Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Category:

Не лицедействуй

Друзья, хочу в очередной раз заметить: если у вас не работает плейер, лучше этот текст не читать, поскольку он написан под впечатлением записи, которую я предлагаю послушать, и без неё не имеет смысла.
Однажды в центре города Тэгу я наблюдал, как дружелюбно беседовали друг с другом протестантский проповедник и буддийский монах. Не может не восхищать страна, где мирно уживаются буддизм, католицизм, протестанство, конфуцианство и шаманизм. Где традиции переплетаются одна с другой. Где я в толпе поднимаюсь на вершину горы Пальгонсан, чтобы поклониться древнему изваянию Будды, и встречаю любопытно-приветливые взгляды, никогда не ощущая отчуждения.



К христианству у меня отношение сложное: вижу в нём слишком слишком много противоречий для себя, каковых не нахожу в буддийской доктрине. Поэтому и в Петербурге предпочитаю посещать дацан Гунзэчойнэй, испытывая при этом, однако, несколько смешанные чувства, поскольку, как это ни странно, в корейских горах чувствую себя чужим гораздо в меньшей степени, чем в буддийском храме родного города...



Храм красив. Оттого уже само пребывание рядом с ним приводит ум в состояние безмятежного покоя.



Кроме того, во дворе очень свежий воздух, что сразу отметили мои дети. Вероятно, это потому что повсюду на деревьях висят флаги с мантрами - лунгта, что в переводе с тибетского означает "конь ветра". У того, кто подышал таким воздухом, непременно должно появиться желание отправиться с новыми силами и чистыми мыслями вокруг храма, крутя по пути молитвенные барабаны - и зарабатывая тем благие заслуги.



А ещё хотелось бы верить, что хорошую карму обретает даже тот, кто, не имея никакого понятия об различиях между учением школы Гелугпа и учением школы Карма Кагью, приходит в дацан просто для того, чтобы попробовать божественное бурятское блюдо, которое называется бууза. Кто знает, возможно, если повара особенно постараются, то после такой тарелочки можно достичь и Просветления... Но увы! Если бы всё было так просто, вряд ли произошла бы здесь в новогоднюю ночь уже известная всем печальная история.

Собственно, никто и не утверждает, что всё просто. В отличие от тех, кто считает, что для того, чтобы попасть в рай, достаточно уверовать, ламаисты выполняют сложные практики. Тем не менее, при всём моём почтительном отношении к ламаизму и дацану Гунзэчойнэй, мне трудно относиться к этим практикам иначе, чем к атрибутам всё той же веры. Да, разумом я всецело принимаю буддийскую философию, но то, что многообразные ритуалы поклонений, подношений и распевания мантр - и есть способ достижения искомого освобождения сознания, вызывает у меня сомнения, поскольку очевидно, что ритуалы эти, как мне кажется, не вытекают непосредственно из учения Гаутамы, а заимствованы из добуддийских верований. Достиг ли кто-нибудь с их помощью Освобождения - тоже вопрос веры. Сразу оговорюсь: милые верующие, я много раз слышал о том, что всё есть вопрос терминологии и что ламаистские практики представляют собой механизм "изживания эго", "настройки сознания", "очищения ума" - не стоит терять время на повторение этих словосочетаний. Я прожил несколько лет в Корее и склонен считать, что обряды поклонения духам основаны не на осознанной необходимости какой-либо "настройки", а на реальной вере в духов, свойственной даже тамошним христианам.



А вы? Вы действительно верите в духа местности, которому, согласно ламаистскому ритуалу, следует сделать подношение? Или убеждаете себя в том, что верите? Если последнее - честны ли вы по отношению к себе? Не лицедействуете ли? Испытываете ли вы искреннее почтение к Защитнику Учения Махакале? Или делаете вид, что испытываете?



Если же духи для вас - "проекции сознания", то стоит ли тратить время на поклонения и подношения им, если вы достигли понимания, что это лишь проекции вашего сознания? Исполнял ли эти обряды Гаутама? А Бодхидхарма?
...Возможно, всё было бы иначе, если бы я воспитывался в той культуре, частью которой является синкретичная ламаистская мифология, отражённая в упомянутых ритуалах. В этом случае моя вера, основой которой были бы глубокие эмоциональные переживания, не требовала бы никаких интеллектуальных доказательств, и я, приходя в дацан, чувствовал бы себя дома, а не в гостях. Но с детства меня, как и многих, читающих эти строки, окружали - проникая по крупицам в сознание через обороты языка, фольклор, книги, картины, музыку и многое другое - знаки иной духовной культуры. И даже не приемля разумом её этику и мифологию, сердцем я принадлежу ей, отчего сжимает горло спазмом пронзительное "Савл, Савл! Что ты гонишь меня?" - и отчего не требует доказательств истина, которая заключается для меня в одной ноте, в одном лишь звуке, которого не стоят тома проповедей...



Жизнь в Корее научила меня тому, что нет никакого противоречия в том, чтобы мыслями пребывать в одной традиции, а чувствами - в другой. А вот лгать себе, притворяться, лицедействовать - то ли для того, чтобы ощутить свою значимость, то ли, чтобы не походить на других - и безнравственно, и бесполезно. Поэтому - будь что будет!
Tags: Петербург, Южная Корея, буддизм, культура, музыка, религия, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →