?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Тесно ли животному в клетке? - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Тесно ли животному в клетке?


В детстве я очень любил ходить в зоопарк. Привязанность эту сохранил и повзрослев, хотя и с некоторыми оговорками, о которых чуть ниже...



Петербургский зоопарк - место довольно живописное, представляющее собой настоящий сад с яблонями, цветочными клумбами, прудами и аккуратными газонами, усаженными розовыми кустами.



Здесь легко дышится, городского шума не слышно, можно бродить по дорожкам и любоваться зеленью вокруг, а можно усесться на скамейку в укромном месте и читать книгу...



Порою легко забыть, что находишься в Петербурге, а не где-нибудь в окрестностях Кёнчжу...



Вместе с тем, при взгляде на иных обитателей зоопарка невольно возникает вопрос, а хорошо ли им здесь так же, как тебе, или они чахнут в своих клетках, вольерах и загонах, тоскуя по родным джунглям, саваннам или безбрежному небу...



Разговорился с местным зоотехником. Рассказал, что когда-то был членом клуба аквариумистов, изучал специальную литературу и знаю, что каждому виду рыб требуются для хорошего самочувствия определённые условия: температура воды, степень насыщенности её кислородом, щелочной баланс, уровень освещения, тот или иной корм - и должный объём аквариума.



Осетру, например, в здешнем аквариуме уютно: вода быстрая, проточная - слизь жабры не забивает...



И крылатка, судя по распущенным плавникам и яркой окраске, довольна...



А что же, например, львы? Ведь жалко на них смотреть: ясно же, что тесно им; видно, что скучают они по воле... Точно ответ специалиста я привести не могу, но идея была такова, что все мы, конечно, хотели бы видеть питомцев зоопарка в менее стеснённых условиях, но каким бы обширным ни был ареал обитания того же льва, далеко от того места, куда ему люди каждый день будут приносить мясо, он не уйдёт - и будет точно так же лениво валяться в тени, как сейчас на полу вольера.



Я говорю, а как же волк? Ведь даже пословица есть: как волка ни корми, он всё в лес смотрит. А сам тут же думаю: собаки-то откуда взялись? Приручённый волк их предок... Изъятый из привычной среды, воспитанный человеком и утративший поисковую активность. Вспомнились рассказы тех, кто выхаживал раненых лосят и отпускал их, когда они подрастали, в лес. Животные возвращались. А с другой стороны, бездомные собаки имеют свойство дичать и снова превращаться в хищников...



Конечно, я не мог не спросить о том, что в деятельности человека обусловлено его биологической природой и поведение какого животного нам следует изучать, чтобы понять самих себя: природу власти, особенности иерархических отношений, формирование основ общества и прочее, включая интимные вопросы. Ответ был: "Шимпанзе. Всё, как у нас". Хотя часто приходится слышать, что на самом деле и животные все разные, и люди: один - точно как волк, другой - вылитый сурикат. Но почитать о шимпанзе действительно надо. Да и о вообще о природе: о биоценозе, об экологии...



А всё-таки: тоскует эта утка или это мне кажется?
Рыбкам-то точно весело...

Tags: , , , , ,

39 comments or Leave a comment
Comments
livejournal From: livejournal Date: August 20th, 2017 05:34 am (UTC) (Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2017 12:07 pm (UTC) (Link)
Северному региону - хорошего воскресенья!)
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: August 20th, 2017 07:04 am (UTC) (Link)

Тесно ли животному в клетке?

а профессору за кафедрой в иностранном универе?
"Свобода - есть осознанная необходимость"
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2017 01:12 pm (UTC) (Link)

Re: Тесно ли животному в клетке?

Какой же я профессор, если никогда не понимал смысла этого высказывания?
Разве так говорят по-русски? Необходимость ЧЕГО, чёрт возьми? Необходимость несвободы? Человек становится свободным, осознав необходимость несвободы? Где логика? Или всё-таки правы те, кто считает, что "необходимость" Спинозы столь же многозначна, сколь многозначен λόγος, над которым бился Фауст? В общем, если "профессору" и тесно, то лишь от недостатка знаний. Пошёл читать "Этику")
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: August 20th, 2017 07:04 am (UTC) (Link)
Впервые вижу, чтобы так держали льва, просто тюрьма.
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2017 12:27 pm (UTC) (Link)
Оттого я и разговор завёл. Но зоотехник говорит, что на самом деле им хорошо: тепло, всегда есть еда - то, ради чего, собственно, им и нужна свобода. Вроде верно: они даже семейные отношения заводят.




А с другой стороны, посмотришь, что за образы формируют у детей картину жизни, и становится не по себе.



Edited at 2017-08-20 01:20 pm (UTC)
campai From: campai Date: August 20th, 2017 07:48 am (UTC) (Link)
Джералд Даррелл считал, что в хорошем зоопарке животному лучше, чем в природных условиях.
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2017 12:11 pm (UTC) (Link)
Опять же возникает вопрос: какой зоопарк следует считать хорошим? Какие условия являются для львов комфортными, а какие не устраивают?
kuzulka From: kuzulka Date: August 20th, 2017 08:30 am (UTC) (Link)
Следующим летом приеду и пойду в зоопарк с внуком!
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2017 12:41 pm (UTC) (Link)
Обязательно!)
egovoru From: egovoru Date: August 20th, 2017 02:32 pm (UTC) (Link)
У Джералда Даррелла в "Гончих Бафута" есть незабываемый пассаж на эту тему. Он, как известно, был там с экспедицией по отлову животных для английских зоопарков (тогда у него еще не было своего). И его полевой лагерь осаждали нервные местные дамы (из европейских переселенцев), обеспокоенные страданиями животных в клетках. Тогда он предложил одной даме поприсутствовать при том, как он избавляет от всевозможных паразитов только что пойманную обезьянку - и там в книжке эта процедура описана в подробностях. Дама выдержала недолго - в какой-то момент она страшно побледнела и попросила разрешения удалиться. Больше она не появлялась на горизонте ;)
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2017 09:19 pm (UTC) (Link)
Всё так. Только как-то грустно они выглядят. Гиподинамии у животных не бывает?
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: August 20th, 2017 06:36 pm (UTC) (Link)
Если животное родилось и выросло в зоопарке, то привычно к условиям. Если условия его стесняют, животное просто хиреет и погибает.А стремление к свободе - кто знает. Это как люди: вот сидят на одном месте, изо дня в день: работа-дом-магазин..И ничего - никуда не тянет.Или - компьютерщики, работающие на дому.
P.S.Самое ужасное - это передвижные зоопарки.
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2017 10:14 pm (UTC) (Link)
Да, жена сейчас рассказала, что передвижной зоопарк - одно из самых тяжёлых впечатлений её детства. С такой мучительной тоской смотрела обезьяна поверх беснующейся у клетки толпы - смотрела и тяжело вздыхала, держась за прутья клетки...
synchrozeta From: synchrozeta Date: August 20th, 2017 09:33 pm (UTC) (Link)
Спасибо за обзор!
Говорят, животным в неволе во многих отношениях лучше - например, они не голодают, их лечат, их не мучают насекомые.

=А всё-таки: тоскует эта утка или это мне кажется?=
Это гусь)
vlapandr From: vlapandr Date: August 20th, 2017 10:06 pm (UTC) (Link)
А посмотрите, что выше пишут: обезьяны заболевают от скуки, им нужна не только еда, но и разнообразие - не эстетическое ли?

Я подозревал, что это гусь, но потом решил, что для гуся слишком короткая шея:)

Edited at 2017-08-20 10:10 pm (UTC)
vera_56 From: vera_56 Date: August 20th, 2017 10:25 pm (UTC) (Link)
Ну да, генетически шимпанзе на 98% человек. Говорят и свинья генетически близка. Не зря она не кошерна. Возможно обе были использованы в линии генетического моделирования хомо сапиенс. Это если рассматривать с точки зрения сотворения человека методом биоинженерии. А так мне всегда зоопарк казался тюрьмой для животных с регулярным питанием. В больших вольерах это лишение свободы слегка сглаживается, но всё же не уходит.
vlapandr From: vlapandr Date: August 21st, 2017 12:17 pm (UTC) (Link)
Вспоминаю песню своей юности:

sergi From: sergi Date: August 21st, 2017 01:54 pm (UTC) (Link)
Красивые фото) Я за зоопарки, за национальные парки и бот сады)
vlapandr From: vlapandr Date: August 21st, 2017 02:40 pm (UTC) (Link)
Я тоже. Но чтобы животным в них было хорошо)
goldfond From: goldfond Date: August 21st, 2017 08:48 pm (UTC) (Link)
Не люблю я наш зоопарк(( Напоминает концлагерь, особенно, в сравнении с Пражским или Берлинским.Кроме того, в городе с его смогом и стрельбой с Петропавловки...
vlapandr From: vlapandr Date: August 23rd, 2017 07:11 pm (UTC) (Link)
Что есть, то есть. Напоминает.
tussilev From: tussilev Date: August 22nd, 2017 04:17 pm (UTC) (Link)
Давно не была в нашем зоопарке. Очень жаль мне тамошних обитателей, хот и пытаются сделать их жизнь хоть чуть-чуть получше. Но это ведь не зоопарк - это зверинец. Особенно после того, как побывала в пражском зоопарке или в парке Омега в Канаде, в котором люди больше изолированы от зверей, чем наоборот, просто смотреть в сторону зоопарка не могу. Давно пора оставить там птиц и мелких зверюшек, которым не нужно много пространства, а большим построить новый и просторный парк для жизни, в котором им было бы хорошо. Сколько лет идет речь о Юнтолово. Улита едет, когда-то будет.
vlapandr From: vlapandr Date: August 23rd, 2017 07:33 pm (UTC) (Link)
Согласен. В конце концов, даже если правы те, кто говорит, что льва жизнь в клетке вполне устраивает, цель зоопарка вовсе не в том, чтобы избавить животных от забот и тягот дикого существования, а в том, чтобы люди смогли увидеть своими глазами, как эти животные выглядят, как они двигаются, питаются, общаются между собой - но если то, что видят люди, вызывает у них ассоциации с тюрьмой, вреда от такого зоопарка больше, чем пользы.
39 comments or Leave a comment