Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Category:

О коллективной ответственности народов и независимости отдельной жизни

Давеча рассказывал своим американским студентам, как печь блины, и радовался: и Достоевского они читали, и "Со вьюном я хожу" каноном поют, а теперь, глядишь, и блинную откроют у себя в Нью-Хэмпшире, напротив "Макдональдса". А нет - так будут друзей угощать со всей широтой вновь приобретённой русской души. А у меня перед глазами при слове "американцы" будут возникать именно их лица...



Придя домой, я ещё некоторое время размышлял возвышенно о разных народах и их культурах, о том, что между ними есть общего и чем они отличаются. А потом светлые мысли невольно начали перемежаться тревожными: о войне, взаимной ненависти, ксенофобии - и о том, кто в чём виноват. И замелькали у меня в голове "москали", "хохлы", "жиды", "чурки"... Вспомнились тексты из интернета о том, что и когда натворили абхазы с осетинами, что и когда ингуши, а что и когда грузины - и кого к чему подстрекала Москва.

Мне всегда были странны эти обобщения. Коллективная ответственность, конечно, существует, но, к сожалению, её характер и рамки часто определяются совершенно произвольно. По моему глубокому убеждению, каждый должен отвечать исключительно за то, что содеял лично он, а не те, кто ассоциируется с ним по каким-то признакам. А то, представьте себе, перекрёсток на красный свет переедет один водитель, а оштрафуют другого: у него тоже "Москвич". Или он тоже рыжий.

Слишком часто ассоциативное мышление играет с людьми злые шутки, приводя к недоразумениям, к отчуждению, к вражде... Простой пример. Женщина всю жизнь испытывает панический страх перед обладателями пышных усов. Не нужно быть искусным психоаналитиком, чтобы догадаться, что в раннем детстве некий усатый мужчина причинил ей боль или до смерти её напугал.

Есть ассоциации и несколько иной природы. Вот художник-европеец иллюстрирует детскую сказку про разбойников. Волосы у них, конечно, как воронье крыло; носы, будто хищные клювы; те же усы непременно... Правда, мои знакомые корейцы говорят, что у них разбойники в книжках - заросшие бородами: это страшно! Традиция это, закрепившиеся с древних времён в подкорке образы воинственных соседей или просто страх перед иным - судить не берусь. Но - факт.

Возможно, и моя внешность кого-то пугает, поэтому я сразу спешу заверить читающих эти строки: не убивал, не крал, не прелю... в общем, не святой, но не такой уж и грешник. И не надо меня бояться - и, тем более, возлагать на меня ответственность за то, чего я не совершал. А я, в свою очередь, также воздержусь от неуместных обобщений. Всякая жизнь независима, каждый человек - отдельный мир, пока он сам сознательно не разделяет ответственность за совершаемое группой, частью которой он является, с другими членами этой группы.

Но думают так не все. Отсюда и вендетта, предполагающая уничтожение семьи обидчика до последнего её члена. И убийства соотечественников врага, независимо от того, имеют они отношение к вражде или нет. Да и просто ненависть. Мерзкая, отвратительная, животная... Наверное, в подобных случаях предполагается, что все представители семьи или целого народа имеют нечто общее, что и является причиной несчастий для окружающих - и преступление, совершённое одним, так же легко может совершить и другой. Понимаю, легче найти оправдание инстинктивным побуждениям, нежели осознать и обуздать природу. Потому и бомбят, и из пушек палят, куда попало, и танками давят, и гранаты в подвал бросают. Дескать, поделом им всем.

Впрочем, у меня нет цели читать здесь лекцию или нотацию. Прошу и тех, кто уже собрался рассказать мне, как он определяет общие пороки или доблести того или иного народа, воздержаться от этого. Лучше взгляните вот на это:



Очевидно, здесь имеется в виду, что посуду умеют мыть только русские. Или моют её лучше всех. Только как хозяйка кафе будет определять национальность? С помошью циркуля? Анализа крови? А поможет это? Или опять же, экзамен по русской литературе устраивать? А если придёт чисто говорящая по-русски и грамотная уроженка Белоруссии? С постоянной пропиской, поскольку вышла замуж. А если Украины? Различит хозяйка, кто есть кто? А взять многонациональную Российскую Федерацию - так ли уж отличаются от русских чуваши, удмурты, коми? А если б и отличались...

Вспомнил чудный фильм с Луи де Фюнесом. Называется "Приключения раввина Якова". Богатый предприниматель, расист по убеждениям, с изумлением узнаёт, что его водитель - не католик, "как все", а иудей.


Далее события разворачиваются таким образом, что и он, и его случайный спутник, арабский революционер Сулейман, дабы избежать смертельной опасности, вынуждены не только принять облик, но и вжиться в роль правоверных хасидов...



Кульминация фильма - сцена в синагоге, когда мальчик подходит к лже-раввину за благословением. Луи де Фюнес сыграл внутреннее преображение героя с потрясающим драматизмом. Да просто гениально сыграл...



В общем, рекомендую всем, кто ещё не смотрел - и тем, кто смотрел.
А будем без устали разглагольствовать о коллективной ответственности - нетрудно предугадать, чем это кончится.

Do you want total war? (c)

Tags: культура, люди, социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments