?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
От блика к облику
Когда появилась фотография, многие предрекали неизбежную смерть живописи, полагая, что любая камера гораздо точнее отразит действительность, нежели самая искусная кисть. Однако этого не случилось, ибо первые парадные фотопортреты, безупречно копируя привычные глазу формы, оказались при этом лишёнными некой загадки, интриги, присущей изображениям на холсте. И когда выяснилось, что желаемое сходство часто бывает достигнуто не графической точностью, а, наоборот, «недосказанностью», да и само понятие сходства можно трактовать весьма широко, фотография пошла за живописью, изучая её опыт и становясь самостоятельным видом изобразительного искусства, в результате чего появилось такое понятие, как фотохудожник. Впрочем, и живописцы внимательно наблюдали за развитием фотоискусства, что в конце концов привело к возникновению гиперреализма, так что взаимовлияние живописи и фотографии - это уже общее место, да и не об этом, собственно, речь, а именно о той загадке, которую таит в себе не только портрет Моны Лизы, но и всякая работа настоящего Мастера.



В конце января я побывал на встрече с известным петербургским фотохудожником Дмитрием Конрадтом. Тема беседы была обозначена как "Иллюзия и реальность. Стирая границы. Цвет". Негромкая речь Дмитрия, комментировавшего снимки, порой была слышна не всем, о чём собравшаяся публика периодически сообщала оратору энергичными выкриками. Тот отвечал: "А вы смотрите". И мы смотрели. Фотографии завораживали. Большая часть их представляла собою необычные цветовые композиции - не искусственно созданные, но выхваченные цепким взглядом фотографа из окружающего. Однако несколько раз, когда автор - случайно или умышленно - поворачивал изображение на 90° или вовсе переворачивал его, зрителям виделось на снимках что-то знакомое, включалось воображение - и работы обретали сюжетность.

Мне же вспомнились пятна на влажной штукатурке у меня в ванной, точно также складывающиеся в отчётливо узнаваемые фигуры, и живые узоры на поверхности пруда, о которых я рассказывал прошлой весной.



Очевидно, это явление связано с одной из важных функций мозга,обусловленной инстинктом выживания - способностью распознавать объекты, . Учёные выяснили, что за эту функцию отвечают различные группы клеток, одни из которых реагируют на линии, края и углы, другие - на ряд геометрических фигур. Далее исследователи определили, что воспринимается в первую очередь; открыли алгоритм распознавания того, что частично скрыто от наблюдателя - и пришли к выводу, что большая часть этого процесса сознанию недоступна. Есть смысл уточнить: недоступна рациональному сознанию, но не творческой интуиции, поскольку мастера живописи уже давно открыли упомянутый алгоритм, заставляя наше сознание не только мысленно восстанавливать отсутствующие на холсте детали образа, но и оживлять этот образ, придавая ему динамику. В качестве примера я назвал бы работы Арона Зинштейна, выставку которого посетил вскоре после творческой встречи с Дмитрием Конрадтом.



Удивительное это умение: выделять значимые детали образа, сугубо индивидуальные черты, самую суть, отсекая лишнее - ту "правильность", которая может обмануть, не пустить внутрь.




А вот ещё одна выставка, прошедшая минувшей зимой. Петербург Артура Молева.



Что я узнаю, глядя на эти холсты? Мосты через Мойку? Нет, точь-в-точь своё состояние, когда возвращаюсь в город после нескольких месяцев разлуки с ним и ношусь с утра до вечера по этим набережным, пытаясь вобрать в себя всё сразу... Ощутил бы я это вновь, глядя на парадные открытки?




И ещё о схожести. Не могу не вспомнить встречу на Благовещенском мосту с тремя китайскими художниками, которые убедили меня стать на четверть часа их натурщиком. И что же? Каждый отразил какие-то мои внутренние черты, и это было интересно, а что касается форм и пропорций, так это я могу в зеркало посмотреть.




А вот на открытие выставки "От блика к облику" Светы Зелёной я сходить не успел, потому что она открылась уже после моего отбытия в Корею. Остались лишь несколько фотографий, сделанных во время развешивания работ в выставочном пространстве "Репина, 41". Но те, кто терпеливо дочитал до конца этот пост, могут сделать это вместо меня. Последний день работы выставки - 31 марта.



И - замечательная песня в тему:

Tags: , , , ,

11 comments or Leave a comment
Comments
mitelalte1 From: mitelalte1 Date: March 27th, 2019 04:09 pm (UTC) (Link)
Очень нравится этот путь "от блика к облику"
Очень порадовало, что "сознанию недоступно". Значит - Вселенная не сузится до формальной логики. А китайцы - молодцы: постоянно указывают на то, что в каждом жителе Земли есть немного китайца..

Edited at 2019-03-27 04:10 pm (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: March 28th, 2019 03:46 am (UTC) (Link)
Есть многое на свете, друг Горацио... - и будет всегда.

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы... (c)
kuzulka From: kuzulka Date: March 27th, 2019 09:04 pm (UTC) (Link)
Об искусстве мне нравится куда как обльше, чем о политике.
vlapandr From: vlapandr Date: March 28th, 2019 03:46 am (UTC) (Link)
Мне тоже)
atsman From: atsman Date: March 27th, 2019 10:38 pm (UTC) (Link)
Зеленая с бликами что-то перемудрила. Вы совсем не похожи на себя. См. "Обнаженный натурщик в кресле". :)))
vlapandr From: vlapandr Date: March 28th, 2019 04:01 am (UTC) (Link)
Так отчего же вы решили, что это я? Может, это и не я вовсе. Хотя, кто бы это ни был, пост ведь не о внешнем сходстве, а о передаче внутренней сути, а она здесь - точно моя!:)
atsman From: atsman Date: March 28th, 2019 10:39 am (UTC) (Link)
Рад, что согласились с моим мнением. Вы только посмотрите на этот лбище, на эти пронзительно проницательные, проникновенные глаза, на мастеровитые руки, что привольно покоятся на ручках академического кресла работы братьев Тонет! :)))
Я обратил внимание на этот ваш портрет (и заострил на нем ваше внимание), потому что Зеленая - европейский художник, продолжительница традиций Репина и Рембрандта (художники перечислены не в алфавитном или хронологическом порядке. - В.А.), и кому, как не ней, точно передать черты лица, фигуры маститого питерского филолога, писателя!
Что до работ китайских художников... Куда катится Китай? Куда катится китайская живопись? Где вольные фантазийные мазки обмакнутой в тушь кисти? Ваши портреты китайцев, все до единого, напомнили мне о собственном портрете, который мне в Гаване всучил уличный художник-приставала. На нем я был изображен в виде полного Че Гевары в очках и с косынкой на голове. Я резонно рассудил, что, поскольку я не заказывал портрет, а художник изобразил меня самовольно, без моего разрешения, стало быть, фактически --- своровал мой лик у меня, он, портрет, принадлежит мне, и хотел уйти со своим возвращенным имуществом вон, однако приставала с криком преследовал меня, и мне, в конце концов, пришлось дать ему один или два песо, чтобы отстал от меня.
Однако стало так, что негодяй своими криками привлек шайку других мошенников. Теперь они стали преследовать меня! Я глянул на листки и рванул из Гаваны. Нужны мне десять Фиделей и Че в очках и в косынках? Абсолютно не нужны.
С тех пор я ни разу не был в Гаване. :)))
vlapandr From: vlapandr Date: March 29th, 2019 07:01 am (UTC) (Link)

Нужны мне десять Фиделей и Че в очках и в косынках?

Так вроде я на этих портретах не похож ни на Си Цзиньпина, ни на Мао Цзедуна... Разве что слегка на Конфуция:)
atsman From: atsman Date: March 29th, 2019 11:17 am (UTC) (Link)

Re: Нужны мне десять Фиделей и Че в очках и в косынках?

Вы верно подметили, что не похожи ни на себя, ни на Си, ни на Мао, и тем самым подтвердили теорию относительности в искусстве. Еще раньше вас это сделал я. :)))
Каждый портретист, если не принимать во внимание Репина с Рембрандтом и Шиловым, видит в сидящей перед ним модели отражение своей картины мира. Естественно, она у каждого своя. Почему, скажите на милость, у них у всех разные закаты, море, горы, небо? Почему одни рисуют небо красным (вы видели когда-нибудь красное небо? Оно бывает таким только в книгах и на картинах), а другие лица сизыми или фиолетовыми? Я никогда не видел лиловых лиц. Видел только белые, черные и желтые. Гм. :))) Естественно, потому и портреты у всех разные. Взять для примера портреты Ленина. На одних вождь пролетариата - вылитый Хо Ши Мин, на других - копия Мао, на третьих - человеколюбивый Чингисхан. У голландцев он сидит нагишом среди груд яблок и прочей бакалеи. Я исподволь подвел вас к своей основной идее --- чтобы вы не были шокированы. Вы крепко сидите на стуле? Не свалитесь? Я бы сказал, что вы на китайских портретах похожи... Нет, не на Си или Мао. На китайского Ленина! :))) Точно так же я на кубинском портрете похож (ведь художник не видел во мне Ленина, я на Ленина ничуть не похож, по крайней мере, внешне) не то на кубинского Мао, не то кубинского же Си, короче, китайского хунхуза --- в роли не то Че, не то Фиделя. :)))
(*Зорко подмечает*) Точно так же, как китайские и кубинские художники, иногда себя ведут жены, причем вне зависимости от национальности, расы, религии. Они предъявляют продукт мужу и при этом искренне восклицают: "Ты только посмотри! Вылитый ты!". Тогда как сходства нет никакого... :)))

Edited at 2019-03-29 11:18 am (UTC)
vlapandr From: vlapandr Date: March 29th, 2019 06:22 pm (UTC) (Link)

Re: Нужны мне десять Фиделей и Че в очках и в косынках?

Я видел и красное небо, и красные лица, причём они были не у индейцев, а у моих соседей по коммуналке. О своём сходстве с Лениным я слышал не раз и даже от прохожих ("Слышь, мужик, а ты на Ленина похож!"), поэтому немудрено, что у китайцев я вышел китайским Лениным. А что касается жён, то пример с ними здесь более чем уместен, ибо полностью соответствует теме поста. Дело в том, что женщины интуитивно ощущают способность мужа наполнить продукт своим внутренним содержанием, а значит, наделить истинным сходством с собою.:)
chugaylo From: chugaylo Date: March 29th, 2019 07:28 pm (UTC) (Link)
Очень интересные работы! Творят же люди!
11 comments or Leave a comment