?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Дьявол и Сеть - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Дьявол и Сеть
Знаете, когда я поверил в то, что Дьявол реально существует? Когда совершенно перестал употреблять спиртное. Три года не то что не пил - не нюхал даже пива. В праздники - только сок. В результате - садимся за стол под Новый год, все довольные, радостные, весёлые, остроумные, вежливые и обходительные. Произнесли тост, подняли рюмки - спустя несколько минут комната полна клинических идиотов. Друзья, это не преувеличение и не злорадство ханжи. Так вышло, что те времена прошли - сейчас я опять в мохнатых лапах и слышу хриплый голос: не дёргайся, парень, расслабься... Хотя, конечно, это такой образ: когда человек попадает в плен, он этого не чувствует. Мы понимаем, что спали, когда просыпаемся - а засыпаем незаметно.

Так ещё получилось, что у меня тогда телевизор сломался, и я два года не знал, как его починить. Конечно, взялся за чтение. Занялся йогой, потом стал ходить в спортзал... И в один прекрасный момент ощутил, что становлюсь не просто другим человеком, а другим существом, счастливым и свободным, которое приближается к разгадке какой-то большой тайны. Но расправить крылья так и не довелось. Новая работа была связана с многочасовыми переговорами с иностранными партнёрами, чаще всего, в ресторанах гостиниц - и мало-помалу в жизнь снова вошло спиртное: сначала как средство от усталости, потом как... впрочем, тут много всего можно наговорить, благо Суфлёр всегда наготове...

Несколько дней назад я вспомнил об этом, когда мне принесли "Ностальгию" Тарковского. Посмотрел. Вдруг внутри наступила тишина. Включил телевизор. Шёл очередной триллер, герои которого истошно орали, зажав руками уши, а затем куда-то в ужасе неслись. Было очевидно: интерес к действию поддерживается за счёт выброса адреналина - и только. Испытал чувство неловкости за создателей фильма. Выключил, стал смотреть фрагменты из "Сталкера", "Соляриса", "Зеркала" в YouTube. Тишины хочу, тишины... Вдруг вспомнилось то состояние освобождения, когда перестал употреблять...

Но...

Формируемая интернетом общемировая ЛИЧНОСТЬ - ...мощная и требовательная, - написал мне vecetti

Не могу не согласиться, хотя роль её мы с ним оцениваем по-разному. Мне это явление представляется чем-то вроде сложения векторов, которое начинает управлять миром, творить Историю, подобно "беспорядочному движению масс" в заключительной части "Войны и мира". "Коллективное бессознательное" я поставил в кавычки, ни в коем случае не имея в виду ни фрейдовское вместилище архетипов, ни какие-либо социальные инстинкты. Наоборот, я говорю о результате вполне сознательных действий индивидуумов, каждый из которых стремится к достижению своих личных или корпоративных целей. Но любое микроскопическое действие в Сети может вызвать, в совокупности с другими действиями, такие отдалённые и непредсказуемые последствия, что об общем процессе можно говорить уже как об иррациональном и неконтролируемом. Тем, кто выходит в Сеть свойственно желание быть услышанными, но успешная коммуникация требует определённого нивелирования, унификации, подстройки под усреднённый уровень, овладения особым языком. Иначе блог останется одиноким островом, вещью в себе. А уж если доселе никому не известный пользователь хочет популярности - то и подавно нужно играть по правилам. Либо "глас вопиющего в пустыне", либо личность растворяется в "беспорядочном движении масс", становясь частью общемировой Личности, о которой говорил мой собеседник.

И я боюсь, что у этой Личности есть то, о чём не подозревают её разумные составляющие. Обучаясь и совершенствуясь, читая книги, слушая музыку, созерцая живопись, мы последовательно отслеживаем этапы своего развития. Но окунаясь в океан беспорядочной информации, просматривая новости, читая блоги, обращая внимание на рекламу - полностью ли мы контролируем действие обрушивающейся на нас информации? Всякий ли раз мы можем быть уверены в том, что не поддались суггестии лавин вербальных формул и графических знаков? А не сложились ли они случайно в нашем подсознании в некий деструктивный код? Не подобны ли мы участникам спиритического сеанса, которые двигают блюдце, которое оживает, являя изумлённым присутствующим некое слово - и это совокупная воля Сети направляет самолёты в небоскрёбы, начинает войны и ввергает экономику в кризисы? И имя этой воле - впрочем, всякий догадался...



В связи с этим меня беспокоит увлечение нашего президента Интернетом. Того и гляди, посоветует завтра Саакашвили "убицца ап стену", а в ответ на какую-нибудь дипломатическую ноту скажет: "слишкам многа букафф". Тем более что предпосылки к подобной риторике на высшем уровне были...

В общем, люди, будьте бдительны. Не растворяйтесь!

Tags: , ,

56 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
sveta_goryun From: sveta_goryun Date: October 25th, 2008 06:25 pm (UTC) (Link)
удивил.
vlapandr From: vlapandr Date: October 25th, 2008 06:27 pm (UTC) (Link)
Чем?
Идрисов Руслан [myopenid.com] From: Идрисов Руслан [myopenid.com] Date: October 25th, 2008 06:28 pm (UTC) (Link)
Спасибо за хороший пост, он подтверждает многие мои мысли.
Мне кажется, что обращению с этой самой беспорядочной информацией можно научиться. И научить тоже. Начать хотя бы с того, что не стоит "откусывать" больше, чем можешь "прожевать".
vlapandr From: vlapandr Date: October 25th, 2008 06:33 pm (UTC) (Link)
Мне в первую очередь представляется губительной погоня за рейтингом: именно она нивелирует личность, делает её нетребовательной, всеядной, беспринципной.
From: threepyatsot Date: October 25th, 2008 06:48 pm (UTC) (Link)
Не человек делает историю, а история человека.
Еще мне на эту тему нравится в письмах Довлатова про "Зону": "По Солженицыну лагерь - это ад. Я же думаю, что ад - это мы сами."
vlapandr From: vlapandr Date: October 25th, 2008 06:55 pm (UTC) (Link)
Согласен.
vekagan From: vekagan Date: October 25th, 2008 07:47 pm (UTC) (Link)
Не ищи Зло и Добро вне себя, ибо ты сам и есть Зло и Добро.
chugaylo From: chugaylo Date: October 25th, 2008 07:54 pm (UTC) (Link)
Недавно прочел у Ивана Ильяна в его эссе "Любопытство". "Тому, кто воспринимает жизнь всерьез, чужое любопытство обременительно, а собственное - несносно: он скоро с ним справится. Кто хочет глубины, тот должен учиться ВИДЕТЬ, тот не может гнаться за "новым", тот должен полюбить "старое". Потому что Великое и Существенное, Святое и Божественное - это древнее и вечное, но всегда новое и благодатное для видящего..."
targut From: targut Date: October 25th, 2008 08:44 pm (UTC) (Link)
"о результате вполне сознательных действий индивидуумов"

я бы сказал - осознанных, и то не всегда. что нами движет, ну вряд ли злая целенаправленная воля, слишком уж бредовая идея, это в смысле определения "семантического бреда" Коржибского.
vlapandr From: vlapandr Date: October 26th, 2008 11:02 am (UTC) (Link)
В данном случае можно сказать и "сознательных" и "осознанных", хотя, на мой взгляд, первое более употребимо по отношению к продуманному, намеренному действию, в то время как второе служит для противопоставления "неосознанному".

Я имел в виду как раз тех, кто отправляет сообщение в Сеть продуманно и с чёткой целью. Но совокупный результат деятельности пользователей Сети представляет собой уже нечто непредсказуемое и неконтролируемое. Боюсь, что Сеть превращается в то, о чём так долго говорили фантасты - и намерения этого монстра вполне могут быть обусловлены тёмной стороной человеческого сознания, которая так ярко проявляется в толпе, особенно, "во время чумы".
svk_44 From: svk_44 Date: October 25th, 2008 10:19 pm (UTC) (Link)
"И в один прекрасный момент ощутил, что становлюсь не просто другим человеком, а другим существом, счастливым и свободным, которое приближается к разгадке какой-то большой тайны." - отлично и точно передано состояние души нащупавей тропинку к свободе.

про "орущие" безумные фильмы абсолютно согласен - Зло опутывает хитрыми "вербальными" сетями и матрицами адских "знаков" и постепенно заключает нас в невидимую клетку....

atomerd From: atomerd Date: October 26th, 2008 06:27 am (UTC) (Link)

Кредитная линия

Не вижу кардинальных различий отношений в ЖЖ с типологией отношений в любом коллективе. Принцип оценки тот же: свой - чужой. Чтобы стать своим, надо мимикрировать. Мне кажется, что Вас мучают опасения носителя поэтического способа восприятия мира. Такое восприятие инстинктивно противится информационному способу. Поэзия (надеюсь, понятно, что речь не о стихотворчестве?), особенно романтического извода, всяко отчуждается от информации, хотя и пользуется ею как средством. Но цель поэзии - поэзия (Пушкин), а цель информации - промывка мозгов. То есть налицо признак дополнительности, к тому же идеологический, который поэзию не допускает даже как одну из составляющих. Как говорил наивный до блаженства Борис Чичибабин, "поэзия и буржуазность - непримиримые враги". Информационное общество есть общество буржуазное - и по установкам, и по системе ценностей. ЖЖ, на мой взгляд, необходимый переключатель "кредитной линии", которая составляет суть информационного общества. Мы все живем в кредит чужих мыслей и - касаемо чувств - вампирически, а не эмпирически. Такое непережитое знание прежде называлось начетничеством. Но в голодные времена даже суррогаты и эрзацы лучше глотания слюны (экзистенциального одиночества, на которое обречен хомо информатикус).
vlapandr From: vlapandr Date: October 26th, 2008 01:04 pm (UTC) (Link)

Re: Кредитная линия

Отчуждение это заметил. Сколько раз уже разворачивал поэтическую метафору, а в результате вынужден был всерьёз обосновывать теорию или доказывать жизнеспособность проекта, за которые эту метафору приняли.
From: ex_7151981 Date: October 26th, 2008 08:48 am (UTC) (Link)
"Молчание - вино драгоценное:
Глоток один отрезвляет"

Действительно, интернет, блоги, особенно ЖЖ усредняют, нивелируют человека - а ведь он хотел, напротив, чтобы его услышали и оценили таким, как есть! Так понемногу меняется ЖЖ у большинства пользователей: неосознанный переход от того, что хотелось донести, чем хотелось поделиться - к тому, что оценят, чем заинтересуются случайные посетитеи (по вашему мнению, т.к. на самом деле посетители могут ценит в вашем ЖЖ что-то совершенно иное).

Приходит на ум сравнение с читанным когда-то у Алексея Андреева: дескать, литература, писательство - это крик младенца, уже знающего, что ему необходимо общение, но еще не узнавшего, с кем именно он ожет общаться здесь. Поэтому в литературе ценятся тиражи: чем больше людей прочитает тебя, тем больше вероятность того, что найдутся несколько понимающих. Ведь и младенец кричит громко!

В таком случае высшая, завершающая форма литературы - доверитеьный разовор с глазу на газ с другом, учителем, учеником, возлюбленной... тихая речь, когда аресат уже найден?
vlapandr From: vlapandr Date: October 26th, 2008 01:10 pm (UTC) (Link)
Да, такова наша мотивация присутствия здесь. И как мерзко читать комментарий того или иного модератора: не пеарьте свой журнал. Ты кричишь, а он тебе: это пеар... Ты не себя - красоту мира хочешь донести до ослепших от гламура, оглохших от попсы, одичавших от матерщины и порнухи, обезумевших от гонки за рейтингом, а они тебе: это пеар, пеар! Вас здесь не стояло!
de_jarden From: de_jarden Date: October 26th, 2008 09:31 am (UTC) (Link)
да. как раз всё острее и острее это ощущаю на себе. и на других. хорошо, что кто-то может облечь это в понятную форму.очень чётко и по делу)
неловкость за других(создателей фильма или кого угодно)-это очень странное ощущение. вы что-то знаете об этом?
vlapandr From: vlapandr Date: October 26th, 2008 12:00 pm (UTC) (Link)
Мне чувство неловкости за других ничуть не кажется странным. Ну, представьте себе, что кто-нибудь опозорился каким-нибудь образом и мечется, красный от стыда, среди людей. Мне, например, глаза хочется закрыть, отвернуться. Видимо, это невольное сопереживание. Пусть он даже не мечется, а выступает гордо перед аудиторией, неся при этом беспомощную ахинею или повторяя банальности - то же чувство возникает... Так и с фильмом, в который не вживаешься и которому не веришь: будто стоит перед тобой на сцене иллюзионист и показывает фокусы, а все зрители видят, откуда он что достаёт и куда прячет. Неловко за него...
(no subject) - vah1 - Expand
vlapandr From: vlapandr Date: October 26th, 2008 09:59 am (UTC) (Link)
Крыса ручная или пришлая?)
vecetti From: vecetti Date: October 27th, 2008 04:43 am (UTC) (Link)
Знаете, наше общение мне вдруг вполне образно напомнило те два ядра, что связаны цепью. Каждое летит туда куда ему нужно и векторы их совершенно различны, и мотивы наверняка тоже. Но общая цепь ведет их.
Не зная в честь чего, но именно такая картина вдруг вживую предстала.

Насчет трезвого среди пьяных. возможно вам будет легче понять некоторые мои реплики после - "Однажды я был на глобальном застолье, всего было много и людей и водки. Всем было весело. Все незатейливо и мощно киряли. Я же тогда лечился от некоей болезни при лечении которой пить спиртное нельзя никак. То есть, что бы из бежать дебильных пристований о "Да выпей же", глушил в общем ритме минералку. Я же был пьян не менее остальных, как ни странно. правда безо всяких побочных эффектов навроде потери ориентации, или кривой речи. И главное, все окружающие были так же симпатичны как если бы я вместе с ними набирался. в комнате совсем не было клинических идиотов. И во мне никто так и не заподозрил трезвого. я потом переспрашивал.

К чему я это? В случаях подобных этому, а так же (и особенно) в более массовых, таких как Тусовка, стадион, пробка в десять километров( не всегда, но), в конце концов - интернет, я для простоты оперирования принимаю формирующуюся общность за бессознательную, но волевую личность (Именно личность, Существо). Подвляющую волю своих составных частей, взамен даруя чистую эйфорию. Чем больше Общность, чем более совпадают устремления ее частей, тем полнее происходит растворение, тем сильнее эйфория и тем навязчивее потребность в участии.
P.S.
подозреваю, что большинство эмоций я испытываю не своих. Тому есть основания. Подозреваю что большинство людей таки тоже не без того.
Но что бы упорядочить хоть как то мировозрение и по возможности сохранить присутствие здравого смысла как раз и приходится применять Допущения и Возможности.

Блин... Опять меня несет. прочитали вешеписаное? Забудьте нафиг.
faulty_an From: faulty_an Date: October 27th, 2008 09:25 am (UTC) (Link)
а мне в связи с очередным прекращением употребления алкоголя больше всего стала близка первая часть поста.очень-очень близка!!
vlapandr From: vlapandr Date: October 28th, 2008 05:47 pm (UTC) (Link)
Дело за следующей частью:

Конечно, взялся за чтение. Занялся йогой, потом стал ходить в спортзал... И в один прекрасный момент ощутил, что становлюсь не просто другим человеком, а другим существом, счастливым и свободным, которое приближается к разгадке какой-то большой тайны.
sergi From: sergi Date: October 27th, 2008 09:38 am (UTC) (Link)
:-))))))) *смеется* Спасибо за настроение. У вас потрясающий талант с легкостью говорить о серьезном. Не грузить.:)
vlapandr From: vlapandr Date: October 28th, 2008 05:48 pm (UTC) (Link)
Что ж, хорошо, если это ещё и убеждает :)
(Deleted comment)
vlapandr From: vlapandr Date: October 28th, 2008 03:40 pm (UTC) (Link)
Ты знаешь, мне легче фильтровать телевизионную информацию. Когда начинается реклама, я просто отключаю звук. Да и что на что призвано воздействовать, без труда отслеживается, что бы там на экране ни мелькало.

Другое дело - страница информационного сайта. Внешне она мало чем отличается от газетной страницы, но газету мы привыкли просматривать в привычной последовательности и целиком, а что не успеваем прочитать немедленно, откладываем на потом, сунув газету в стол или в карман куртки. Прочитанное спокойно анализируется, и мы легко отмечаем все эти способы манипулирования сознанием, присущие прессе: особое построение материала, использование ключевых слов и т.д.

В отличие от газетной страницы (конечно, я имею в виду респектабельные издания), страница сайта пестрит малозначимой и не отслеживаемой нами информацией: бульварными заголовками, эротическими картинками, рекламой, мигающими баннерами... Как правило, читателя подобного сайта интересует конкретный материал, а остальное просматривается поверхностно или остаётся на периферии сознания. Главное же свойство Сети, затрудняющее осознанное усвоение информации - бесконечные гиперссылки, превращающие чтение в захватывающее путешествие по некоему лабиринту, на стенах которого развешана опять же реклама, мигают баннеры, чернеют жирные скандальные заголовки... Кстати, заметь, жёлтая пресса работает по тому же принципу: например, эротические картинки на тех же страницах, где публикуются материалы, критическое осмысление которых не входит в планы редакции - и неоправданные переносы продолжения статей на несколько страниц вперёд (пока листаешь, что-то мимоходом западает в подсознание).

Конечно, использовать Сеть для масштабного психолингвистического кодирования вряд ли реально: для этого потребовался бы сонм гроссмейстеров уровня Каспарова, которые могли бы просчитывать десятки и сотни ходов. Но в комерческих целях что-то подобное, наверное, используется. Я же имел в виду случайное сложение информационной мозаики в деструктивный код, который может привести, скажем, к неверным действиям авиадиспетчеров, толкнуть психически неустойчивого человека на преступление, дезориентировать банкира или политика... Хотя последнее, конечно, тоже из области фантастики.

На деле всё это, как я уже говорил, горькое иносказание. И, конечно, не Сеть - причина, мягко скажем, неинтеллигентной кремлёвской риторики. Я хотел сказать: оставайтесь собой, ни под кого не подстраивайтесь, отстаивайте свою внутреннюю свободу.

Насчёт власти не соглашусь с тобой. В основном, и те тысячи лет, о которых ты говоришь, власть правила силой и подкупом. Ложь вошла в большую политику как средство завоевания власти в условиях демократического выбора.

Насчёт власти у меня был забавный текст:
http://vlapandr.livejournal.com/34642.html

А то, что она всё чаще прибегает к силе, это следствие бессилия не перед правдой, а перед дошедшей до совершенства методикой воздействия на умы, независимо от цели этого воздействия: будь то торжество Истины или дворцовый переворот.
56 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]