Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

О волшебной силе искусства



Собрались с женой в музей Фаберже на выставку Сальвадора Дали. В те годы, когда мы с друзьями стремились выбраться из колеи обыденности, освободиться от навязанных представлений о мире, увидеть его изнанку и постичь его суть, для многих из нас Дали был кумиром, а для меня - любимым художником. Поэтому на выставку мы с женой собирались с самого момента моего приезда, но всё мешали какие-то другие дела и предпочтения. И вот наконец собрались. Пришли, купили билеты, долго бродили по залам, созерцая работы Коровина, Поленова, Айвазовского, Куинджи, Ренуара; проходили мимо витрин с ювелирными изделиями, которые особых чувств у меня никогда не вызывали, затем догадались спросить у охранника, где же Дали. Оказалось, что выставка закрылась три недели назад, и теперь о ней напоминала только висящая в сувенирной лавке полотняная сумка с репродукцией фрагмента одной из картин художника. Конечно, узнав об этом, я испытал разочарование и невольно двинулся к выходу, но в следующий момент взял себя в руки и решил всё-таки более внимательно осмотреть экспонаты, вокруг которых толпились посетители музея.



Признаться, я не знаток искусства, и мне часто трудно отличить настоящее его произведение от недорогой поделки. Поэтому поначалу я принялся разглядывать блестящие предметы за стеклом с тем же чувством, с которым прохожу мимо бижутерии в подземном переходе под Невским. Однако через несколько минут матовый блеск металла странным образом начал притягивать меня - взгляда от него было уже не оторвать.



Через какое-то время я с удивлением отметил, что нахожусь в состоянии необычного возбуждения, и даже ощутил учащённое сердцебиение.



Не знаю, что за ассоциации тому причиной, но наслаждение, которое я испытывал, было почти физическим.



Мне вспомнились строки из Олдоса Хаксли: "...есть в природе определенные сцены, определенные классы предметов, определенные материалы, одержимые силой переносить ум созерцателя к его антиподам, из повседневного Здесь в сторону Иного Мира Видения. Сходным образом, в царстве искусства мы находим определенные работы, даже определенные классы работ, в которых проявляется та же самая транспортирующая сила. Эти вызывающие видения работы могут быть выполнены в вызывающем видения материале, например, в стекле, металле, драгоценном камне или пигментах, напоминающих драгоценный камень. ...Самое лучшее искусство, вызывающее видения, создается людьми, которые сами обладают духовидческим опытом; но и для любого достаточно хорошего художника возможно, просто следуя испытанному рецепту, создать произведения, которые будут иметь, по крайней мере, хоть какую-то силу транспортации. Из всех искусств, вызывающих видения, самым полностью зависимым от сырья является, конечно, искусство ювелира".



Очевидно, что произведения искусства могут переносить нас не только в иные - духовные - миры, но и в различные эпохи, которые переживал тот материальный мир, в котором мы пребываем в обыденной форме сознания.



Иногда для этого требуется немного фантазии.



А иногда не обойтись без исторических сведений. Вот, например ковш, изготовленный мастером Юлием Раппопортом, главным серебряных дел мастером петербургского филиала фирмы Фаберже. В 1891 году он был подарен князем В.С. Оболенским, гофмаршалом при дворе Александра III, офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка. Позже к ковшу присоединились именные стопки в виде ведёрок с ручками.



Именная стопка служившего в этом полку корнета князя Манвелова... Пришёл домой, поискал сведения о нём. Нашёл:
Князь Григорий Николаевич Манвелов (1882 - 1906), сын кн. Николая Николаевича и Софьи Григорьевны, рожд. Милорадович (во 2-м браке за Н.В. Хвощинским), родился 14 Марта 1882 г. в Либаве; воспи­тывался в Симбирском кад. корпусе, откуда в 1897 г. переведен в Пажеский корпус; в 1899 г. переведен в младший специальный класс; в 1901 г., 13 Августа произведен из фельдфебелей корнетом в Кавалергардский полк; в 1902 г. назначен заведовать молодыми солдатами в 3-м эскадроне. Убит 8 июня 1906 г. в имении Уфимской губернии.
Революция, понимаешь...
Tags: #Петербург, #искусство, #история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments