Владимир Андреев (vlapandr) wrote,
Владимир Андреев
vlapandr

Category:

Страшная вещь эта соната

В тот самый день, на который пришлось сразу несколько праздников, мы с женой устроили себе ещё один: сходили на концерт классической музыки. Слушали Дебюсси, Стравинского и Бетховена. Партию скрипки исполнял Вадим Репин, аккомпанировал ему на рояле Итамар Голан...

— Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! — вскрикнул он. — У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает?

Не скажу, что подобные походы случаются часто - тем более удивительным представляется происходящее. Например, когда скрипка передаёт не только интонацию человеческого голоса, но и дыхание - взволнованно замирающее, прерывистое, - отчего кажется, что вот-вот станут понятны и слова, которые она выпевает. И аккомпанемент... Тончайший слух, идеальное чувство меры, сила воли, самоотверженность, скромность - затрудняюсь сказать, что здесь нужно в первую очередь и в большей степени, чтобы не тянуть одеяло на себя, но и не уходить в тень, скупыми средствами выражая то же напряжение, ту же гамму чувств, что и солист; чтобы не быть эхом, отголоском, но вести равноценный диалог, которому я был свидетелем... Что же касается Крейцеровой сонаты, тут случай особый, хотя и не ахти какой оригинальный: произведение музыкальное давно неотделимо для меня от навеянного им произведения литературного, которое я процитировал выше...

Пожалуй, к сказанному классиком добавить мне нечего, поэтому продолжу опять же цитатой:

В Китае музыка государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек.
А то страшное средство в руках кого попало. Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки.


От себя скажу только, что и гипнотизировали нас в тот вечер люди достойнейшие, и место (Концертный зал Мариинского театра) вполне приличествовало случаю, и дамы были одеты строго, да и само по себе выступление было настолько важным и значительным событием, что трудно представить его в качестве сопутствующего чему-либо обстоятельства. Что же касается поступков, которые, по прослушивании упомянутого престо, предстоит совершить вашему покорному слуге, то надеюсь, что свойство они, по вышеуказанным причинам, будут иметь исключительно благородное.

Если же кто из присутствующих захочет освежить в памяти оба произведения, то сделать это можно немедленно. Не знаю, правда, что лучше сделать сначала, прочитать Толстого или прослушать Бетховена. Не прослушав сонату, вряд ли можно по достоинству оценить повесть, но после прочтения повести совершенно по-особому начинает восприниматься музыка.

Л.Толстой. Крейцерова соната.



Л. Бетховен. Соната №9 "Крейцерова" для скрипки и фортепьяно.
Исп. И.Перлман и В.Ашкенази.
Tags: классическая музыка, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments