Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Categories:

Как я понимаю буддизм

Спускаясь сегодня с горы Пальгонсан, поскользнулся на камне и расколотил камеру, поэтому просто расскажу пару историй. Хотя, конечно, таких историй уйма, и ничего принципиально нового я не скажу. Тем не менее есть люди, которые вновь и вновь повторяют чужие ошибки, потому что не знакомы с опытом своих предшественников, поэтому поговорить об этом есть смысл.

Когда-то моя знакомая вышла замуж за симпатичного и весёлого парня, но семейное счастье длилось недолго: молодой муж увлёкся буддизмом и стал целыми днями просиживать в лотосе вместо того, чтобы зарабатывать деньги и исполнять прочие супружеские обязанности. Не помогали ни уговоры, ни оплеухи. На всё был один ответ: просветлею, тогда и встану. Так и сидел до самого развода. Второй случай тяжелее: знакомый моего приятеля тоже начал с медитации, но внимание постоянно рассеивалось, поэтому ему ничего не пришло в голову, кроме как дожидаться просветления в тёмной ванной, забравшись в спальный мешок. Прямо в мешке его и увезли.

Друзья, бросьте вы всё это! Прежде чем садиться в лотос, надо раз и навсегда разрешить для себя вопросы, которые обычно незаметно обходятся стороной. Речь, прежде всего, о сострадании. Вот на улице стоит гроб. Вокруг скорбная толпа. Мы проходим мимо, заглядываем кому-то через плечо, сочувственно качаем головой, молчим. Зашли за угол. Вздохнули шумно, ускорили шаг. Встретили знакомых, поболтали, рассмеялись, разошлись. Забыли. Собственно, испокон веков так и было: печаль и радость сменяли друг друга, полностью захватывая человека, хотя он и понимал, исходя из опыта и логики, что, пока он радуется, у кого-то может быть горе. Теперь всё иначе. Вот за обедом мы включили телевизор. Война. На экране чьи-то ноги, лежащие в пыли. Перестаём жевать. Ноги сменила реклама. Подкладываем в тарелку картошки, но как-то уже смущённо. Ныне мы не понимаем, а знаем, видим, слышим... В любую секунду, стоит включить новости или взять газету, на нас обрушивается чужое горе. Когда же радоваться?

Одно из главных лиц в буддийском пантеоне Юго-Восточной Азии - бодхисатва милосердия. Просветление невозможно без осознания единства всего сущего. Осознание это невозможно без ощущения чужой боли как своей. Этот тезис вызывает бурную реакцию со стороны немалого числа людей: что же, только и скорбеть? Да нет, конечно, но просветлеть не получится, сколько ни сиди, окружив себя свечами, колокольчиками и цветами. Стыд будет мешать. Вот я тут спокоен и счастлив, а у людей горе. У людей горе, а я от него отгораживаюсь, понимаешь, красотой... А не будет стыдно, так и подавно не просветлеешь, ибо если чужая боль тебе по барабану, значит, не осознаёшь ты единства всего сущего. Что же делать?

Придётся скорбеть и радоваться одновременно. А как иначе? Ведь если цель - слияние сознания с неким Абсолютом, придётся сливаться со всем, что есть. И наверное, настоящее просветление - это когда ощущаешь, что тебя заморозили в жидком азоте, а внутрь залили расплавленный свинец. И когда тишину ощущаешь всем телом, будто на самом деле в ушах гремит симфония. И когда любовь это не сладкая нега, а как будто лежишь животом на гранате и сейчас тебя разнесёт в пыль. Примерно так я понимаю буддизм. Может, это и не буддизм - во всяком случае, я ощущаю, что живу, а кто действительно ощущает это, тот не задаётся вопросом о смысле бытия. Всем привет!
Tags: буддизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments