Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

О причинах нарастающего абсурда

Сколько я ни пытался ограничить своё участие в ЖЖ выкладыванием фотографий и самыми простыми комментариями к ним, ничего не выходит, потому что простое человеческое любопытство заставляет меня читать, насколько это получается, не только ленту друзей, но и главную страницу, как если бы это был не ЖЖ, а какая-нибудь купленная в киоске газета, а также посты тех, к кому я когда-то случайно заглянул и чьи новые творения по этой причине предлагает мне прочитать редакция ЖЖ. В конце концов, хочется же знать, в каком мире я нынче живу. Но проблема ещё и в том, что едва ли не каждый день лукавый впутывает меня в какую-нибудь дискуссию. Прежде это были в основном рассуждения на политические темы, а ныне, когда политическая жизнь окончательно превратилась в театр абсурда, причём не только у нас, но и в мировом масштабе, споры всё больше касаются вопросов образования и культуры, так внутренний голос подсказывает мне, что причины нарастающего абсурда кроются именно в этой области. Хочу предложить вниманию друзей свои скромные мысли, высказанные в недавнем споре с преуспевающим айтишником, полагающим, что Пушкину на корабле современности делать нечего, а вот жанр фэнтези - это самая что ни на есть современная культура.

* * *

Лишь небольшое число взрослых людей может овладеть иностранным языком на уровне родного - так, чтобы говорить совершенно без акцента и без ошибок. Причина этого заключается в особенностях развития нейронных связей, часть которых во время перестройки мозга в подростковом возрасте разрушается "за ненадобностью": ведь человек уже умеет говорить – чего же боле? Число тех, у кого по какой-то физиологической причине сохраняются эти связи, составляет всего несколько процентов.

То же самое, как показывает практика, относится и к обучению иным способам коммуникации: таким, как, например, музыка, поэзия, живопись. К их восприятию также необходимо приобщать с ранних лет. Потом бывает поздно - искусство будет восприниматься как средство получения удовольствия и не более того. Человеку может казаться, что он понимает язык искусства, и даже критиковать то, что ему не по душе, но на деле он будет потребителем внешних форм культуры, а не носителем её внутреннего содержания.

Речь идёт об иррациональном, не подверженном логическому осмыслению и не подлежащем вербальному выражению содержании, восприятие которого, тем не менее, является частью общего процесса познания. Простой пример - общение между собой импровизирующих музыкантов. Налицо язык, понятный как им, так и подготовленным слушателям. "Третьей сигнальной системой" музыку называют с полным на то основанием.

Те, в чьей жизни музыка и поэзия занимают значительную роль с детства, обладают, образно выражаясь, неким особым органом восприятия той информации, которая пребывает даже не в нотах и словах, а, как иногда говорят, между ними; информации, которая формирует их картину мира и которую они передают друг другу из поколения в поколение. Есть ли у этой информации какая-либо "полезная" социальная роль?

Древние китайцы считали музыку языком предков, смыслы в котором выражаются в числовых значениях. Этот язык, по их мнению, служил гармонизации мира. Аристотель ввёл понятие катарсиса - очищения через страдание, которое испытывал зритель, сопереживая героям трагедий Софокла. Герой Достоевского предсказывал, что красота спасёт мир.

В эстетическом плане соприкасается с поэзией и глубокая проза. Кроме того, анализ классической литературы позволяет обнаружить в произведении не просто подтекст, аллюзию или скрытую полемику, но и массу смысловых планов (мифологический, исторический, литературный, психологический, философский...). Серьёзное произведение отличает исследование бесконечных проявлений человеческой психики, ничуть не менее захватывающее, чем описание блужданий по тёмным лабиринтам с монстрами. Таковы романы Достоевского, "художника бездны человеческой", по выражению Бердяева.

Что же касается тех, кто ограничил своё литературное образование популярным жанром фэнтези, основным содержанием их сознания становятся симулякры - конструкции, не имеющие аналогов в реальном мире, будь то содержание романа, боевика или компьютерной игры. Угасает интерес к изучению естественных наук, психологии, истории. Отмирает познавательная интуиция. Дети эпохи склонны видеть во всём заговор, постановку, фейк. Это считается у них признаком неординарного мышления. А в результате мы получаем "альтернативную историю", "народное языкознание» и веру в рептилоидов. И не отсюда ли беспрецедентная реакцию на теракт, когда вместо сопереживания погибшим и раненым в Сети распространяется бред о бутафорском поезде и загримированных актёрах? О том, что будет завтра, и спасёт ли мир красота, остаётся только гадать.
Tags: #lj18, культура, литература, музыка, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments