
* * *
Бетонные стены, ещё недавно серые и унылые, были украшены сложенными из керамической плитки репродукциями известных произведений мировой живописи. Открывали галерею "Кувшинки" Ван Гога, и я будто оказался у пруда, рядом с которым прожил более десяти лет. Если бы не спешил, отправился бы прямиком к нему - приветствовать старых карпов и любоваться свисающими к воде ветями ивы...

* * *
Следующей картиной, которая предстала перед мной (или лучше сказать, перед которой предстал я), была "Лодка" Ренуара. Я тут же перенёсся в мыслях к родным пенатам, в ЦПКиО, где когда-то катал на лодке девушек, а позже - жену с детьми...

* * *
"Джоконда". Вспомнилась давнишняя история с одним моим знакомым художником, который утверждал, что вор, похитивший картину в 1911 году, вернул в Лувр копию, которая висит там и по сей день. Вывод был сделан на основании сравнения современной фотографии картины с её снимком в каталоге, выпущенном до кражи. Какие-то пропорции, по утверждению моего знакомого, не совпадали. Парень заразил своей идеей некоторых солидных людей, была организована презентация доклада об открытии с просмотром слайдов и фуршетом, собрался полный зал народу, и всё шло замечательно, пока меня не озарило, что фото в каталоге могло быть сделано как раз с копии, а не с оригинала: сжульничал фотограф, не захотел тащиться со штативами и лампами в музей... И кто, спрашивается, тянул за язык? Вечер тот продолжался ещё долго, но уже без прежнего воодушевления. До сих пор жалею о своём выступлении. Истина, конечно, превыше всего, но ведь бывают моменты, когда лучше промолчать...
Рядом с портретом Джоконды - "Девушка с жемчужной серёжкой" Вермеера. Не могу отделаться от впечатления, что у меня перед глазами моя однокурсница Наташа. Как две капли воды. Вот это, пожалуй, мистика...

* * *
Снова Ван Гог - "Звёздная ночь". Смотрел, пока голова не закружилась. Вспомнил, как писал по ночам дипломную работу, время от времени выходя на улицу покурить и посмотреть на небо, и как однажды неподвижный и безмолвный пейзаж вдруг стал резко надвигаться на меня - и я испугался какой-то истины, которая готова была взорвать моё сознание. Спустя восемь лет это ощущение повторилось - на сей раз после вдумчивого чтения "Диалогов" Платона. И опять - когда мне показалось, будто земля встала на ребро и я сейчас полечу в бездну - страх заслонил от меня понимание чего-то важного. Потом много раз пытался вернуть то состояние, но увы... Может быть, поможет живопись?

* * *
Наверное, Ван Гог - любимый художник дизайнера, облагородившего тоннель.

* * *
А может быть, всё-таки Ренуар. Удивительное дело: не холст - плитка на стене в полутёмном тоннеле, изображение разбито на квадраты - и всё равно живое.

* * *
Жорж Сёра. Я уже забыл, куда шёл; не замечаю, что над головой у меня проносятся грузовики, мотоциклы...

* * *
Вернулся к началу осмотра. Напротив "Кувшинок" - "Завтрак на траве" Моне. Вот интересно, видал и более откровенные полотна, не говоря уже об ином изобразительном жанре, но так как эта картина слывёт скандальной, она вызывает у меня некоторое смущение. Вот она - сила общественного мнения... Но разве живопись не учит человека умению смотреть на мир своими собственными глазами?

* * *
Конечно, учит. Вот я обернулся, а мир уже другой. Мораль из этого рассказа выводить не буду, она и без того всякому ясна.

* * *
А вот закончить его песней на корейском языке про какого-нибудь художника не помешало бы. Вот этой, например...