?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
17 октября, утро - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
17 октября, утро
17-го с утра был туман. Как оказалось, не только в провинции Кёнсанбукто, но и по всей Корее, и в Казахстане, и у нас в Сибири, и в Москве... Очень красиво, жена говорит, было в Петербурге: сквозь дымку просвечивало солнце, и воздух искрился мелкими серебристыми блёстками... Интересные вещи происходят в последнее время с погодой: в разных концах полушария в один и тот же день начинают лить дожди, потом вдруг возвращается летнее тепло, а однажды утром землю накрывает туман. Или оно и раньше так было, только не было Интернета, и мы не могли моментально узнавать во всех подробностях, что где происходит, а журналистам, монопольно распоряжавшимся информацией, было что рассказать читателям и помимо того, что где-то с утра был туман.



* * *
Обычно в здешних местах утренняя дымка быстро рассеивается, но в этот раз я успел дойти вместе с группой студентов от дома до университета и подняться к себе в кабинет. После работы собрался выложить в ЖЖ то, что снял по дороге, и придумать какой-нибудь лирический текст, но прочитал свежие новости (лучше бы они были о тумане), и фотографии стали восприниматься совершенно по-другому.



* * *
Ни к чему говорить то, что и так ясно любому нормальному человеку, но и промолчать трудно, как бывает каждый раз, когда люди идут за знаниями и гибнут от чьего-то дремучего невежества и злобы.



* * *
Тем, у кого есть дети, вдвойне труднее. Во время событий в Беслане мои мальчишки были младшими школьниками, и то, что произошло тогда, было самым страшным, что я мог и могу себе представить, тем более что около десяти лет отработал в школе. Теперь оба сына - студенты, и всё пришлось мысленно пережить вновь.



* * *
Да, люди наделены ассоциативным мышлением, чувством сострадания и умением поставить себя на место другого, но всё это напрочь отказывает мне, когда я пытаюсь понять тех "бойцов информационного фронта", которые устроили шумные публичные гадания, чьим спецслужбам было выгодно устраивать террористический акт, российским или украинским. Если поначалу оскорблениям подвергались сторонники то одной, то другой версии, теперь уже достаётся и тем, кто считает, что ничьи службы здесь ни при чём. Так вчера в комментариях к одному посту один блогер, явно страдающий паранойяльным синдромом, обвинил меня в том, что у меня фальшивый IP, фотографии не мои, в Корее я никогда не был, а сижу где-то у Пригожина и пишу комменты "на деньги налогоплательщиков". Всякое читал в свой адрес (и "либерастом" побывал, и "жидом", и "полковником ФСБ", что было "доподлинно известно" неким анонимам), но такого ещё не встречал. Вот уж где туман...



* * *
Часто слышу от близких: не надо во всё это встревать, только время теряешь; занимайся своим делом, учи студентов, помогай семье - и прочее в том же духе. Признаться, пытался...



* * *
Но всякий раз, когда включаю компьютер и читаю новости, ощущаю отчаяние от ощущения наступления чего-то неотвратимого: даже не войны, на грани которой стоит мир, а всеобщего помутнения сознания и конечного безумия. Мне начинает мерещиться злой умысел в действиях тех, кто составляет новостные ленты и снабжает их гиперссылками, бесконечно ведущими от одной пустой и пошлой или фальшивой новости к другой: какая-то никому не известная певица "показала всё", "забыла надеть трусы", "уронила юбку" и так далее. Не заложено ли в алгоритме этих переходов нечто вызывающее паралич мышления и деградацию? Кто все эти люди, которые выбирают из посредственных, но смазливых актёров, певцов и танцоров будущих медийных персонажей, которые должны скандалить, изменять жёнам, разводиться, платить штрафы, забывать надеть трусы и, конечно, давать "сенсационные" интервью, превращаясь во властителей дум? Кто стоит за этими "демиургами"? Те, кто достиг вершин благополучия и кому теперь не нужны умные и талантливые конкуренты? Или те, кто видит залог стабильности общества не в интеллектуальном и творческом его развитии, а в низведении его до уровня стада? И как же тут не встревать?



* * *
Сегодня решил посмотреть, кто в предыдущие дни заходил ко мне в блог. Обнаружил в статистике новое имя: mhtn_from_piter. Как говорили в старину, блестящий молодой человек: умный, начитанный, пишет кратко, легко и остроумно, прекрасный собеседник для книгочея. Только в друзьях у него два человека, и комментарии в блоге отсутствуют. В чём причина? В излишней скромности? В том, что пишет для себя? Но разве редко мы видим на главной странице пост без единого комментария, но на горячую или, наоборот, "вечную" тему, обещающую горячий и бескомпромиссный диспут, именуемый в народе не слишком благозвучным словом? Ау, редакция!



* * *
Не даёт ответа. Оно и понятно. Живой Журнал ныне - чисто коммерческий проект, площадка для размещения рекламы. Реклама размещается в записях, которые должны быть на виду, то есть на главной странице ЖЖ. Чем больше читателей посетят главную страницу и увидят рекламу какого-нибудь центра эпиляции или прочитают пост, где подобная реклама будет бесхитростно прикрыта простеньким текстом, тем больше денег за неё будет выручено. Предполагаю, что размещению поста предшествует предоплата, поэтому ситуация, когда деньги уплачены, а пост в "топ" не попал, недопустима. При этом, разумеется, не все посты что-нибудь рекламируют, ведь основная масса блогеров должна верить в то, что и у них есть шанс сделать мир немного лучше или просто прославиться. Поэтому и здесь из их числа выбирается небольшая обойма медийных персон, которым гарантировано место в "рейтинге" и задача которых - обеспечить срач упомянутый выше диспут: махровому сталинисту должен противостоять столь же махровый антисоветчик, стороннику "русского мира" - его ярый противник, умеренному государственнику - ироничный либерал. Прочие места - за двумя-тремя путешественниками (пока один путешествует, другой пишет), кулинарами, бывшими милиционерами, психологами, врачами - и теми, кто играет роль сплетниц, которые должны хвалить Волочкову и ругать Седокову, пока те не станут читателю как родные. Время от времени "топ" оживляется творениями альтернативных историков, утверждающих, будто Санкт-Петербург построила древняя цивилизация, а какие-нибудь известные горы - на самом деле рукотворные пирамиды. Остальная часть "топа" отбирается автоматически, но не по числу посещений, а по ключевым словам, отражающим нужные (скажем, политические) темы, далее - вручную. Помню, однажды на главной странице были размещены подряд две записи, в заголовках которых было слово "опущенный" (подразумевался криминальный смысл), а заголовок следующего поста начинался со слова "отпущенный" (компьютер обознался). К счастью, бывают в "топе" и исключения, вроде Софьи Багдасаровой с её замечательными постами о живописи, но они погоды не делают.



* * *
И что мы видим в результате? То, что многие из тех, кто старался прежде писать интересные и познавательные посты, ушли из ЖЖ или почти забросили его. Нет, не потому что их амбиции оказались неудовлетворёнными, а потому что главная страница, которая задаёт тон всему журналу (как ковёр - комнате Джеффа Лебовски), убеждает их в том, что страшно далеки они от народа. А политика редакции, выводящей в "топ" посты с очевидно ложными, но обещающими посещения тезисами - и закрывающей глаза на то, как здравые голоса заглушаются грязными оскорблениями нахрапистых ботов, приводит к удручающему падению уровня общественной дискуссии и нагнетанию взаимной ненависти, последствия чего нетрудно предугадать. Деньги деньгами, парни, но ведь если люди окончательно перестанут слышать друг друга, мало не покажется никому. То, что произошло в Керчи, далеко не первый звонок. Так что же, молчать или всё-таки пытаться что-то изменить в информационном пространстве?



* * *
Туман к обеду рассеялся, и даже выглянуло солнце. А вот рассеется ли туман нашего неведения или сгустится пуще прежнего, это вопрос.

Tags: , ,

28 comments or Leave a comment
Comments
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: October 21st, 2018 01:35 pm (UTC) (Link)
Да нет ничьего злого умысла. Просто дураков больше, чем умных, и чтобы медиа на них не ориентировались как на большинство, надо цензурить все, что ни попадя. На государственном уровне. А нет - так и суда нет...
vlapandr From: vlapandr Date: October 21st, 2018 02:19 pm (UTC) (Link)
Так это мне этот умысел кажется злым, а тем, кто ориентируется на дураков, он кажется вполне нормальным. Как, например, менеджерам шоу-бизнеса, которые заинтересованы не в поисках и продвижении талантов, что трудно, а в том, чтобы невзыскательная публика принимала на ура слепленных по шаблону "звёзд", что гораздо прибыльнее. Конечно, хотелось бы иного.
elven_gypsy From: elven_gypsy Date: October 21st, 2018 02:21 pm (UTC) (Link)
Ну да...
max_volna From: max_volna Date: October 21st, 2018 01:55 pm (UTC) (Link)
Красиво
vlapandr From: vlapandr Date: October 21st, 2018 02:20 pm (UTC) (Link)
Согласен, но я не о том...
livejournal From: livejournal Date: October 21st, 2018 02:28 pm (UTC) (Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vlapandr From: vlapandr Date: October 21st, 2018 02:36 pm (UTC) (Link)
Это говорит о том, что у нас в регионе честный топ.)
val000 From: val000 Date: October 21st, 2018 02:56 pm (UTC) (Link)
Красиво, а остальное не важно - последствия информационной катастрофы - нам остаётся только наблюдать.

Насчёт истории питерской жизни у меня есть вопрос.
vlapandr From: vlapandr Date: October 22nd, 2018 04:34 am (UTC) (Link)
Ну как неважно? Боюсь, что если люди думающие будут только наблюдать, наблюдение это будет недолгим...
val000 From: val000 Date: October 22nd, 2018 11:55 am (UTC) (Link)
Катастрофа уже произошла. Выживут умнейшие. Тут ничего не поделать.
vlapandr From: vlapandr Date: October 22nd, 2018 03:36 pm (UTC) (Link)
Five to one,
One in five.
No one here gets out alive!(с)
val000 From: val000 Date: October 22nd, 2018 03:57 pm (UTC) (Link)
Когда Милоша Формана спросили о самом важном изобретении прошлого века, он ответил, что это ядерная бомба: с тех пор не было ни одной серьёзной войны, потому что генералы стали так же уязвимы как и их солдаты.

Когда Обаму журналист спросил на прессконференции: "При каких условиях США могут применить ядерную бомбу против России?", тот ответил: "Вы что с ума сошли?"

Не будут они себя убивать.
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: October 23rd, 2018 10:30 am (UTC) (Link)
"Катастрофа уже произошла. Выживут умнейшие".
Когда такое было, чтобы выживали умнейшие? Кроме Ноя на ковчеге других случаев не знаю... так его предупредили.:)
val000 From: val000 Date: October 23rd, 2018 12:00 pm (UTC) (Link)
Там выше по ссылке описано, почему вот сейчас оно и началось.
goldfond From: goldfond Date: October 21st, 2018 06:13 pm (UTC) (Link)
Я на главную страницу не хожу теперь вообще - из-за тех причин, на которые Вы указали.
Мне кажется, что нынешняя журналистика к журналистике не имеет отношения, а принята отвлекать людей от болевых моментов нашей жизни и кавардака в политике...
vlapandr From: vlapandr Date: October 22nd, 2018 02:55 am (UTC) (Link)
ЖЖ - это всё-таки крупная социальная сеть, которая во многом формирует общественное сознание. Мне, наоборот, хотелось бы, чтобы её главную страницу посещало как можно больше людей, которым есть что противопоставить глупости, невежеству и подлости. А отвлекают от насущного и там...
goldfond From: goldfond Date: October 22nd, 2018 03:06 pm (UTC) (Link)
Может быть, такие люди и есть, но в ТОПы и на главную страницу они попадают, увы, редко... Такова нынешняя стратегия руководства сети(
vlapandr From: vlapandr Date: October 22nd, 2018 03:30 pm (UTC) (Link)
Да, их посты не попадают, но они могут хотя бы принимать участие в дискуссиях.
goldfond From: goldfond Date: October 22nd, 2018 03:55 pm (UTC) (Link)
Это сколько же надо перелопатить, чтобы найти жемчужное зерно?))
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: October 21st, 2018 06:19 pm (UTC) (Link)
Вот который раз повторяю: ну наф.. людям топы? Хотя, вспоминаю, как во времена блогов мейла были и там своеобразные топы.. Но топы по частоте написания постов(по активности) по посещаемости, по комментируемости. какого-го общего топа не было. А люди уходят из ЖЖ просто потому, что разленились писать обстоятельные, личные и "раздумчивые" посты. Дело не в коммерциализации ЖЖ, а совсем в другом. Я помню, как первое время писала просто для себя, а не для посещаемости. Заметила, что обычно человек приходит в твой блог не потому, что блог интересен, а чаще всего после того, как активно общаешься с ним в его блоге. Или по "наводке". Но наводку дают редко. В большинстве случаев блогер не хочет "отдавать" свою аудиторию. Это характерно для ЖЖ. У нас в блогомейлах было наоборот. Там была очень распространена опция" друзей в ссылку". В результате даже когда мейл фактически уничтожил блоги, перенеся их на платформу ММ (мой мир)мы все равно ходим друг за дружкой кучкой - в жж или на ФБ.
vlapandr From: vlapandr Date: October 22nd, 2018 04:26 am (UTC) (Link)
Виртуальная жизнь местами весьма схожа с реальной. Так в реальной жизни одни люди живут на окраинах или за городом, гуляют с друзьями в парке или бродят в одиночестве по лесу; других манят городские просторы, им нравится быть в гуще незнакомых людей, и они выбирают шумный центр. Когда-то психолог Игорь Кон писал о том, что подросткам свойственно собираться в ключевых местах села или города в ожидании встречи или события, которые могли бы изменить их жизнь. Теперь такое место заменил компьютер или смартфон. Главная страница ЖЖ - та же городская площадь, заполненная говорливой толпой, но в последнее время, если почитать комментарии к топовым постам, она всё чаще напоминает пустырь с гопниками...

Не думаю, что люди разленились писать обстоятельные, личные и "раздумчивые" посты. Просто если человек говорит, он должен быть уверен в том, что его слышат. Если пишет - в том, что его читают. Друзья, как правило, наши единомышленники, им не нужно что-то долго рассказывать или разъяснять. Мы обмениваемся с ними сжатыми репликами, за которыми стоит обширный и глубокий контекст. Обстоятельные тексты - для новых знакомых. Если человек видит, что его записи из раза в раз кратко комментируют два-три френда, ему кажется, что только они эту запись и читали. Зачем же писать много? Жизнь коротка, хочется поскорее передать кому-то свой опыт, но если он мало кому нужен (люди странные: недавно сразу несколько человек написали, что я лгу, будто работал в советское время учителем), лучше не терять время, а читать самому. А постить фотографии. Вот сегодня опять запощу горные пейзажи. Полезно для душевного здоровья:)
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: October 22nd, 2018 02:04 pm (UTC) (Link)

работал в советское время учителем

мой учитель -словесник(светлая ему память) был выдающейся личностью. После ухода из школы был театро-, поэтоведом. шахматистом. считать, что учитель - это ограниченное существо в футляре - как-то глупо.
vlapandr From: vlapandr Date: October 22nd, 2018 02:17 pm (UTC) (Link)

Re: работал в советское время учителем

Да нет, они почему-то не поверили в то, что у меня в середине 80-х было по шесть уроков в день, включая субботу, 8 часов в неделю продлёнки с малышами, агитбригада, дискуссионный клуб и руководство ансамблем. Говорили, что их родители - учителя, работали на одну ставку и получали большую зарплату, а я вру. Абсурд какой-то.
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: October 22nd, 2018 02:25 pm (UTC) (Link)

на одну ставку и получали большую зарплату

это ж где такой учительский рай был? я как учительский ребенок, помню это вечное безденежье. А у меня родители преподавали в техникуме (мама) и в институте - папа. У детей рабочих ( с оборонных заводов)не переводились шоколадные конфеты, стояли в очередях на машины, а у нас было событие раз в несколько лет - новое платье у мамы.
vlapandr From: vlapandr Date: October 22nd, 2018 02:29 pm (UTC) (Link)

Re: на одну ставку и получали большую зарплату

Не знаю, где был тот рай...
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: October 21st, 2018 06:25 pm (UTC) (Link)
фото хорошие)) особенно где поля.. туман как отсекает лишнее, оставляя главное. Наверно, и в жизни так надо: есть нечто главное, а остальное - шелуха.
vlapandr From: vlapandr Date: October 22nd, 2018 04:27 am (UTC) (Link)
Это так.)
steinun From: steinun Date: October 22nd, 2018 03:34 pm (UTC) (Link)
Люди, обвиняющие во лжи, вероятно, допускают такую манеру общения сами, не всем же это приходит в голову.
Как-то многое перевернулось с ног на голову.
28 comments or Leave a comment