?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Откуда пошёл "сюр" - vlapandr's journal
Дневник Владимира Андреева
vlapandr
vlapandr
Откуда пошёл "сюр"
11 мая - день рождения великого Сальвадора Дали, моего любимого художника. Сразу скажу, что к изобразительному искусству у меня отношение всю жизнь было сложным - не таким, как к музыке или к книгам. Всегда чувствовал, что большая часть того, что создаёт художник, проходит мимо меня. При этом ощущается напряжение, как в помещении, где кто-то спрятался за шторой, или как в присутствии людей, говорящих о чём-то важном для тебя на непонятном языке. Мои друзья-живописцы, приглашая на свои выставки, хлопали по плечу: "Не бери в голову, будь проще. Самое главное - нравится тебе или нет".

 

Сальвадор Дали не просто нравился - он вызывал восхищение филигранной техникой, непредсказуемостью и необузданной творческой яростью...



А главное - его работы неизменно вызывали ощущение преддверия тайны, близкого выхода в неведомое...



Собственно, он и искал всю жизнь выход в иное измерение, как персонажи его картин.



На его полотнах лениво растекалось время...



Детали изображения трансформировались, будто в калейдоскопе, порождая сонм новых образов...



Он объяснял:«Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу – создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира»



Все краски мира, но прежде всего - Испании...



Поскольку большего врага напыщенного пафоса, чем "король сюрреализма" трудно было бы найти, сочту уместным в качестве рассказа о том, каким Дали был в обыденной жизни, предложить историю, рассказанную Михаилом Веллером - Танец с саблями.
Того, кто ещё не читал, ждёт незабываемое удовольствие. Да и перечитать не грех.

Tags: , , , ,

17 comments or Leave a comment
Comments
kortan From: kortan Date: May 11th, 2010 05:33 pm (UTC) (Link)
:)))Помню, помню этот рассказ Веллера!
Вот же сумасброд этот Дали. Бедненький Арам:)
А по поводу творчества... Безусловно Сумасшедший Гений. Когда долго смотришь картины, чувствуешь, что в мозгах что-то перещелкивается, и хочется спросить:Где я?"
vlapandr From: vlapandr Date: May 11th, 2010 05:41 pm (UTC) (Link)
А вдруг возможно такое, что однажды в мозгах что-то окончательно перещёлкнется и мы спросим: "И где это мы всю жизнь были?":)
kortan From: kortan Date: May 11th, 2010 05:53 pm (UTC) (Link)
А может, так и есть...:)) И может быть, в СЮР-мире жить интересней и спокойней.
vlapandr From: vlapandr Date: May 11th, 2010 05:56 pm (UTC) (Link)
Вот-вот...
vodani4_ey From: vodani4_ey Date: May 11th, 2010 08:11 pm (UTC) (Link)
ДАааа!!!)
lukibano From: lukibano Date: May 11th, 2010 06:33 pm (UTC) (Link)
надо бы губке бобу что-нибудь про дали написать
vlapandr From: vlapandr Date: May 11th, 2010 06:40 pm (UTC) (Link)
Почитаем:)
vianer From: vianer Date: May 11th, 2010 06:35 pm (UTC) (Link)
Только действительно гениальный человек мог всю жизнь перетасовывать 5-6 удачных образов, перемежая это с эксцентричными выходками и богатеть всё больше и больше.Гений иллюзии. Но иллюзия - обман. Значит - гений обмана... Я смотрю на Дали через призму Луиса Бунюэля, который был его антиподом всю оставшуюся жизнь (после размолвки в молодости). А реальный гений сюрреализма - Рене Магритт, на мой взгляд...
iisun From: iisun Date: May 11th, 2010 09:02 pm (UTC) (Link)
Бунюэль и Дали - разные, это верно. Но я бы не сказала, что они антиподы. В фильмах Бунюэля много сюрреалистичного, и не только в ранних. Поясните пожалуйста Вашу мысль, мне очень интересно

А Магритт не обманщик? :)
vianer From: vianer Date: May 12th, 2010 01:58 pm (UTC) (Link)
Об отношениях с Дали Бунюэль очень хорошо написал в своей книге "Мой предсмертный вздох". Это одни из лучших мемуаров из тех, что я читал... Пишет он там о Дали без особой злобы, довольно объективно. Что мне не нравится в Дали, так это то, что за "приколы" он брал огромные деньги. Тем же самым на телевидении занимаются раскрутившиеся "квнщики". А если шутка не удавалась, начинал выкручиваться, чтоб не потерять гонорар.
Насчёт "обманщика Магритта"... Каждый художник - в какой-то степени обманщик. Но обман может что-то напомнить, а может что-то заставить забыть. Я - за тех, кто НАПОМИНАЕТ :)
vlapandr From: vlapandr Date: May 12th, 2010 11:13 am (UTC) (Link)
Гений иллюзии чего? Иллюзии таланта? Иллюзии творчества? С этим мне трудно согласиться. Я думаю, внешняя скупость выразительных средств, узкий круг образов - всё это обусловлено, прежде всего, местом, где Дали рос и формировался и духом которого наполнены все его работы. По этому поводу мне вспомнился давнишний пост о "детях пустыни":

...Меня всегда занимал вопрос о детях оленеводов, степных кочевников и, особенно, о тех, кто родился в пустыне и перемещался от оазиса к оазису. Вот они уехали в город, выучились, привыкли к благам цивилизации, но ведь должно же их тянуть туда, где они увидели свет, узнали ласку матери, испытали первое чувство. И вот они приезжают в отпуск. Конечно, этим людям, как и жителям живописных мест, свойствен эмоциональный мир. Но их переживания привязаны к иным образам. И вот тут, при попытке понять, в чём же закодировано то, что вызывает к жизни эти переживания, мы можем разойтись во мнениях. Одни скажут: эмоциональный мир детей пустыни настолько же беднее эмоционального мира итальянцев или костариканцев, насколько унылый пейзаж Сахары скуднее видов Неаполя или Карибского побережья. Другие возразят: нет, вспомните, сколько слов существует в языке кочевников для обозначения песка! Они видят всё иначе, чем мы. Мир их переживаний заключается в бесчисленных, незримых для нас оттенках. Третьи скажут: да, внешне мир этих людей выражен крайне ограниченными формами, но эти формы даруют им ощущение бесконечности и многообразия; в них, в этих формах – сжатая и готовая взорваться Вселенная, так же как в четырёх буквах священного имени заключается всё бытие. Всё, что мы видим, мы наполняем своим собственным духовным содержанием. И там, где одни видят песок, другие наблюдают игру его оттенков, читают его, как книгу, говорят с ним. Третьи же видят и заново проживают Историю...

А с другой стороны, приходит на память фраза Чуковского о том, что каждый поэт рождается с некоей длинной мыслью, которую он пытается выразить всю свою жизнь. Таков был и Дали, в отличие от играющего бесконечными образами жизнелюбивого певца парадоксов Магритта. Темы работ Магритта - люди, любовь, свет; у Дали - чудовищное одиночество.
vianer From: vianer Date: May 12th, 2010 02:05 pm (UTC) (Link)
И Дали, и Бунюэль выросли в католической до мозга костей стране, среди множества глупых запретов. Оказавшись в университете, потом в Париже, они отрывались по полной программе...
Одиночество Дали - не исключение, каждый художник одинок, это a priori, на мой взгляд...
У себя я попытался дальше порассуждать о Дали и его влиянии на искусство:http://vianer.livejournal.com/41643.html
Тут всё не так просто, лет до 25 я тоже был его ярым поклонником, а потом...
vlapandr From: vlapandr Date: May 12th, 2010 02:38 pm (UTC) (Link)
Когда я писал о месте, в котором вырос Дали, я имел в виду пустынное побережье, где расположен его родной город. Именно его завораживающий дух пронизывает все работы Дали.

Читал и вчерашний, и сегодняшний Ваш пост - и не могу не уважать Ваше мнение, тем более, что Вы художник.

Дали "залез" в мозг и начал шуровать там. Это примерно то же самое, как если бы вместо кинофильма на экране мы бы видели внутренность кинопроектора. Зрителю, не знакомому с законами живописи, предлагается "кашица из образов", не требующая работы мысли.

Да, будучи поклонником Фрейда, Дали шуровал в мозгу, но, прежде всего - в своём, исследуя механизм возникновения видимой картины мира. Так Пабло в романе Гессе перемешивал фигуры на метафорической шахматной доске, предлагая возможность расставить их по-новому. И для того, чтобы выстроить иную - уже осознанную - реальность из "кашицы" образов, конечно, нужна мысль, но эту работу зритель должен выполнить самостоятельно.
vianer From: vianer Date: May 12th, 2010 03:10 pm (UTC) (Link)
Ну вот что хотите со мной делайте, но не люблю я превращения святого таинства творения в балаган! Недавно видел в интернете сюжеты о "рисовании картин песком" на стекле и под музыку: аж покоробило, ей богу... Не знаю, может, я - идеалист? Но в любом случае спасибо вам за понимание и тактичное отношение к чужому мнению :)
vlapandr From: vlapandr Date: May 12th, 2010 03:27 pm (UTC) (Link)
Ну вот, а мне работа Ксении Симоновой на военную тему показалась очень трогательной... Да и весь зал встал со слезами на глазах. Какой же это балаган? Ну пусть это будет отдельный вид искусства, отличный от живописи, не имеющий к ней отношения, а значит, и не профанирующий её. Тем не менее, спорить не буду. Спасибо и Вам!)
vianer From: vianer Date: May 12th, 2010 04:18 pm (UTC) (Link)
Я ведь "философски", без истерик отношусь к тому, что изобр.искусство стремительно утрачивает сакральность. Началось это ещё в Возрождение, Просвещение и т.д., но в посл.время процесс идёт лавинообразно (век информации, интернета). Вот вы долго живёте на Востоке: там этого нет, по-видимому. Или не так стремительно идёт... Искусство там более камерное было всегда, а избушка рушится с меньшим грохотом, чем небоскрёб :)
davix From: davix Date: May 12th, 2010 09:55 am (UTC) (Link)
картина с часами особенно завораживает
17 comments or Leave a comment