Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Category:

Лейденская колекция в Эрмитаже. Сегодня - последний день!

Как явствует из заголовка, этот пост обращён в петербуржцам и гостям Северной столицы, но это не значит, что остальные могут его не читать, ибо кто знает, где завтра окажутся картины, о которых идёт речь! Может быть, у вас в городе - и вы, услышав уже знакомое название, тут же поспешите на выставку и успеете на неё попасть, как успел вчера вечером автор этих строк.




Должен уточнить, что фраза о завтрашнем дне была фигурой речи, так следующий пункт назначения путешествующей экспозиции в общем-то известен, и это Вашингтон, но ведь на этом история не кончается! Короче говоря, Лейденская коллекция - это крупнейшее в мире частное собрание голландской живописи XVII века, включающее работы Рембрандта, Вермеера, Халса и других замечательных живописцев.




Возможно, читатель спросит: почему это автор поста говорит о картинах, а показывает всё каких-то лошадей? Отвечаю. Дело в том, что лошади эти возят всех желающих мимо Эрмитажа, куда я упорно пытался попасть в дни новогодних отпусков и каникул, а так как очередь, которая тянулась через весь двор музея и заканчивалась на Дворцовой площади, порою достигала Александровской колонны, мне оставалось любоваться упомянутыми лошадьми.




И вот настал день, когда народ в большинстве своём вернулся к повседневным делам, а мы с женой, дождавшись пятничного вечера, осуществили задуманное.




Тут бы мне изложить свои впечатления от увиденного, перечислить фамилии художников, отметить интересные сюжеты и детали картин, пересказать прочитанное в пояснениях к ним...




Но увы! Очки с собой я не взял, а между тем выяснилось, что в полутьме я вижу уже не так ясно, как прежде - пришлось щуриться, а потом и вовсе махнуть рукой и заняться созерцанием толпы посетителей выставки, что всегда доставляет мне удовольствие не меньшее, чем рассматривание картин.




А не торчал бы столько времени в ЖЖ, глядишь, и обошёлся бы без очков...




Хотя, боюсь, иногда и они бы не помогли...




И всё-таки некоторые полотна доставили удовольствие - возвращался к ним несколько раз.




Была в зале и группа глухонемых посетителей. Девушка-экскурсовод изящно и увлечённо жестикулировала, рассказывая им о полотнах, но я думаю, они и без того воспринимали всё как надо: говорят, у них обострено зрительное восприятие, как у слепых - слуховое, и может быть, им доступно какое-то иное понимание изобразительного искусства...




Вот интересный сюжет: молодой человек преклонил перед дамой колено и, должно быть, просит её руки, но хотелось бы, конечно, узнать об этом поподробнее. Надо было бы всё-таки прочитать, что там рядом написано.




Конечно, если бы я больше читал о живописи, мне было бы легче выразить впечатление, которое у меня всё-таки сложилось. А оно таково. Когда-то в молодости одна моя подруга-фотограф с жаром доказывала, что с появлением фотокамеры живопись утратила смысл. "Фотография убила живопись!", восклицала моя собеседница...




Но сколько бы фотопортретов я ни видел, никогда у меня не возникало ощущения, что лицо, изображённое на снимке, на самом деле настоящее; что оно застыло на миг, чтобы вдруг ожить, заговорить... Того мистического ощущения, которое возникает всякий раз, когда я стою у портрета, написанного рукой гения. В чём его тайна?




Придётся сегодня сходить ещё раз: вдруг разгадаю?

Tags: #живопись, Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments