?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Чувство истории (адресуется фоменковцам)
Хочу добавить несколько слов ко вчерашнему посту о мракобесах. Собственно, им пост и адресуется, потому что остальные и без того знают всё, о чём пойдёт речь, а потому могут не читать.. Так вот. Долгое время меня мучил вопрос: как взрослые люди могут так вольно обращаться с событиями минувших веков: огульно отрицать их из-за незнания каких-то деталей, подменять ни на чём не основанными фантазиями? Неужели у них совершенно отсутствует способность различать достоверный факт, гипотезу и нелепую выдумку - то, что свойственно людям, обладающим чувством истории? На чём основано это самое чувство истории, я поначалу не думал: оно было естественным и не нуждалось в формулировании. И вот недавно, чуть больше месяца назад, я побывал на презентации нового романа Евгения Каминского "Свобода". Оценивать книгу не буду, чтобы не навязывать своего мнения тем, кто её ещё не читал (прочитать его можно в журнале "Звезда"(2018 №8 и 2018 №9), скажу только одно: текст, помимо яркого и подробного описания взаимоотношений в учёной среде и реалий полярной жизни, настолько насыщен бытовыми и психологическими деталями, что по прочтении его в памяти остаётся живая картина - ощущение не прочитанного, а пережитого.

Так вот, будучи под впечатлением творческой встречи, я вспомнил свою первую книгу, которую точно так же "пережил" в пятилетнем возрасте, взяв с родительской полки. Это был "Робинзон Крузо". Ярче всего запомнилась глава о том, как герой пёк хлеб. Конечно, в книге были иллюстрации, но и без них я мог подробно описать, как был одет Робинзон, как выглядело его ружьё, жилище, которое он себе построил, и, конечно, корабль, попавший в шторм и оказавшийся на мели у необитаемого острова. Чуть позже я дотянулся ещё до одной толстой книги. На сей раз мне в руки попал "Пётр I" Алексея Толстого. Не всё в нём было понятно, но некоторое представление о бытовых реалиях XVII-XVIII веков по прочтении двух романов у меня сложилось и по мере дальнейшего изучения литературы становилось всё яснее, поскольку писатели прошлого подходили к своему труду серьёзно и анахронизмов избегали. На первом курсе университета, помимо русской классики, мы изучали античную литературу: Софокла, Эврипида, Аристофана, Катулла... Читали на латыни фрагменты из Цезаря и Цицерона. Иллюстрациями к прочитанным произведениям служили экспонаты Эрмитажа. Далее был курс средневековой европейской литературы (и вновь походы в Эрмитаж) - и так до самого XX века... И вот когда я всё это вспомнил, мне стало понятно, что видение исторического процесса и его логики формируется не только на основе изучения хроник и мемуаров, но и путём погружения в культуру. Можно наблюдать смену эпох глазами архитектора, воспринимая её как переход от барокко к классицизму, от классицизма к ампиру, от ампира к эклектике, от эклектики к модерну, от модерна к конструктивизму; глазами художника - как развитие живописи от росписи греческих ваз до Малевича, воспринимать ушами музыканта - как движение от Баха к Пендерецкому; лингвист анализирует изменения, происходящие в языках от века к веку; о значении художественной литературы я уже сказал выше... Без всего этого известные ныне математические методы исторического исследования - мертвы.

Тут любитель альтернативной истории непременно воскликнет: "Помилуйте, а при чём тут художественная литература?! Разве можно считать её источником исторического знания, ежели писатель всё выдумывает?"

Всё ли?


Евгений Каминский и поэт Борис Григорин

Думаю, исчерпывающий ответ на этот вопрос дал Константин Паустовский:

Когда я писал "Кара-Бугаз", я рассказал в начальных главах о первых исследователях залива. Я привел письмо лейтенанта Жеребцова, где он делится своими впечатлениями о Кара-Бугазе. Не успела повесть выйти в свет, как специалисты засыпали меня вопросами, где, в каком архиве мне удалось обнаружить "цитируемое" мною письмо. Я испытал тогда смешанное чувство смущения и испуганной гордости. Смущения потому, что письмо это не хранится ни в одном архиве мира: от первой до последней строки оно придумано. Горд же я был оттого, что мой вымысел оказался близким к исторической правде.

Мог ли я, работая над "Кара-Бугазом", найти подлинный исторический документ и, не утруждая себя, просто привести его? Не знаю. Вероятно, мог. Сейчас мне трудно припомнить, почему я этого не сделал. Скорее всего потому, что воссоздание письма, которое могло бы быть написано человеком минувшей эпохи, точнее иногда достигает цели, чем подлинный исторический документ. Во-первых, герой пишет то письмо, которое нужно автору. Во-вторых, письмо свободно от случайностей, оно точно отвечает авторскому замыслу, оно естественно и органично включается в повествование. То, что ученые приняли письмо лейтенанта Жеребцова за реальный исторический документ, убедило меня, что я шел верным путем.

Но я не заблуждаюсь на этот счет. Если бы я не прочитал множества документов той эпохи, не окунулся бы в нее с головой, мне ни за что не удалось бы добиться этого. Только очень наивные люди думают, что вымысел враждебен реальности. На самом деле именно благодаря фактам воображение получает толчок и помогает писателю проникнуть в самую суть исторического процесса. Что писатель, работающий на историческом материале, обязан знать факты - для меня очевидно, но я убежден, что он не должен слишком слепо их придерживаться. Его задача показать прошлое во всей его жизненности, а уж как он этого добьется - его дело.

Пусть на меня не обижаются историки, но роман Алексея Толстого дал мне гораздо больше о Петровском времени, чем многие серьезные исторические исследования. Благодаря толстовскому роману я почувствовал себя участником отдаленных событий. А это под силу только искусству. Но я отдаю себе отчет в том, что, не будь под рукой у Алексея Толстого трудов историков, ему вряд ли удалось бы так глубоко проникнуть в эпоху Петра.

Меньше всего я хотел бы умалить работу историков. Значение ее неоспоримо; писатель, пишущий о прошлом, и историк - не соперники. Они соратники. Они делают общее дело, только по-разному. Они реально дают нам чувство истории, чувство драгоценное. Об этом хорошо сказал Пушкин: "Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим".

Константин Паустовский. Чувство истории


Единственное, что я хотел бы добавить, это то, что поклонники альтернативной истории не уважают ни настоящего, ни прошедшего, пресмыкаясь исключительно перед мифическим прошлым, будто бы наделяющим их первородством и вытекающими их него некими воображаемыми правами. Бог им судья!

А вот как оно было на самом деле:

Tags: , ,

14 comments or Leave a comment
Comments
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: March 24th, 2019 05:02 pm (UTC) (Link)
Слова Петра - ну исторически абсолютно недостоверны.. О чем мое историческое чутье говорит.
А про литературу.. исторические романы Дюма - в результате у простого читателя создается совсем фальшивые образы исторических деятелей описанной эпохи. Да шо далеко ходить. Приличный и успешный композитор Сальери, много помогавший Моцарту, становится главным его погубителем. Что есть хорошего в литературе (околоисторической) возникновения интереса к истории, представленной в прочитанных романах.
vlapandr From: vlapandr Date: March 24th, 2019 05:23 pm (UTC) (Link)
Так ведь речь у меня в данном случае не о чьих-то конкретных словах или поступках. В этом смысле художественная литература не может претендовать на историческую достоверность. Случается в ней и мифотворчество и просто враньё. Речь идёт о картине эпохи, которая в неизменном виде отражается в различных произведениях, о характерных признаках, отличающих её от других исторических периодов.

Edited at 2019-03-24 05:37 pm (UTC)
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: March 24th, 2019 05:54 pm (UTC) (Link)
если не очень отдалены от описываемых эпох. Но есть авторы, очень кропотливо работающие с материалом. Мне понравились детективные романы немецкого писателя Оливер Пётч. Серия - Дочь палача. Но тут у него у самого были корни: потомок того самого средневекового палача. Почитайте. Получила ни с чем не сравнимое удовольствие. И от детективного сюжета и от исторического материала, который накопал автор.
anna_bpguide From: anna_bpguide Date: March 24th, 2019 05:54 pm (UTC) (Link)
ну, во-первых, не совсем фальшивые, а условно-придуманные. Но создаются. и от них можно отталкиваться, дополнять, оспаривать... А не написали дюма про византийских императоров и венгерских королей - и нет их у простого читателя.
А путать Сальери пушкинского и исторического вроде бы уже к концу школьного обучения перестают.
Так что Скотту, Толстому, дюма и Гюго - сначала благодарность, а уже потом - критика )))
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: March 24th, 2019 06:06 pm (UTC) (Link)
Толстой и Гюго - это титаны работавшие кропотливо с историческим материалом. Причем, Гюго описывал не столь далекое время. Даже его 1793 год еще не покрылся у его современников исторической пылью. Да я не критикую. наоборот, просто здорово, что есть такие авторы, которые пробуждают интерес к истории у пытливого ума. Главное, чтобы их романы не становились истиной в последней инстанции. И я очень им благодарна. Правда, Дюма в детстве не читала, да и потом - тоже. Почему-то скучно. А вот Скотт и Гюго были моими любимыми. Вообще-то мое восприятие истории формировали такие авторы, как Цвейг, Фейхтвангер, Ромен Роллан.
anna_bpguide From: anna_bpguide Date: March 24th, 2019 06:08 pm (UTC) (Link)
да ))
livejournal From: livejournal Date: March 24th, 2019 05:33 pm (UTC) (Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vlapandr From: vlapandr Date: March 25th, 2019 03:32 am (UTC) (Link)
Это хорошо.
val000 From: val000 Date: March 25th, 2019 04:45 pm (UTC) (Link)
На этот счёт я всегда привожу вот это письмо кандидата исторических наук, опубликованное в "Огоньке" в вответ на опус гроссмейстера-фоменковца Гарри Каспарова.
vlapandr From: vlapandr Date: March 26th, 2019 03:04 am (UTC) (Link)
Замечательное письмо, спасибо!
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: March 29th, 2019 07:28 pm (UTC) (Link)
Спасибо Вам и за этот текст и за предыдущий. я там оставила длинный коммент с телефона, поскольку читала это все в Москве. Коммент не прошел. Увы. Кстати, кроме работ вдумчивых писателей, собирающих детали жизни и быта прошлых веков, есть ведь еще описания историков и путешественников, которые иногда очень ярко описывают то, что увидели в новых странах...
https://sagittario.livejournal.com/549197.html
vlapandr From: vlapandr Date: March 30th, 2019 04:22 am (UTC) (Link)
Спасибо, написано интересно. Действительно живо, ярко и подробно. Некоторые высказывания могут быть нам неприятны, но путешественник в конце концов честно описал своё восприятие увиденного, а это полезно.
ellenwisdom From: ellenwisdom Date: March 30th, 2019 08:38 am (UTC) (Link)
и заметьте - никакого затопления и его следов.
vlapandr From: vlapandr Date: March 30th, 2019 10:18 am (UTC) (Link)
Естественно.
14 comments or Leave a comment