?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Теперь поговорим о дряни (не Маяковский) - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Теперь поговорим о дряни (не Маяковский)
Смотрел сегодня фильм о Венеции. Пытался разглядеть по ходу действия какие-нибудь небоскрёбы в исторической части. Не заметил. Может быть, так показывали. Решил разобрать то, что снимал перед отъездом...

       

Что привело сюда этих людей? Что они хотят увидеть? Что заинтересовало фотографа в отдалении? Вопросы, конечно, риторические... Да всё то, чего лишены типовые новостройки.
Небо. Воздух. Простор. Остановившееся время. Мысленная встреча с теми, чьи образы наполняют ауру города. Поэзия. Мечта. 
Тридцать лет назад я жил в доме на Васильевском, где прежде проживал Михаил Зощенко. Из окна на последнем этаже открывался потрясающий вид на церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Потом двадцать лет моим жилищем была квартира последнего возлюбленного Анны Ахматовой - Исайи Берлина, философа и дипломата. В том же доме снимал квартиру поэт Константин Бальмонт. Сейчас мой дом выходит частью в Тучков переулок, где Анна Андреевна жила с Николаем Гумилёвым. Хожу в аптеку на 8-ую линию - рядом дом Осипа Мандельштама.  

        

Та самая "небесная линия Петербурга", о которой говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв. 

Конечно, хоть и говорят, что в Петербурге стены воспитывают, не стоит преувеличивать их магическое воздействие.
На той же Стрелке Васильевского нередко звучит и пьяный мат, и битые стёкла под ногами. Что поделаешь, не умеют они по-другому, не научены...  Но куда хуже иное... Пьяный уйдёт, стёкла уберут, мусор выметут. А куда девать вот это? Ну-ка, приглядимся...

     

На снимке слева - вид с Дворцового моста. Из-за стены Петропавловской крепости вырастают так называемые "Серебряные зеркала".  Далее - вид с Биржевого моста. Справа от Петропавловского собора - весёлые новостройки: "Аврора" и "Монблан". Начало положено. "Коготок увяз - всей птичке пропасть", - радуются застройщики. На следующем снимке - вид на остатки "небесной линии" с Благовещенского моста. Слева - уголок XVIII века: Кунсткамера, первый в России музей, основанный Петром;  далее здание Академии наук, затем - Санкт-Петербургский государственный университет. На горизонте - упомянутые ранее пентхаусы. И если прежде при взгляде вдаль в голове у меня сами собой начинали слагаться стихи, то теперь... как бы это помягче выразиться... в общем, смешанные чувства теперь. А ну, оглянусь назад: уж там-то точно небесная линия! Неужели, в самом деле, кому-то придёт в голову посягнуть на Васильевский остров! Ведь какая чудная доминанта - Успенская церковь... Боже правый, что это?!!! Да ммать вашу...



Ни величавая фигура Петра, ни вдохновенный облик Пушкина сознание более не волнуют. Им нечего делать здесь. Но отчего-то живою мукой встал перед глазами образ Родиона Раскольникова, выходящего из сумерек, придерживая что-то правою рукой под одеждой...

Что ж, пойду прощаться с городом. Туда, где сходятся все пути. На Дворцовую. К величавому столпу славы нашей...

       

Ущипните меня... Впрочем, не стоит, друзья мои, это не сон, и у меня в сердце нож. Наверное, я уже умер и попал в ад... 
"Где же мне теперь увидеть Петербург?" - спросил я своего старого знакомого Семёна Михайловского, проректора Академии художеств, когда мы с ним за день до моего отъезда шли мимо этого катка. "На открытках", -  подсказал Семён Ильич... То ли в шутку, то ли всерьёз...
И он прав. Поскольку прецедент создан, боюсь даже предположить, что здесь будет в летнее время.  Коготок увяз... Ибо делами у нас заправляют господа без комплексов и с большой фантазией. Ведь сами же всё придумали: нет ничего подобного ни на Трафальгарской площади, на на Пласа-Майор в Мадриде, ни на площади Святого Петра в Риме, ни на площади Святого Марка в Венеции.

P.S. Кстати, совсем забыл: взгляните на второе фото. Чуть левее центра должен возвышаться 400-метровый небоскрёб "Охта-центра". В связи с этим у меня возникли пока ещё смутные мысли не просто о коммерческих интересах или о безумных олигархических амбициях, а о - ни больше, ни меньше - зловещем заговоре против отечественной культуры. Сформулирую - поделюсь.

Tags: ,

88 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
li_c From: li_c Date: February 24th, 2008 01:27 pm (UTC) (Link)
+100
По катку вроде бы уже суд был и признали, что построили с нарушением первоначальных обязательств. Они же, сволочи, мало того что вообще эту дрянь поставили, так еще не соблюли пятиметровую дистанцию от колонны, как полагалось. А она, бедняга, итак трещит буквально со дня создания. В этом смысле и любые концерты с бахающими динамиками на Дворцовой должны быть немыслимы, а вот поди ж ты.
В свое время, когда фасады Невского хотели целиком переоформить, Лихачев нажал на все рычаги, на какие мог, и убедил этого не делать. Боюсь, никого равноценного у нас нынче нет, а если бы он и был жив, не факт, что смог бы противодействовать: нынешней все заполонившей серой сволочи культурные авторитеты настолько по барабану... Кабы она могла от них вовсе избавиться, вздохнула бы свободно.
Фу, прорвало:)))
vlapandr From: vlapandr Date: February 24th, 2008 01:42 pm (UTC) (Link)
А теперь утверждается, что суд только порешил устроить проверку - и не более того.
oleposya From: oleposya Date: February 24th, 2008 01:46 pm (UTC) (Link)
да
очень жалко
но так как я оттуда уехала а они там живут то в принципе они выбирают как им строить город
плохо что как всегда все это протаскивается под полой и за деньги
а потом уже поздно
vlapandr From: vlapandr Date: February 24th, 2008 02:09 pm (UTC) (Link)
Да уж не протаскивается. Всё делается открыто и цинично. Большинство людей молчит: выдохлись в начале 90-х. Да и разочарование сильно: дескать, от нас ничего не зависит, всё решают деньги. Те демонстрации, которые организуются, - с политическим подтекстом, и многие не хотят в них участвовать, а те, что участвуют, получают по голове. Но главное, это то, что для нынешнего произвола почва была густо удобрена безмозглым ТВ с его реалити-шоу и бесконечными бандитскими сериалами, попсой, дешёвыми детективами и коммерческой прессой. Сейчас бал правит гламур. Массовой социальной активности уж не дождёшься. На то, наверное, и расчёт был.

Вот и я всё о красивых пейзажах, о прекрасных традициях, да о вкусной еде. Подумал, будет лучше писать о том, что людей объединяет, а не разъединяет. Но порой - невмоготу...
steinun From: steinun Date: February 24th, 2008 01:52 pm (UTC) (Link)
Как грустно все это. Заговор против нас - не иначе.
alexanag From: alexanag Date: February 24th, 2008 03:08 pm (UTC) (Link)

я не за, но это случается не только в СПб







vlapandr From: vlapandr Date: February 24th, 2008 04:04 pm (UTC) (Link)

Re: я не за, но это случается не только в СПб

Что ж, британцы всегда сочетали в себе консерватизм и экстравагантность, а их традиционный юмор, как известно, в значительной степени замешен на абсурде. Из Лондона пошли рок, психоделия и хиппи, что хорошо, но трудно было ожидать, что дойдёт до таких крайностей. Впрочем, это на мой взгляд, крайность, а британцы, возможно, воспринимают это, как и всё вышеперечисленное - флегматично. Возможно, идеи либерализма для них превыше всего.

С другой стороны, в Лондоне я не был и не знаю, представляла ли его историческая часть такой же законченный ансамбль, как в Петербурге, Мадриде, Праге или Венеции. Но, как бы то ни было, молюсь, чтобы подобное не случилось с моим городом.
beffatore From: beffatore Date: February 24th, 2008 05:54 pm (UTC) (Link)
Сама из Питера, поэтому ущипнула ностальгия.
Насчёт сравнения с Венецией: там фундамент другой, там вообще ничего не строят, только ремонтируют. Не то что запрещено (запрещено тоже), ни строить там просто невозможно: всё в воде и на сваях.
vlapandr From: vlapandr Date: February 25th, 2008 06:41 am (UTC) (Link)
Так ведь и мы на болоте. А всё равно в центре строят, а соседние дома трещинами идут.
tat_dt From: tat_dt Date: February 24th, 2008 06:27 pm (UTC) (Link)
Ну да:( В странное время мы живём. Лет 20 назад не приходилось никому объяснять, что памятники нужно защищать.
vlapandr From: vlapandr Date: February 25th, 2008 06:53 am (UTC) (Link)
Что ж тут странного? Лет 20 назад не приходилось никому объяснять значение классической литературы, а журнал "Нева" выходил тиражом 700.000 экземпляров.
(Deleted comment)
miledies From: miledies Date: February 24th, 2008 06:35 pm (UTC) (Link)
подпишусь под каждым словом
на мой взгляд, нужно запретить строить в историческом центре что бы то ни было, запретить и все.
так поступают во всех европейских странах, но только не в россии. потому что у нас бабло решает все( и это обидно.
больно и горько за город(
chugaylo From: chugaylo Date: February 24th, 2008 06:59 pm (UTC) (Link)
Заговор - это когда люди делают сознательно, чтобы навредить. Здесь, скорее, от желания сорвать куш. Причем люди, которые это делают, таким образом самореализуются. То есть, если бы они поступали иначе - это противоречило основным, фундаментальным ценностям этих личностей - как это, иметь возможность получить такие деньги и не воспользоваться? Мы можем - значит должны!
Почему это не происходит в перечисленных вами городах?
Может, там общество более здоровое. Государство базируется на этом обществе (подотчетно ему) и не допускает таких "художеств"?
А может, они понимают, что потеряют в финансовом плане гораздо больше, чем приобретут, если разрушат исторический облик города.
Или и первое, и второе=)))
vlapandr From: vlapandr Date: February 25th, 2008 06:35 am (UTC) (Link)
Согласен со всем, кроме определения заговора. Трудно сказать, когда заговорщики не мотивировали свои действия общественной необходимостью.
s0no From: s0no Date: February 24th, 2008 07:10 pm (UTC) (Link)
Очень, очень правильно. Сердце болит смотреть на это. Это вы еще не все видели. И дело не только в небесной линии. А сами улицы? А рекламные вывески на классических фасадах? Лакуны на Невском застраиваются каким-то диким подобием конструктивизма. Там, где лакун нет, они создаются искусственно - под видом реконструкции ветхих зданий.
vlapandr From: vlapandr Date: February 25th, 2008 06:19 am (UTC) (Link)
К сожалению, видел всё. Колпак на Исаакиевской, серые громады на Старо-Невском, в частности, торговый центр на месте сквера, где гулял в детстве; бизнес-центр на месте сквера на Малом проспекте Васильевского; нелепые строения между улицей Восстания и Маяковской, зловещие котлованы у "Площади Восстания", в "Новой Голландии" и на месте будущей второй сцены Мариинки, а что будет там - великая тайна...
hex_ktulhu From: hex_ktulhu Date: February 24th, 2008 08:24 pm (UTC) (Link)
Наступила эпоха Пользы. Финал обычно одинаков.
vlapandr From: vlapandr Date: February 25th, 2008 07:30 am (UTC) (Link)
Где ж тут Польза? Личная, разве что... А какой финал Вы видите?
Я пытаюсь представить себе ощущения людей культуры на предыдущем стыке времён: у Блока сожгли библиотеку, у Рахманинова рояль выкинули из окна, тьмы и тьмы - расстреляли, сослали; тысячи храмов уничтожили, Москву застроили серыми громадами; вместе с грамотой насильно обучили народ звонкому пустословию... Тоже, казалось, катастрофа... И всё равно культурная традиция не пресеклась. Иначе - о чём мы сейчас жалеем? Так может быть, и теперь выживет?
liapin From: liapin Date: February 25th, 2008 10:13 am (UTC) (Link)

+100000000000

vlapandr From: vlapandr Date: February 27th, 2008 01:40 pm (UTC) (Link)

Re: +100000000000

Эээээээх!!!
jenny_piterman From: jenny_piterman Date: February 26th, 2008 07:44 am (UTC) (Link)
Это совершенно неизбежно. Сейчас у нас Время Достижения Амбициозных Целей.
Может, я не права, но в России, по-моему, никто никогда ничего не хранил.
И в советское время тоже не хранили.
:) Между прочим, главным выразителем темы "...разрушим до основанья, а затем", является не кто иной, как основатель любимого города Петербурга царь-император Петр Первый.
Так что, может, это некое воздаяние?
vlapandr From: vlapandr Date: February 26th, 2008 09:17 am (UTC) (Link)
Нет, это не воздаяние. Это действительно время достижения амбициозных целей людьми с мелкими душонками, которым до Петра - как до Альфы Центавра.

Если бы в России НИКТО НИКОГДА НИЧЕГО не хранил, мы ходили бы на четвереньках уже давно, а так - только ещё начинаем на них опускаться. И всё-таки, слава Богу, далеко не все - потому что есть что хранить и есть кому хранить.
m_f From: m_f Date: February 27th, 2008 11:36 am (UTC) (Link)
Согласен. Жаль только, что это не объяснить тем, кто принимает решения.
Это не заговор - просто люди не видят нифига, кроме денег.
From: an_drevv Date: February 29th, 2008 08:31 am (UTC) (Link)
elektrosunduk From: elektrosunduk Date: February 29th, 2008 09:06 am (UTC) (Link)
Да, пейзаж Невы и центра поклацан уже серьезно. А ведь есть ещё уродства:крышные котельные, трубы котельных в центре, угаженные проходные дворики.Казанская 3 чего стоит, уродует решётку Казанского собора.
88 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]