Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Category:

Об одном психологическом тренинге

Посмотрел видеозапись одного "психологического тренинга", во время которого речь шла об ответственности, и вот какие мысли он мне навеял.

В петербургском университетском центре, откуда я был приглашён в Корею, академический час занятий в группе для иностранных студентов стоит 4,1 евро. Значит, минута - примерно 9 центов. Лектор в кадре занимал внимание слушателей две с половиной минуты. У нас они стоили бы около 22,5 цента. Нередко слушатели - люди в возрасте, с образованием и немалым жизненным опытом, безошибочно определяющие, чего стоит человек, которому они доверяют своё время. Отсюда и ответственность преподавателя. В голове - счётчик: минута - 9 центов, две - 18 центов... Пять - 45 центов... За пятнадцать минут - евро с лишним... Итог дня: за четыре часа обучаемый выкладывает 16 евро 40 центов.

Иностранцы умеют считать деньги. Некоторые из них записывают, на сколько минут опоздал преподаватель, чтобы в конце курса предъявить администрации счёт, поэтому преподаватели предпочитают не опаздывать. Если слушателям кажется, что преподаватель ушёл в сторону от темы или затянул объяснение, они демонстративно смотрят на часы.

 

Обучаемые в большинстве своём - стажёры и выпускники престижных университетов. Поэтому они заранее хотят видеть программу и надеются, что преподаватель будет чётко следовать ей в соответствии со строгой методической системой.

Лет десять назад мне довелось читать любопытную статью, написанную профессором-русистом одного американского университета. В статье сравнивался американский и русский подход к обучению языкам. В частности, говорилось, что американская система рассчитана на самостоятельную работу студента, отчего основной упор делается на домашнее задание, а деятельность преподавателя сводится в основном к комментариям и консультациям. Цель обучения - достижение результатов, изначально заданных в программе. Русский преподаватель описывается в статье как вдохновенный импровизатор, считающий, что все знания должны даваться на уроке; роль домашнего задания - лишь закрепляющая, пользу приносит любое занятие, а результаты хороши любые - лишь бы студент что-нибудь узнал. В какой-то степени это имеет место, но полагать, что наши люди совсем чужды методике, было бы ошибочно. Мы знаем, на сколько процентов падает усвояемость материала, если учитель, войдя в аудиторию, одёрнул пиджак, а учительница поправила причёску; если лектор одет в чёрное или красное; если он носится по аудитории или неподвижно сидит за столом - и прочая, и прочая... Всем нам хорошо известно, как вводить новый материал, активизировать его, закреплять, повторять и проверять, насколько он усвоен. Обязательным условием работы является знание основных этапов урока и их целей.



Мне приходилось работать с шестилетками. Занятия проходили в помещении детского сада, в игровой комнате, рядом с игрушками, к которым детишки в забытьи тянулись ручонками. Урок, по рекомендациям психологов, продолжался только 35 минут. Каждые пять минут следовало менять вид работы, иначе у малышей наступал кризис внимания. Пять минут дети повторяли за мной буквы и цифры, пять минут читали их, пять минут писали, потом занимались зарядкой, затем угадывали зверей на рисунках, после чего рисовали сами, а в конце читали стихи или пели. Передержал - полезли за игрушками...



После напряжения, испытанного с малышами, работа с детьми среднего возраста уже не казалась такой страшной: вошёл, чёткое приветствие, фонетическая, лексическая и грамматическая зарядки, перевод нескольких фраз - всё в игре, всё непрерывно и ритмично - опрос домашнего задания и объяснение того, что не было понято, работа с новым материалом. Технические средства обучения, наглядность - всё на месте. В ряду опорно-ключевых средств - мимика, движение, характерные жесты, создающие зрительный образ. Задействовано всё: тембр голоса, интонация, скорость и ритм речи... Иначе группу от 20 до 40 детей - не удержать. Шаг в сторону отвлёкшегося, предупредительный жест в сторону другого, строгий взгляд, обращённый к третьему - не прекращая объяснения. И если нужно - смешная или страшная история, бесхитростно привязанная к теме, чтобы избежать упомянутого кризиса внимания ("Расскажите! Расскажите!")

В работе со старшеклассниками - иной образ, другие интонации и жесты, другие и истории.



И совсем иное дело - финские пенсионеры, испанские полицейские, японские бизнесмены или корейские студенты...



И не приведи Господь кому-нибудь из нас сказать: я не знаю, как это работает, но это работает..., это интуитивный подход..., это незримое взаимодействие..., это внутренний контакт..., это работа в "потоке"..., это магия - или ещё какую-нибудь глупость. Все чётко знают, что, как и зачем они делают - несмотря на то, что внешне это выглядит неким импровизированным шоу. И любой опытный преподаватель, сидя в аудитории, с первых же минут видит профессионализм или непрофессионализм лектора, в том числе и бессовестную халтуру.

К чему так резко? Друзья, учитель после каждого честно проведённого урока - труп! Мне приходилось выезжать на работу в полседьмого утра, а возвращаться домой в девять вечера, из последних сил готовиться к следующему дню и падать замертво. И так изо дня в день... Приходилось работать по шесть часов занятий ежедневно и со студентами. Десять лет работы в школе, четырнадцать лет - с иностранными слушателями. Понятно, ценой чего... Помню, зашёл однажды в РОНО. У отдела кадров стояла очередь: часть с заявлениями о приёме на работу, часть с заявлениями об увольнении по собственному желанию. Первые - молодые, красивые, с горящим взглядом; другие - скукоженные, со сбитыми причёсками - и со странным блеском в глазах... Сгорели.



Теперь вернусь к упомянутому вначале тренингу. Ради любопытства просмотрел другой ролик, потратив час времени.

Первое: инструктор затягивает время под предлогом необходимости самоактивизации пришедших, делает недопустимо долгие паузы, нет чёткой последовательности и структуры занятия в целом. (Скажи ему об этом - ответ будет непременно таким: ты не понимаешь, что здесь происходит; все ребята в курсе, это работа с состояниями, информация передаётся на другом уровне - учи матчасть - и т.д.)

Второе: инструктор потрясающе косноязычен, речь изобилует словами-паразитами, повторами, вместо чётких понятий и объяснений, что происходит с людьми, внедрение в сознание смутных образов.

Третье: терминологию заменяет сленг, информацию - банальности типа: когда ты чувствуешь, что тормозишь, ты должен врубиться, что за фишка, а если всё-таки не догоняешь, значит, причина в тебе - и т.п. Всё это происходит в рамках обучения эффективному менеджменту, и основной посыл - убери тормоза, которые тебе мешают. Абсолютно то же самое, что на любых курсах обучения актёрскому мастерству.

Естественно, те, кто нуждается в подобных тренингах, люди не слишком уверенные в себе и чрезвычайно молодые. Набор расхожих "психотехник" и актёрских упражнений воспринимается как некая магия: в комментариях восторженные отзывы: "классно", "чувствую прилив энергии..." Так ведь могло быть действительно классно, если бы работал профессионал.  У инструктора же в резюме на сайте значится техническое образование и работа в области рекламы. Видимо, сам почерпнул "знания" на таких же "тренингах".



Так стоит ли обо всём этом говорить, если все удовлетворены и чувствуют прилив энергии? Наверное, не стоит, как не стоит и давать ссылку на то видео. Тем более, что один гуру не так давно советовал мне: не критикуй! Дескать, зарывшись в чужих ошибках, не просветлеешь. Так ведь если бы в пещере жил - и не критиковал бы. А так - среди людей же! За менеджмент страшно... Хотя всё это, конечно, не самое страшное из того, что происходит... В общем, dixi et animam levavi.

Have a nice day, эффективные менеджеры!

Tags: преподавание, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments