?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Пигмалион цифровой эпохи - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Пигмалион цифровой эпохи
В минувший четверг, по дороге в горы, профессор Ким Санхён, зная о моей любви к изобразительному искусству, предложил мне заехать ненадолго в интересное место, а именно - в выставочный зал "Чжон" (全), который находится недалеко от центра Тэгу. Он сказал, что там проходит выставка работ его доброго знакомого, скульптора Ли У. Я спросил, в каком художественном направлении работает скульптор. "В современном", - ответил профессор. Перед глазами у меня пронеслась вереница самых разных пластических образов, от дышащих живой страстью мраморных изваяний Родена до мудрёных проволочных инсталляций, наделённых потайным смыслом. Однако выяснилось, что мой коллега выразился совершенно точно, ибо трудно представить себе материал, более отвечающий понятию современность, нежели тот, который использует для создания своих работ Ли У.



* * *

Скорее всего, традиционные фигуры из камня и керамики, которые виднеются сквозь стёкла галереи, находятся на своих постоянных местах, хотя не исключено, что они призваны усилить эффект неожиданности от увиденного внутри.



* * *

Первое, что бросается в глаза при входе в зал, это две изящные женские фигуры в серебристых одеяниях.



* * *

При ближайшем рассмотрении оказывается, что как одеяния, так и сами тела скульптурных персонажей выполнены из перфорированных листов металла, вызывающих у не слишком искушённого в технике зрителя некие смутные ассоциации. Головы металлических женщин снабжены с передней стороны работающими мониторами, с экранов которых глядят живые лица. Так в той женщине, которая стоит в левом углу зала, можно без труда узнать Одри Хепбёрн. Время от времени её черты превращаются в изображение бабочки. Это неудивительно: хрупкую, изящную актрису современники называли танцующей феей.



* * *

Изображение капризное: порой оно и вовсе исчезает. Хотя возможно, что скромная компьютерная Одри просто смущается в присутствии основательницы галереи, госпожи Чжон Пёнхва.



* * *

Почтительно ведёт она себя и рядом с тем, кто дал ей новую жизнь... Волей-неволей в памяти возникает образ Галатеи, которую создал некогда из слоновой кости и оживил силой своей любви (в чём помогла ему богиня Афродита) греческий скульптор Пигмалион... В своё время художник и технолог Александр Циарас разработал программное обеспечение, позволяющее получать максимально достоверные изображения человеческого тела на каждом этапе его развития. Ныне его называют Леонардо да Винчи цифровой эпохи. Не знаю, использует ли какое-нибудь программное обеспечение при создании своих произведений Ли У, но глядя на воспроизведённые скульптором совершенные формы женского тела, трудно не назвать его Пигмалионом цифровой эпохи.



* * *

В отличие от своего древнего предшественника, Ли У создал не одну Галатею, а несколько. И наверняка, как и всякий скульптор, любит все свои творения.



* * *

К сожалению, лицо второй женщины мне незнакомо, но зато на спине у неё я заметил лёгкие крылышки: это тоже фея. А постамент, на котором она стоит, наконец заставляет зрителя вспомнить, где он видел детали, из которых собраны фигуры: это не что иное, как разобранные корпуса компьютеров. Тут уже на память приходит замечательный фильм трёхлетней давности Ex Machina ("Из машины"), который посвящён весьма актуальной проблеме искусственного интеллекта. Если ожившая Галатея стала счастливой женой своего создателя, то творение главного героя фильма оказалось гораздо менее благосклонным к нему... И думаешь: а не человека ли будущего изобразил автор? А может, в чем-то уже и нынешнего...



* * *

На лицевой стороне выставочного буклета - ещё одно явно мифологическое существо, но какого оно происхождения, я сказать затрудняюсь. Это четырёхрукий кентавр в шлеме и с мечом. Греки, если я не ошибаюсь, представляли себе кентавров двурукими; четыре руки, как мне кажется, это нечто более позднее. Что интересно, в этом буклете есть и другое изображение персонажа с тем же лицом, но уже с человеческим телом и шестью руками. Шестирукий воин часто встречается в восточных сказаниях, но при этом у него должно быть три головы. Впрочем, не факт. Как бы ни было, есть повод углубиться в изучение мифологии.



* * *

Что касается картин, которые демонстрируются на выставке, то они представляют собой подвергнутые компьютерной обработке фотоизображения тех скульптур Ли У, которые в настоящий момент находятся в других местах, например в коллекции художественного музея Акита (Япония).



* * *

В триптихе, изображающем женщин с головами различных животных мне почудились мотивы египетских мистерий, но замысел автора, конечно, всегда шире того, что может предположить зритель.



* * *

А вот работа, которой автор, как мне показалось, придаёт особую важность. Она же повторяется на экране установленного в зале монитора в виде анимированного изображения. Ли У объясняет, что картина представляет собой иллюстрацию к мифу о яблоке раздора. В её композиции без труда угадывается отсылка к полотну Рубенса "Суд Париса". Три фигуры справа - богини, из которых пастух Парис, по воле Зевса, должен выбрать прекраснейшую: Гера, Афродита с Эротом и Афина. Слева - Парис и посланник Зевса Гермес. Гера предлагает Парису царскую власть, Афина - военную славу, Афродита - любовь самой красивой женщины. Парис бросает золотое яблоко Афродите, выбирая любовь.



* * *

Ли У - творческий псевдоним скульптора, его имя - И Чжан У. Художественное образование он получил, обучаясь на факультете изобразительных искусств университета Кёнбук (Тэгу). Неоднократно принимал участие в отечественных и зарубежных выставках. Беседует с ним профессор Ким Санхён.



* * *

О своём творчестве Ли У написал книгу, которой дал английское название The Empty Digital Body. Честно говоря, не знаю, как лучше перевести его. "Пустое цифровое тело"? Но в русском языке слово "пустое" имеет ещё и значение "малозначительное", хотя в контексте восточной культуры его можно рассматривать и как указание на пустотность природы сущего. "Полое цифровое тело"? Это совсем уже научно-техническая терминология, не слишком уместная для определения произведений искусства... Так что ("Шишков, прости...") пусть будет The Empty Digital Body.



* * *

Да и не ограничивается автор цифровыми телами. Одна из работ представляет собой изображение реальных живых детей, только в глазах девочки - лунные полушария, в мальчишеских глазах - земные. Промолчу, чтобы своим толкованием не разрушить очарование тайны. Всё-таки искусство - не то, что можно толковать словами. Ими можно только указать путь к восприятию авторского замысла. The rest is silence. (с)

Tags: ,

24 comments or Leave a comment
Comments
krisya_kriskina From: krisya_kriskina Date: October 27th, 2018 04:19 pm (UTC) (Link)
Чего только не бывает на свете! Спасибо, что поделились, это любопытно) Прекрасная новая жизнь старых вещей (уже и компьютеры бывают старыми, а ведь ещё недавно они существовали только в фантастических книжках)
vlapandr From: vlapandr Date: October 27th, 2018 04:45 pm (UTC) (Link)
Несколько лет давал своим корейским студентам тему "Компьютер". В этом году отказался. Всё чаще надо переделывать весь материал: и тексты, и диалоги, и упражнения...
furiara From: furiara Date: October 27th, 2018 05:16 pm (UTC) (Link)
Очень классный художник! А его работы - типичный метамодернизм.
vlapandr From: vlapandr Date: October 27th, 2018 05:33 pm (UTC) (Link)
Почитал про метамодернизм. Внушает надежду...)
furiara From: furiara Date: October 27th, 2018 05:39 pm (UTC) (Link)
Да, мне нравится, что творческие люди теперь не оглядываются по сторонам, а создают образы из собственной головы..)
val000 From: val000 Date: October 27th, 2018 05:29 pm (UTC) (Link)
Забавно!
vlapandr From: vlapandr Date: October 27th, 2018 05:33 pm (UTC) (Link)
А по мне, так оригинально!
val000 From: val000 Date: October 27th, 2018 05:40 pm (UTC) (Link)
и оригинально, но высоких чувств не пробуждает - только заставляет задуматься :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 27th, 2018 05:42 pm (UTC) (Link)
Так и это прекрасно!:)
val000 From: val000 Date: October 27th, 2018 05:56 pm (UTC) (Link)
и то хорошо :)
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: October 27th, 2018 05:34 pm (UTC) (Link)

это я точно не видел.
не могу сказать, что сильно нравится, но ... значительно понятнее многого из современного искусства
ну, вам как жителю кулютурной столицы искусство таки ближе :)
не всем дано такое понять
вот такие пАребрики, пАнимаешь :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 27th, 2018 05:53 pm (UTC) (Link)
Не скажу, что понимаю в современном (да и в классическом) искусстве всё, но это мне нравится: и заставляет думать, и побуждает искать новое - и красиво.)
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: October 27th, 2018 06:04 pm (UTC) (Link)
даа, искусство ОЧЕНЬ тонкая вещь. почти как Восток :)
тут мало применим принцип ценника, к сожалению
чо далеко ходить, взять того же Бэнкси: человек картинку порезал и она подорожала
картину, а не, скажем, своё ухо, :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 27th, 2018 06:13 pm (UTC) (Link)
А вот в истории с Бэнкси я что-то пропустил: никак не пойму, как может подорожать то, что, как пишут, "самоуничтожилось"...
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: October 27th, 2018 07:05 pm (UTC) (Link)
ну, там только наполовину самоуничтожилось
зато пиар - просто афигенный :)


Edited at 2018-10-27 07:06 pm (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: October 28th, 2018 09:36 am (UTC) (Link)
Ну вот, теперь понятно. Странная тенденция наблюдается в последнее время в журналистике: сообщается новость, и такое ощущение, что упущено что-то важное, без чего возникает масса вопросов. Непрофессионализм или что-то другое?
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: October 28th, 2018 10:43 am (UTC) (Link)
я вас умаляю, эта новость - это не просто квинтэссенция торговли живописью, это прям как пример из учебника, причём самый доходчивый
просто, когда теперь вы будете видеть какую-нить абстракцию, стоящую миллионы денех, вы можете понять, что система ценообразования на такие вещи совсем нелинейна :)
впрочем, это касается не только живописи
успешность жизненных достижений определяется не стоимостью вашего движимого и недвижимого имущества :)
хотя, и отрицать всё материальное и жить в бочке ... тоже не выход :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 28th, 2018 10:49 am (UTC) (Link)
Всё так, но я говорю не о ценообразовании, а об абсурдности новостного текста, в котором не было сказано, что картина самоуничтожилась не до конца.
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: October 28th, 2018 11:43 am (UTC) (Link)
ну, это то как раз понятно
столько стало источников информации, что надо увлечь человека уже с заголовка
"Шагом фарш" и прочая ... вы же знаете, что названия книжкам часто не сами авторы придумывают, например
для этого в издательствах есть специально обученные люди
впрочем, как и перевод названий иностранных фильмов часто очень далёк от оригинала :)
vlapandr From: vlapandr Date: October 28th, 2018 01:59 pm (UTC) (Link)
Это так.
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: October 28th, 2018 07:37 pm (UTC) (Link)
опять же клиповое мышление виновато, или как называется невозможность долго удерживать внимание на одной проблеме?
aniskin1968 From: aniskin1968 Date: October 27th, 2018 07:06 pm (UTC) (Link)

Не скажу, что понимаю в современном (

я знаю, что ничего не знаю :)
chugaylo From: chugaylo Date: October 27th, 2018 06:07 pm (UTC) (Link)
Любопытные работы! Интересно, он работает только в этой "компьютерной" технике?
vlapandr From: vlapandr Date: October 27th, 2018 06:15 pm (UTC) (Link)
Не знаю, хватает ли ему времени на иное. Надо поинтересоваться.
24 comments or Leave a comment