Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Category:

Коронавирус глазами художника

В прошлый раз я рассказывал о фестивале самогона, который прошёл в октябре у нас на Васильевском острове. Так как мне не хотелось бы, чтобы у кого-то создалось впечатление, будто петербуржцы во время пандемии пустились во все тяжкие, расскажу и о духовной жизни, хотя и упомянутое событие вполне можно можно отнести к области культуры. Так вот. Как бы ни лезли вон из кожи создатели "новых символов Петербурга", наше всё было и будет одно: Эрмитаж.




Хотя открылся он после карантина ещё четыре месяца назад, посещать его организованно, в рамках экскурсий, двигаясь по строго указанным маршрутам, мне не хотелось. Всё-таки для меня Эрмитаж - то, что означает его название: место уединения. Это лабиринт, выбор направления в котором непредсказуем, поскольку зависит от неожиданного впечатления, промелькнувшего воспоминания, мимолётного ощущения, желания разгадать очередную загадку...




Впрочем, нынешние правила оказались не такими уж и строгими: посмотреть удалось не только выставку, на которую шли, но и всё, что хотелось. Главным требованием к посетителям было движение только вперёд, чтобы не пересекаться с идущими навстречу. Ну что ж, вперёд!




Ave Caesar!




Знакомой дорогой. Тициан.




А вот эту картину никогда раньше не видел. Должно быть, пришло время. Гвидо Рени "Святой Иосиф с младенцем Иисусом".




Этот портрет Бенедетто Калиари сам по себе поначалу особо не впечатлил, но заело любопытство: а что там написано на бумажке, которая лежит на столе?




"1563. Томмазо Джунта, 69 лет". Решил узнать, кто такой. Нигде никаких данных. Наконец нашёл текст на чешском языке о знаменитом семействе книгопечатников Джунти. Её основатель, флорентиец Филиппо Джунта, занимался книжной культурой с 1497 года и до конца жизни. Издавал исключительно античную литературу и итальянскую классику эпохи Возрождения. Собственную типографию основал в 1503 году. В том же году его брат Лука Антонио основал типографию в Венеции. По стопам братьев пошли и их сыновья. Одним из сыновей Луки Антонио был Томмазо Джунта (1494-1566). То есть на полотне он изображён за три года до кончины. Конечно, этот факт невольно заставляет зрителя внимательно всмотреться в детали портрета и поразмыслить о том о сём...
Не могу умолчать о курьёзном переводе, выполненном электронными переводчиками Yandex и Google. И тот и другой сообщили, что Лука Антонио Джунта был "издателем, печатником и дровосеком" (nakladatel, tiskař a dřevořezáč). С одной стороны, всё возможно: жизнь - штука сложная, а с другой, всё-таки странновато. Внутренний голос подсказал мне, что dřevořezáč следует перевести как 'резчик по дереву', тем более что ниже по тексту говорится, что Лука Антонио был dřevořezáč knižního dekoru. Что же он, топором высекал книжный декор? Ясно, что вырезал, а значит, резчик. Нет, куда ни взгляну, дровосек. Или лесоруб.




А вот над чем точно поработали резчики, причём самым искусным образом, так это над осуществлением замыслов знаменитого китайского мастера по имени Чжан Хуань. Один из циклов работ, представленных на его выставке, был выполнен на старинных дверях крестьянских домов. Дверям, как рассказывает художник, по 200 лет. На одну половину двери наклеивалась репродукция какого-нибудь шедевра европейской живописи, а на второй половине традиционным китайским способом вырезалась его копия. Или же фотография наклеивалась на всю дверь, а затем какие-то её части удалялись и заменялись резьбой. Таким образом осуществлялся межкультурный диалог. Вот, например, "Последний день Помпеи" Брюллова.




Основную же часть выставки составили работы, художественным материалом для которых послужил пепел благовоний из буддийских храмов, что имеет одновременно философский и мистический смысл. Отсюда и название выставки "В пепле истории".




Конфуций и его ученики.




Иисус с учениками.




Съезд Коммунистической партии Китая. Картина выполнена на основе фотоизображения, найденного художником на одном из рынков. Каждый штрих, каждое пятно на этой картине - пепел.




Когда работы уже были готова к отправке в Россию, началась пандемия коронавируса. Чжан Хуань откликнулся на неё по-своему.




Тогда же была создана серия работ "Небесное погребение". Это буддийская традиция, распространённая в Тибете и прилегающих к нему районах. Тело умершего не хоронят и не сжигают, а отдают птицам в горах. Поскольку от него ничего не остаётся, сознанию, как считают буддисты, становится легче обрести новое тело.




Вот как раз в тему. Несколько месяцев назад, уж не помню, по какой именно причине, впал я в уныние. И вдруг услышал по радио песню, которая с первых же звуков вернула мне душевные силы. Слушал её в наушниках несколько дней подряд, куда бы ни направлялся. Прослушал несколько раз и сейчас. Спасибо, Баста! Всем здоровья!

Tags: Петербург, буддизм, искусство
Subscribe

  • Необыкновенный фестиваль в Санкт-Петербурге

    О том, что частое употребление большого объёма некачественных крепких напитков вредит нашему здоровью, говорить излишне: это неоспоримый медицинский…

  • О чудесах на Васильевском острове

    Свой предыдущий пост я завершил на оптимистической ноте, выразив надежду на скорое получение должности почтальона в ближайшем отделении связи. Однако…

  • Отчего так беспечен народ?

    Давеча губернатор Беглов посетовал на нашу беспечность: дескать, не соблюдают петербуржцы предписанные ограничения, оттого и растёт число…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Необыкновенный фестиваль в Санкт-Петербурге

    О том, что частое употребление большого объёма некачественных крепких напитков вредит нашему здоровью, говорить излишне: это неоспоримый медицинский…

  • О чудесах на Васильевском острове

    Свой предыдущий пост я завершил на оптимистической ноте, выразив надежду на скорое получение должности почтальона в ближайшем отделении связи. Однако…

  • Отчего так беспечен народ?

    Давеча губернатор Беглов посетовал на нашу беспечность: дескать, не соблюдают петербуржцы предписанные ограничения, оттого и растёт число…