... Дальше думал добавить, что, по-видимому, духовные практики привели Бориса к внутреннему покою - оттого и нет в песнях прежнего эмоционального начала, да и не надо ему, дескать, уже... Но заинтересовался, а что же последний альбом? Послушал - и пустил скупую мужскую слезу:

http://youtube.com/watch?v=DzWwv7TgERk
li_c From: li_c Date: December 21st, 2007 08:36 pm (UTC) (Link)
Прямо жаром обжигает)) Даже не думала, что он так может.
Впрочем, я рока не знаю почти совсем
sergioblog From: sergioblog Date: January 6th, 2008 11:03 pm (UTC) (Link)
Подписываюсь под каждым словом...

А вот этой вот вещью БГ меня недавно просто "убил":
http://www.youtube.com/watch?v=FPuG6PgOVOg

По силе воздействия сравнимо Дао Дэ Цзин ;)))
vlapandr From: vlapandr Date: January 7th, 2008 12:05 am (UTC) (Link)
Мне кажется, с Борисом произошло нечто значительное. Более, чем очередной качественный скачок. "Сокол" попросту сносит крышу.
sergioblog From: sergioblog Date: January 8th, 2008 03:21 pm (UTC) (Link)
Все таки он долго к этому шел - "Моей звезде", например - эмоций меньше, но воздействие такое же сильное.

Нужно было наконец спеть в точности о том, о чем он говорил уже много лет...;)

Кстати судя по последней записи, он до сих пор находится в поиске...
15 comments or Leave a comment