?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О людях и крысах - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
О людях и крысах
В последние дни часто вспоминаю опыт с крысами, описанный лет тридцать назад в журнале "Химия и жизнь" и сильно повлиявший на моё миропонимание. Не знаю, почему о нём рассказывалось именно в этом журнале, но думаю, причина в том, что поведенческие реакции испытуемых, изучение которых было целью эксперимента, были связаны с химическими процессами, протекающими в крысином, а возможно, схожим образом и в человеческом мозгу.

Так вот. Площадкой для проведения опыта служила клетка, разделённая посередине перегородкой. В одной половине клетки к потолку была подвешена еда, но чтобы дотянуться до неё, подопытной крысе нужно было наступить на педаль, замыкавшую электрическую цепь. В этот момент крысу, сидевшую за перегородкой, начинало бить током, а учёные фиксировали свои наблюдения. Опыт проводился несколько раз с разными крысами - по-разному они реагировали и на страдания своих ближних.

Представители одной группы крыс, едва услышав визг из-за перегородки, соскакивали с педали и не повторяли попыток достать еду даже под страхом голодной смерти.
Представители другой группы продолжали есть, но после того как их помещали в другую половину клетки, заставляя испытать боль, а затем возвращали назад, они также больше не прикасались к педали.
Представители третьей группы на мучения соседей по клетке не реагировали и так же спокойно продолжали есть, побывав на другой стороне.

Не помню, какой вывод из наблюдений сделали учёные, но, согласитесь, аналогия с человеческим поведением напрашивается сама собой. Другое дело, что дифференцированное поведение крыс можно объяснить инстинктом сохранения вида: так установлено природой, что кто-то из сообщества должен выжить, чтобы продолжить род. И если в одной жизненной ситуации этому способствует взаимопомощь, в другой какие-то особи останутся в живых только в том случае, если покинут гиблое место, не обращая внимания на сигналы о помощи. Иначе говоря, в первом случае сообщество спасается благодаря особям, наделённым от природы качеством, которое у людей именуется альтруизмом, а во втором - крысиный род продолжают те, кому присущ врождённый эгоизм.

Возникает естественный вопрос: а действительно, не обусловлена ли дихотомия альтруизм - эгоизм самой природой, а не воспитанием и средой, как привыкли думать многие, и не полезна ли она человеческому роду? Не напрасно ли мы осуждаем тех, кто, не замечая чужих страданий и не внемля просьбам о спасении, шагает по головам к намеченной цели? Наверняка тот, кто по природе своей эгоист, скажет: конечно, напрасно. Альтруисты, конечно, решат иначе, не видя смысла в выживании рода, который лишь с натяжкой можно назвать человеческим. Что же до присущего альтруистам чувства сострадания, всякий эгоист сочтёт его показным, наигранным, направленным на достижение личных целей, и будет неустанно об этом говорить. Неисправимый альтруист при этом молча будет помогать тем, кому помогал, или, по меньшей мере, оказывать им моральную поддержку. В конечном итоге каждый останется при своём, но поскольку всякий бессознательно тянется к тому, на кого можно положиться, а не к тому, кто может в любой момент предать, в целом людское мнение испокон веков на стороне людей добрых, отзывчивых и самоотверженных, то есть альтруистов. Хотя жестокосердие, коль скоро оно обусловлено биологически, наверное, тоже в какой-то мере нужно. Не дай Бог наделённому им человеку стать врачом, учителем или госслужащим, в обязанности которого входит приём граждан. Но ведь должен кто-то быть, например, забойщиком скота, неподкупным тюремным охранником - или таким солдатом, которого после войны не мучили бы кошмары.

И ещё один вечный вопрос: кого больше? Кажется, в той журнальной статье указывалось, сколько процентов от общего числа испытуемых животных составили самоотверженные крысы, а сколько - равнодушные к чужой боли, но я не уверен в том, что приведённые цифры точно совпали бы с результатами аналогичного опыта, в котором на месте крыс были бы люди. Да и какими бы они ни были, пусть даже эгоистов гораздо больше, их оппоненты всяко сильнее духом, и поэтому мы ещё существуем.

Tags: , , ,

12 comments or Leave a comment
Comments
val000 From: val000 Date: March 30th, 2018 03:06 pm (UTC) (Link)
Я думаю, что результаты опыта интерпретированы не верно. Скорее всего речь шла о способности крыс восприномать сигнал опасности (крик из соседней клетки). Естественно, что больше выживает тех крыс, которые даже во время еды продолжают прислушиваться к сигналам опасности.

Вообще, перенос психологических экспериментов с животными на людей не нормален: человек только отчасти животное. Кстати, когда я поступил на биофак ЛГУ, в первый же день нам запретили читать подобную научно-популярную литературу.
vlapandr From: vlapandr Date: March 30th, 2018 03:20 pm (UTC) (Link)
А если не говорить о крысах, а сосредоточиться исключительно на человеческих свойствах - чем, с точки зрения науки, обусловлены такие качества, как эгоизм и альтруизм? Только ли воспитанием? Ведь они проявляются уже в годовалом возрасте, когда один малыш ведёт себя агрессивно, бьёт других детей, отнимает у других игрушки, а другой, наоборот, ещё сам не умеет говорить, а уже утешает плачущего, вкладывает ему в руку игрушку...

Edited at 2018-03-30 03:21 pm (UTC)
val000 From: val000 Date: March 30th, 2018 03:27 pm (UTC) (Link)
Я думаю, что на этот вопрос нельзя ответить, потому что ответ лежит в духовной сфере.
vlapandr From: vlapandr Date: March 30th, 2018 03:56 pm (UTC) (Link)
А такое на биофаке не запрещали читать?:)
Я думаю, существование потусторонних сущностей - это всё-таки вопрос веры.
val000 From: val000 Date: March 30th, 2018 04:00 pm (UTC) (Link)
А при чём тут биология?

Нет, не веры. Умрёте - посмотрите :)
vlapandr From: vlapandr Date: March 30th, 2018 04:02 pm (UTC) (Link)
О результатах доложу через ченнелинг:)
val000 From: val000 Date: March 30th, 2018 04:03 pm (UTC) (Link)
Мне не нужно. Я и так знаю :)
livejournal From: livejournal Date: March 30th, 2018 03:37 pm (UTC) (Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
dad_bear From: dad_bear Date: March 30th, 2018 10:42 pm (UTC) (Link)
Ничего не зная об этом эксперименте, когда-то я разделил людей на три группы:
достойные, ничтожные и низкие.
vlapandr From: vlapandr Date: March 31st, 2018 05:42 am (UTC) (Link)
Удачно. Но, согласитесь, эти определения зиждутся на Вашей субъективной оценке этических качеств людей, а не на универсальных объективных критериях. Опыт же, как я понимаю, показывает, что поведение, которое мы оцениваем с этической точки зрения, хваля или осуждая, имеет природную основу - и является проявлением механизма сохранения вида.

На самом деле, признаюсь, текст, написанный по поводу последних трагических событий, отчасти метафорический - это я себя успокаиваю так...
agni_8 From: agni_8 Date: April 1st, 2018 05:32 pm (UTC) (Link)
Думаю, вы правы: разделение на особей с разным типом реагирования на чужое страдание заложено биологически. Как и другое разделение, выявление на тех же крысах - на "обывателей" и "первопроходцев". (Крысам обустраивали домики со всем необходимым, оставляя открытой дверцу, большинство жили-не тужили, малый процент уходил в неизвестность.)

Но прав и первый комментатор: люди только частью животные, и с них спрос иной.
Врожденное отсутствие эмпатии - не вина, а беда, если его не афишируют и стараются не проявлять в поступках по долгу службы. Но когда публично пишут, что в гибели детей особой трагедии не видят - это уже можно оценивать в этических категориях и определять как низость.




vlapandr From: vlapandr Date: April 2nd, 2018 11:45 am (UTC) (Link)
Согласен. Именно так.
12 comments or Leave a comment