Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Categories:

Кто ты?

Прочитал недавно в ЖЖ: "Когда мне нужна разрядка, я иду на улицу и бью кому-нибудь морду".

Мой младший сын, когда ему было года три, постоянно наблюдал за собой и спрашивал: "Почему я плакал?", "Почему я так сказал?", "Почему я так сделал?", "Почему мне захотелось это сделать?". А тут - никаких комплексов. Захотел - пошёл и набил морду. Кому - неважно. Видимо, тому, чья морда меньше всего понравилась. Почему именно так нужно разряжаться - неважно. И где оно - "человек, познай себя"? Я уж не говорю о греках - для кого старались Фрейд, Адлер, Юнг?

Когда я думаю о человеческой природе, в первую очередь мне вспоминаются три типа телосложения согласно теории доктора Уильяма Х.Шелдона. Мысленное их созерцание и размышление на тему, к какому типу в какой степени принадлежу я - и как это обусловливает мою жизнь - своего рода медитация.

 

Вот тут эти типы различают по степени предрасположенности к бодибилдингу:

а. Мезоморф отличается мускулатурой, которая от природы сильна и заметна, и почти полным отсутствием жира. Туловище крепкое. Кости толстые, мышцы объемные. Люди с таким телосложением больше всего способны к успехам в бодибилдинге.
б. У типичного эндоморфа тело округлое и мягкое, много жира. Такие люди обычно не любят заниматься спортом, с трудом добиваются результатов в культуризме, хотя "классическим" эктоморфам приходится не в пример тяжелее.
в. У эктоморфа худощавое тело и длинные кости, хрупкое сложение, мало жира и тощие мускулы. Ярко выраженный эктоморф меньше всего предрасположен к бодибилдингу.

А здесь уже речь идёт о более серьёзном:

У.Шелдон, американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, что означало присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу – человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом – свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф – тело отличается силой и стройностью – проявляет беспокойство, активен, и не слишком чувствителен. Эктоморф – тонкое и хрупкое тело – отличается склонностью к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. По Шелдону, наиболее склонны к девиации мезоморфы.

Девиация -  значит "отклонение". Как тут не согласиться? Разве не мезоморфы подстерегают мирных прохожих в тёмных переулках и подворотнях? Разве не мезоморфы составляют основной контингент "братвы"? А с другой стороны, они же, мезоморфы, - хозяева жизни, большие боссы бизнеса и политики. Это они принимают военные парады и судьбоносные решения, в то время как добродушные эндоморфы и трепетные эктоморфы обретают себя в кулинарии, ботанике или искусствах...

Не повод ли для взаимной неприязни? Может быть, и не повод, но я заметил, что среди моих друзей и близких знакомых только один мезоморф, с которым я десять лет учился в одном классе, сидел за одной партой и играл в одном ансамбле. Все остальные - эктоморфы. Наверное, и у мезоморфов большинство друзей - той же породы. И когда не очень чувствительному мезоморфу нужна разрядка, он идёт на улицу и смотрит по сторонам: не идёт ли мимо отвратительный эндоморф или эктоморф?

Но если бы дело ограничивалось мордобоем, это было бы полбеды, и ещё недавно я вопрошал: где вы, школьные психологи, чья святая обязанность - объяснять детишкам, что происходит с ними?! И что толку в мудрёных философских изысканиях, если мир уже на краю катастрофы? Ещё недавно я мысленно призывал: уважаемые мыслители, погодите с экзистенциями и деконструкциями - скажите, что делать, чтобы люди не резали друг друга, как скот. А мне в ответ: люди делятся на такие-то типы, имеющие склонность к тому-то... Да я и сам знаю. И чем больше подобных категорий я узнаю, тем уже мне представляется человеческий выбор, и я всё больше склоняюсь к тому, что всё предопределено - и призывать к чему-либо бесполезно. Вот ещё один пример - как раз читал сегодня... Пуэр - в переводе с латыни "ребёнок".

Человек, чья психическая эмоциональная жизнь остается на детском или юношеском уровне находится в очень сильной зависимости от матери /для женщины - от отца/. В интерпретации Юнга архетип "вечного" мифологического дитяти имеет психологический смысл констатации неразрушимости некоторых инфантильных черт в психике взрослого мужчины. Жизнь Вечного Дитяти, или пуэра, полна условностей и вследствие страха быть пойманным в ситуацию, из которой ему будет трудно ускользнуть. Его судьба редко оказывается такой, какой она ему видится, и когда-то ему придется что-то с этим делать, - но только не сейчас. Поэтому все планы на будущее растворяются в фантазиях по поводу того, что будет, что может и должно быть, при этом никаких решающих действий к изменению ситуации не предпринимается.

Именно так, именно так...

Общие симптомы психологии пуэра - образы тюрьмы и вообще любых ограничений свободы: цепи, оковы, пещеры, решетки, засовы, капканы, корсеты, бандажи и т.п. Сама жизнь, существующая как реальность воспринимается как тюрьма.

Так точно, тюрьма. И нет праведного ни одного. Мало того, что всё предопределено, так ещё и предельно ясно описано. И вряд ли тут стоит ещё что-то добавлять. Правда, некоторые пытаются. Бог им судья. Хотя, возможно, это лучше, чем заявлять, как один мой друг: "Жизнь очень проста, старик, и не стоит её усложнять" - и идти бить кому-то морду.

Tags: литература, люди, общество, психология, рок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments